Электромобили: пора определиться с понятиями

Электромобиль в России многие до недавнего времени воспринимали как дорогой гаджет. Мол, эта экзотика не для нас. В последнее время на рынке электромобилей произошли серьезные перемены, которые делают автомобили с электрическим двигателем более доступными и привлекательными для российского потребителя. Электромобиль медленно, но верно начал преодолевать барьеры в сознании россиян.

Один из важных факторов, заметно сдерживающий покупательский спрос, — цена электромобиля. «Сколько стоит — 1,8 млн руб.? Спасибо, я лучше куплю два обычных…» — типичная реакция покупателя. На Московском международном автомобильном салоне мы среди посетителей провели опрос: готовы ли они приобрести электромобиль? Около 90% опрошенных ответили «да», при условии, что он станет дешевле и появится зарядная инфраструктура. Ценовой перелом произошел 1 февраля 2014 года – было одобрено наше предложение по обнулению таможенной пошлины на ввоз электромобилей, что резко (примерно на 20%) снижает их стоимость. Хотя это только первый шаг.

Есть еще одна возможность повлиять на стоимость электромобилей с увеличенным запасом хода и гибридов (автомобилей, работающих как от электрического двигателя, так и от двигателя внутреннего сгорания). Значительный вклад в конечную сумму вносит транспортный налог. Во многих странах мира государство поощряет покупателей экологичных видов транспорта с помощью различных мер, например, освобождают от налогов, которые могут доходить до 100% от стоимости автомобиля. А в России до сих пор бензиновый автомобиль с налоговой точки зрения – более выгодная покупка. Доходит до абсурда: владелец гибрида вынужден платить в два раза больше! А все из-за того, что сложилась странная практика: при ввозе в Россию гибридного автомобиля в документы вносят и максимальные характеристики бензинового мотора, и электрического двигателя. Наше предложение — налоговая база гибридного автомобиля должна рассчитываться из мощности ДВС, а мощность электрического двигателя вообще не должна приниматься в расчет.

Еще один вопрос, который в будущем очень существенно повлияет на развитие электромобильного рынка, – вопрос классификации экологически чистых видов транспорта. Система определений, которая действует сегодня в отечественном правовом поле, явно устарела. Сейчас в Транспортной стратегии РФ на период до 2030 года значится всего два вида автомобилей — обычный и с газомоторным двигателем. Но список видов транспорта уже существенно расширился, в том числе каждый вид экологически чистого транспорта имеет свои характеристики и особенности. Логично, что в будущем под каждый из этих видов будут разрабатываться разные нормы законов. Если мы не определимся сразу, то потом можем запутаться в формулировках. Чтобы избежать возможных противоречий, мы выдвинули предложение разделить группу экологически чистых автотранспортных средств на следующие категории: автомобиль на газомоторном топливе, электромобиль, электромобиль с увеличенным запасом хода и гибридный автомобиль (гибрид). И если с электромобилем все понятно — это автомобиль, у которого под капотом нет двигателя внутреннего сгорания, он двигается только за счет энергии батареи, то с гибридами в головах большинства уже начинается путаница. То, что гибрид – это автомобиль с двумя двигателями (электрическим и бензиновым), — понимают все. А вот то, что гибриды могут работать в разных режимах (параллельном, последовательном, последовательно-параллельном) и что они бывают подключаемые (которые могут заряжаться от розетки) и неподключаемые, известно избранным. А уж о том, что существует еще электромобиль с увеличенным запасом хода, знают только единицы.

Эта классификация вовсе не дань бюрократии, как может показаться с точки зрения потребителя. Это основа для дальнейшей работы по внедрению мер господдержки экологического транспорта, результатом которой станет снижение цены на экологические автомобили для конечного покупателя. Наш прогноз — к 2020 году электромобиль будет стоить столько же, сколько бензиновый такого же класса. Что вы выберете в таком случае?

Андрей Панков, председатель Подкомитета по стратегическим инновациям в автомобильной сфере ТПП России, главный исполнительный директор ММС Рус

Подпишитесь на «За рулем» в