Когда решится вопрос об уравнивании утилизационных сборов?

Развитие автомобильной отрасли в России во многом зависит от того, насколько эффективно будет работать система утилизации старых автомобилей. Оценить перспективы иска ЕС к России, а также обсудить развитие этой отрасли в целом призваны участники первой всероссийской конференции «Утилизация транспортных средств в России», которая пройдет 6 сентября 2013 года в Москве.

Дата — 6 сентября 2013 года — выбрана неслучайно. Первый торговый спор России и ЕС в рамках ВТО начат в июле 2013 года и касается утилизационных сборов. На раздумья нашей стране отвели время до 7 сентября.

По мнению ЕС, Россия будет ежегодно собирать около 10 млрд евро утилизационных сборов, при этом западные и российские производители автомобилей ставятся в неравные условия. За эти шестьдесят дней консультаций стороны должны решить возникшие вопросы путем переговоров. Если проблемы останутся, следующая стадия торгового спора — иск к России в суд ВТО. Проигрыш грозит большими издержками и штрафами. Чиновников Евросоюза официально поддержали власти США, Китая, Японии, Турции и Украины.

Цель конференции — привлечь внимание всех заинтересованных сторон к создаваемой в России системе утилизации легкового и грузового автотранспорта, а также железнодорожных вагонов. Мероприятие пройдет при участии Минпромторга, Минэкономразвития, Евразийской экономической комиссии, Ассоциации Европейского бизнеса, автопроизводителей, переработчиков лома, различных профессиональных объединений, таких как Объединение автопроизводителей России, НП «Русская сталь» и т. д. Приглашены также представители администрации российских регионов (Калужской, Ленинградской, Нижегородской, Московской области, Москвы), аппарата полномочного представителя президента в Уральском Федеральном округе и Центральном Федеральном округе. Российских автопроизводителей представят АВТОВАЗ, КАМАЗ, ГАЗ, Sollers, ЗИЛ, «Автотор» и др.

Сегодня есть все предпосылки для того, чтобы в РФ была создана новая отрасль утилизации автомобилей, состоящая из региональных программ по авторециклингу. В выигрыше от этого останется и экономика страны, ведь это новые заводы в регионах, новые рабочие места, дополнительные налоги, которые пополнят бюджет. Важно показать российским и зарубежным автопроизводителям варианты участия в системе утилизации. Объяснить, как можно получить финансирование и почему нужна региональная программа развития отрасли. Регионам для привлечения денег на строительство перерабатывающих предприятий необязательно рассчитывать исключительно на создаваемый госфонд утилизации. Можно использовать и механизм концессий, что позволит дополнительно привлечь средства западных инвестфондов, создать финансовую основу для строительства заводов и перерабатывающих производств.

Пока же про систему утилизации в России известно лишь со слов замминистра промышленности и торговли РФ Алексея Рахманова, который на одной из пресс-конференций рассказал, что на сегодняшний день в России девять шредерных (перерабатывающих автохлам) заводов, еще два — в стадии строительства. По самым скромным подсчетам консалтингового агентства PwC, России необходимо около 30 таких предприятий.

«Нам нужно в каком-то смысле вернуться, а может, и начать строить с нуля предприятия по рециклингу — вторичной переработке отходов. Поэтому, когда нам говорят о слишком высоком утилизационном сборе, почему-то забывают, что предстоит создать целую отрасль по переработке вышедших из строя автомобилей», — отметил чиновник. Так что проблема есть, она не теряет своей актуальности, и решить ее предстоит всем миром.

Справка

Организатор мероприятия — группа компаний Русмет основана в 1997 г. на базе Московского государственного института стали и сплавов.

Подпишитесь на «За рулем» в