Полный назад!

ПОЛНЫЙ НАЗАД!

КЛУБ АВТОЛЮБИТЕЛЕЙ

/СТРАНИЧКА ИСТОРИИ

ПОЛНЫЙ НАЗАД!

КАКАЯ ИЗ ЗАДНИХ ПЕРЕДАЧ ВКЛЮЧЕНА?

ТЕКСТ / СЕРГЕЙ КАНУННИКОВ

В конце позапрошлого века многие фирмы делали коробки передач, где шестерни первичного (как говорили тогда - "приводного") и вторичного валов постоянно находились в зацеплении. Правда, до синхронизаторов с муфтами включения было еще далеко и, чтобы стопорить нужную шестерню на валу, применяли хитрый способ.

В коробках передач первых "панар-левассоров" четыре шестерни в "холостом" положении вращались на полом вторичном валу свободно (рис. 1). Чтобы включить передачу, водитель перемещал специальный рычаг, вдвигая в полый вал шток с канавкой, где была закреплена специальная пружинная пластина. Эта пружина толкала один из четырех прямоугольных в сечении пальцев. Они, выдвигаясь из вала, тормозили одну из шестерен, обеспечивая включение соответствующей передачи (если вам приходилось менять личинку замка, вы наверняка узнали принцип).

Управляя коробкой передач, водителю "Панара" приходилось орудовать двумя рычагами. Второй через систему тяг воздействовал на размещенную в задней части коробки каретку (рис. 2). Она была насажена на вал звездочек, передающих через цепи усилие на колеса. На каретке, в свою очередь, стояли два больших конических зубчатых колеса - переднего и заднего хода. Когда рычаг находился в "нейтрали", коническая шестерня, которой оканчивался вторичный вал, не была зацеплена ни с одним из больших колес. Перемещая каретку, водитель соединял вторичный вал с каким-либо зубчатым колесом, включая передний или задний ход. Таким образом, "Панар-Левассор" имел четыре передних и столько же задних передач.

Конечно, находясь в постоянном зацеплении, зубья шестерен изнашивались не сильно. Но стопорные пальцы, не выдерживая высоких нагрузок, постоянно ломались. Тут и возможность ехать на "четвертой задней" не помогала.

Рис. 1. Коробка передач "Панар-Левассор": 1 - вал цепных шестерен; 2 - шестерня переднего хода; 3 - шестерня заднего хода; 4 - шестерня вторичного вала; 5 - шестерни I и IV передач; 6 - шток переключения передач; 7 - первичный вал; 8 - вторичный вал; 9 - стопорный палец; 10 - шестерни первичного вала.

Подпишитесь на «За рулем» в