Дорога в 1942-й: что таит под собой трасса М11

Мы в долгу перед дедами. Лишний раз это понял автор, когда всего один день отработал вместе с поисковиками на маршруте скоростной трассы Москва – Санкт-Петербург.

Новые автотрассы в России прокладывать – сплошное мучение. Каждый вроде бы понимает, как они нужны, но никто не хочет, чтобы магистраль проходила рядом с его собственным домом. Протестуют то местные жители, то владельцы земли, то лесники, то экологи…

Строителям скоростной трассы М11 уже пришлось столкнуться с этими проблемами, когда на пути будущей магистрали встал печально известный лес в Новгородской области. Там в окрестностях деревни Мясной Бор летом 1942-го полегла практически целиком советская Вторая Ударная армия.

Десятки тысяч погибших бойцов и командиров оставались неопознанными и незахороненными. Поисковики-добровольцы за последние 25 лет обнаружили на Новгородчине и предали земле останки более 100 тысяч красноармейцев, вернули имена 20 тысячам из них. А сколько еще погибших остались ненайденными в местных лесах и болотах... Даже профессиональные историки оценивают их число с осторожностью; разброс – в десятки тысяч!

Новую скоростную трассу провели окраиной печально известного леса. Хотя лесом назвать это трудно: болото, густо поросшее цепкими кустами и кривыми, невысокими деревьями. Ничего выдающегося, если не знать, чтó там внизу, под ногами.

Стоит лишь чуть копнуть, и обязательно наткнешься на следы той войны – гильзы, осколки, нехитрый солдатский скарб…

Сначала по направлению будущей трассы прошли саперы, да не один раз. Потому что 70 лет минуло, а по тропе войны никто толком не хаживал. Только за четыре месяца этого года отсюда вывезли и взорвали 1300 мин и снарядов! Хороший сапер по сигналу миноискателя сразу отличит, что прячется под землей. Если мина или бомба, ее достают и вывозят, если по звуку что-то напоминающее винтовку, на деревья рядом вешают ленточки. Это знак для поисковиков: возможно, здесь лежит солдат.

Фронт работы поисковиков – 100-метровая полоса будущей дороги плюс большая площадка, где через пару лет начнут строить развязку с трассой М10. Задача – не оставить в земле ни одного погибшего красноармейца или немецкого солдата. Хотя последних мало: немцы обычно уносили погибших с поля боя и аккуратно хоронили. Нам своих приходится собирать сейчас.

Небольшая полянка недалеко от действующей трассы, отлично слышен шум проезжающих машин. На деревьях яркие ленточки: саперы здесь услышали что-то металлическое. Двое ребят из Питера, опытные поисковики, длинными ножами снимают тонкими слоями землю. Я, новичок, на подхвате.

Нож утыкается во что-то твердое и продолговатое. Похоже, на глубине около 20 см лежит винтовка Мосина. Вернее, то, что от нее осталось: приклад давно сгнил, ствол порос ржавчиной… Ребята копают и копают, и вот из-под земли появился вещевой мешок, а в нем запасные сапоги, бинокль, набор карандашей, кружка, ложка. Увы, никаких предметов, по которым можно определить личность погибшего. Заветного медальона, где полагалось носить записку с именем-фамилией, не обнаружили.

Он вообще большая редкость – наши солдаты считали дурной приметой носить черный эбонитовый пенал, который почему-то именовался медальоном.

А вот медальон с именем и адресом – большая редкость. Носить его у бойцов считалось дурной приметой.

В тот день начала осени участники экспедиции «Долина» нашли останки еще трех советских солдат. По отдельности аккуратно сложили в специальные мешки, чтобы потом еще и еще раз внимательно рассмотреть: может, удастся по каким-то деталям определить фамилию. Но так и не удалось.

За четыре месяца работ в 2013 году поисковики обнаружили в лесу останки 271 солдата. Медальоны были лишь у пятнадцати, прочитать пока удалось не все. Родственникам семерых уже сообщили: спустя 70 лет мы нашли могилу вашего деда или прадеда. За останками двух красноармейцев приехали внуки, чтобы похоронить их в Курской и Оренбургской областях. Неопознанных приняли братские кладбища в Новгородской и Ленинградской областях.

И хотя фамилии их установить не удалось, самое главное – защитники Родины нашли последний приют.

В ближайшие годы в Центральной России, в местах, где шли бои, начнут строить несколько дорог. Кроме скоростной трассы М11 – Центральную кольцевую; в планах – реконструкция магистрали М1 «Беларусь». И везде, как пообещали в государственной компании «Автодор», будут тщательно искать следы погибших воинов. Раньше ничего подобного не делали, и это ужасно. Но лучше поздно, чем никогда.

Подпишитесь на «За рулем» в