Дороги: заколдована, окольцована

Строительство Центральной кольцевой автодороги, ЦКАД, по масштабам сравнимо разве что с сооружением трассы «Амур», соединившей центральные районы с Дальним Востоком. Где же она пройдет?
Сегодня обе бетонки – и А107, и А108 – превратились в сплошную пробку, ведь по ним в обход столицы поехали грузовики.

Так уж сложилось исторически, что через Москву и область идут основные транспортные потоки в стране – с севера на юг и с запада на восток. Под это строили дороги – автомобильные, железные… Что и привело к нынешней ситуации, когда столица задыхается от транзита.

Отказаться от него нельзя, но и жить в таких условиях невозможно. Поэтому идея сооружения кольца на дальних подступах к городу, чтобы отвести от него подальше транспортные потоки, витала в воздухе давным-давно.

Карта открывается в полный размер по клику мышки.

Общая концепция строительства ЦКАД была подписана еще в 2002 году тогдашним губернатором Московской области Б. Громовым. В 2004-м вышло распоряжение премьер-министра М. Фрадкова о начале разработки проекта автодороги, а в 2005-м – о счастье! – были зарезервированы участки под строительство трассы.

Проект разработали в областном Научно-исследовательском и проектном институте градостроительства; в 2006 году его обсуждали на общественных слушаниях во всех городах и районах, где должна проходить автодорога. Проект был согласован с администрациями муниципальных образований и утвержден губернатором Московской области в том же 2006 году.

На этом, собственно, всё и закончилось. Потому что денег в бюджете на строительство ЦКАД не нашлось. Ситуация изменилась три года назад, когда ЦКАД отошла к «Автодору». Появились и конкретные планы, и точные сроки. Хотя деньги тоже дали не сразу.

ГДЕ И КОГДА

По плану автотрасса пройдет в непосредственной близости от федеральных автодорог А107 (Московское малое кольцо, ММК) и А108 (Московское большое кольцо, МБК). Где-то совсем рядом с нынешней бетонкой – в зоне отчуждения, то есть в 50–100 м, а где-то подальше – в 800 м. Запланирована дорога категории 1А (лучше не бывает!): минимум две полосы в каждом направлении, отбойники посередине и по краям, освещение, отсутствие светофоров. Разрешенная скорость – 130 км/ч.

Прежде чем строить дорогу, строители должны обнаружить и перенести старые коммуникации, в первую очередь разные трубопроводы.

Вся трасса разделена на пять пусковых комплексов. Причем первый, третий и четвертый участки проходят вдоль Малого кольца, а второй – вдоль Большого. Такую странную конфигурацию проектировщики объясняют не заботой о спокойствии владельцев элитной недвижимости на западе Подмосковья (в районе Рублево-Успенского и Новорижского шоссе – самые дорогие и престижные дачные поселки), а экономикой и заботой об экологии.

Здесь бетонка проходит по наиболее густонаселенной части ближнего Подмосковья, и для строительства новой дороги пришлось бы выкупать у владельцев участки по запредельной цене (или строить для них новое жилье). К тому же пострадали бы леса. Кроме того, на защиту своих земель грудью стало Минобороны – и отстояло-таки полигон Таманской дивизии.

Словом, по плану на западе ЦКАД должна была сделать петлю. А Московское малое кольцо на участке от Наро-Фоминска (пересечение с Киевским шоссе) до пересечения с трассой М10 «Россия» в деревне Дурыкино (Солнечногорский район) собирались просто капитально отремонтировать. Но планы поменялись.

Президент и правительство поставили задачу построить дорогу за пять лет, к 2018 году, поэтому петли не будет. Во всяком случае пока. А вся ЦКАД пройдет вдоль нынешней трассы А107 (Малое кольцо) – кроме того самого участка от Киевского до Ленинградского шоссе (в документах он именуется Звенигородским ходом или пусковым комплексом № 5). Тут ЦКАД пойдет прямо по бетонке, но уже расширенной (в два раза!) и капитально отреставрированной – до четырех полос движения в обоих направлениях и до параметров дороги второй категории (разрешенная скорость до 90 км/ч). Правда, вокруг крупных населенных пунктов – деревень Юшково, Хлюпино, Введенское, Большие Вязёмы, городов Голицыно и Звенигород – построят объездные дороги.

Тихая провинциальная жизнь пока продолжается. Но скоро здесь установят вышки для новой линии электропередачи.

Естественно, и новая ЦКАД обойдет все крупные города, через которые сегодня проходит бетонка: Ногинск, Электросталь, Павловский Посад, Бронницы, Наро-Фоминск, Клин. В целом магистраль будет короче, чем планировалось: 340 км вместо 530 км.

И самое главное: все новые участки от Ленинградского до Киевского шоссе (по часовой стрелке) сделают платными. Как положено по закону, бесплатной альтернативой для них будет Малое кольцо (А107), которое обещают отремонтировать. Звенигородский ход обещан бесплатным. На строительство новой магистрали Минтранс РФ планирует потратить 300 млрд руб.; половину суммы президент пообещал выделить из Фонда национального благосостояния (на возвратной основе, с процентами), 76 млрд даст бюджет и еще 74 млрд планируется привлечь из средств инвесторов.

НАЧАЛИ

Сейчас на третьем пусковом комплексе (от Ленинградского до Горьковского шоссе) и на четвертом (от Горьковского шоссе до трассы «Дон») полным ходом идут подготовительные работы: переносят самые разные коммуникации (трубопроводы, электросети и т. д.), договариваются о выкупе с владельцами строений и участков, где пройдет трасса… Хотя проложить ее старались так, чтобы меньше сносить домов и садовых участков, обойтись совсем без «жертв» не получилось – чай, не тайга кругом, а Московская область.

Здесь пройдет современная магистраль.

Причем позиция властей такова: при изъятии земли у собственников и сносе жилых домов необходимо выплачивать компенсации жителям по рыночным ценам либо предоставлять взамен равноценное жилье. За одним исключением: если выяснится, что земля (или строения) приобретены в обход закона уже после утверждения плана строительства (чтобы потом втридорога продать государству), эти объекты будут выкуплены по кадастровым ценам.

А по-настоящему техника развернется на строительстве новой дороги уже в 2014 году. По новому плану – сначала на пусковом комплексе № 1 (от трассы «Беларусь» до М4 «Дон»), а с 2015 года и на остальных участках.

Дороги еще нет, а вышки ЛЭП уже везут.

ЭКОЛОГИЯ

Нам обещают, что при строительстве ЦКАД не возникнет серьезных проблем с экологами и местным населением. Новая автодорога не проходит по заповедникам, особо охраняемым природным территориям и т. д., поэтому специальную экологическую экспертизу проект не проходил (по закону!).

Но в нем есть разделы «Оценка воздействия на окружающую среду» и «Мероприятия по охране окружающей среды»; они были одобрены в Главгосэкспертизе. Прошел проект и общественную экологическую экспертизу, в которой участвовали ведущие ученые-экологи. В любом случае под ЦКАД вырубят всего 0,01% общей площади лесов Московской области. Зато в проекте предусмотрена очистка 100% стока дождевых вод (впервые!), экологические переходы для животных, шумозащитные экраны вблизи жилой застройки и компенсационные посадки деревьев и кустарников.

Подпишитесь на «За рулем» в