С "глафирой" — на север — журнал За рулем

С "глафирой" — на север

С «ГЛАФИРОЙ» — НА СЕВЕР

МЫ И АВТОМОБИЛЬ

/ПУТЕШЕСТВИЯ

С «ГЛАФИРОЙ» — НА СЕВЕР

ТРИ НЕДЕЛИ В САМОДЕЛЬНОМ КЕМПЕРЕ

ТЕКСТ, ФОТО / ГРИГОРИЙ ДЬЯКОНОВ, МОСКВА

Мы давно мечтали о путешествиях в неизведанные живописные места. Осуществить мечту помогла «Глафира» — самодельный автокемпер на базе УАЗ-3303. Для первой поездки семейным экипажем из трех человек выбрали маршрут на русский Север, который предстояло пройти за три недели отпуска.

Первую стоянку запланировали в 500 км от Москвы на Кубенском озере, вдоль которого шоссе Р5 Вологда-Вытегра идет на протяжении более 50 км. Берега оказались заболочены — выехать к воде смогли только на северной стороне у села Пески, где расположена пристань Антония. Здесь уже ощущается северный колорит: незаходящее до одиннадцати вечера солнце, огромные валуны, изобилие рыбы.

Конечно, дальше никак нельзя было миновать Кирилло-Белозерский монастырь на берегу Сиверского озера — монументальный, превосходящий масштабом Московский Кремль. В небольшом Ферапонтовом монастыре посмотрели знаменитые фрески Дионисия. Белое озеро порадовало водой, прогревшейся до +20°C — весь июль 2000-го был на Севере очень жарким. Наиболее удобен для стоянки северный берег озера в районе села Троицкое. Приятная особенность этих мест — почти постоянно солнечная погода. Дело в том, что низкое солнце светит здесь со стороны почти идеально круглого водоема диаметром около 30 км, над которым даже в пасмурную погоду всегда окно чистого неба.

К северу от Белого озера закончился асфальт и начался классический российский грейдер, ухабистый и пыльный. Дороги вполне проезжие, но способны вымотать душу водителя любой легковушки. Именно они — родная стихия «уазика», который скачет по грейдеру на четвертой передаче со скоростью 40–60 км/ч. Мосты ходят ходуном, но четырнадцатилистовые рессоры поглощают удары и тяжелый кузов идет почти ровно.

В Прокшино начинается Архангельский тракт — стратегическая когда-то дорога, на протяжении веков связывавшая Санкт-Петербург с Беломорьем. Сейчас это трасса местного значения Р1, соединяющая Вологодскую и Архангельскую области. Со времени Михайло Ломоносова, шедшего по ней из Холмогор в столицу, изменилась она мало. Как водится, на границе областей дорога переходит в топкую колею, труднопроходимую для неполноприводных машин. Тем не менее, помогая друг другу, здесь идут и тяжелогруженые КамАЗы, и «жигули», и даже иномарки. Ближе к Каргополю Архангельский тракт проходит через богатые в прошлом села. Поражают воображение огромные, столетнего возраста, северные дома-корабли, целые крестьянские подворья под одной крышей.

Каргополь — небольшой городок с населением 6 тыс. человек и невероятным количеством белокаменных церквей XIV-XVIII вв. В окрестностях, как нигде, много уникальных памятников деревянной архитектуры. Надо сказать, что в естественных условиях, стоящие там, где было задумано творцами, эти сооружения производят более сильное впечатление, чем в музеях деревянного зодчества. В 40 км от Каргополя в сторону Пудожа (Р2) есть село Лядины — одно из немногих мест в России, где полностью сохранился классический северный ансамбль XVIII века: огромная летняя Покровская церковь, зимняя Богоявленская поменьше и колокольня.

Дальше раскинулся прекрасный озерный край — Кенозерский национальный парк. Заплатив чисто символическую сумму, получили в лесоохране разрешение на въезд. Парк делится на две части — южную, где мы побывали, в окрестностях Лёкшмозера с подъездом от Каргополя и северную — вокруг Кенозера, куда можно добраться от Плесецка. Строящаяся дорога, которая в будущем свяжет парк воедино, идет по высокой гряде — водоразделу речных систем Белого и Балтийского морей. По ней добрались до живописнейшего озера Масельга. На берегу возвышается Хиж-гора с небольшой деревянной церковью Александра Свирского, откуда открывается прекрасный вид на окрестные холмы и озера, до самой границы с Карелией. Дальше дорога доступна пока только для гусеничных тракторов. Правда, местные жители успешно ездят и на колесных, но только... задним ходом. Вообще говоря, всем, кто собирается на Север, следует помнить, что иные из обозначенных в атласах дорог могут оказаться «тракторными». Не стоит уповать на проходимость «Нивы» или «уазика» — в полуметровой колее часто бессильны и «уралы».

На берегу Масельги довольно много доступных для автомобилистов стоянок в изумительном по красоте сосновом бору. Туристы на легковых машинах с палатками — примерно поровну из Москвы и Петербурга. Встретились немцы на переоборудованном «кунге» ГАЗ-66. Отношение сотрудников лесоохраны к туристам самое доброжелательное. Стоянка в Кенозерье затянулась на десять дней. Уезжать не хотелось, а когда пошли грибы, то отъезд стал и вовсе невозможным. Москвичам трудно представить, что грибы можно собирать не по принципу сколько найдешь, а по принципу сколько сможешь унести.

Тем не менее, за оставшиеся несколько дней хотелось проехать до Пудожа по только что открытому участку дороги Р2, связавшей Архангельскую область и Карелию. Новое шоссе вдоль полноводной реки Водлы представляет собой обычный грейдер, но высота насыпей и глубина выемок внушают уважение к труду дорожников. Дальше от Пудожа до Петрозаводска проложено отличное асфальтовое шоссе Р5-Р19. На берег Онежского озера выехали в районе портового поселка Шальский. Здесь очень живописно — много небольших скалистых островков, покрытых сосновым лесом с брусникой, черникой и другими дарами северной природы. Само озеро — настоящее пресноводное море: крутая волна, высокобортные морские корабли, маяк. Два раза в день от Шалы до Петрозаводска ходит «Комета».

В 60 км севернее Пудожа находится другой национальный парк — Водлозерский, связанный с шоссе вполне проезжей, как говорят, грунтовой дорогой. Но оставалось три дня до выхода на работу — пора возвращаться в Москву. Логично было бы проехать через Вытегру, замкнув тем самым кольцо по русскому Северу. Однако, как выяснилось, дороги Пудож-Вытегра, обозначенной во всех атласах и даже на дорожных указателях, ныне... не существует. Строят новое шоссе, а пока ветхие деревянные мостики на границе Карелии и Вологодской области разрушены.

Пришлось возвращаться через Каргополь все тем же Архангельским трактом, который после первых августовских дождей раскис окончательно. Топь на границе областей «жигули» преодолевали только на буксире за попутными грузовиками и «уазиками».

Несколько слов об особенностях подобных путешествий. Не следует планировать более 200–300 км пробега в день: состояние дорог непредсказуемо, скорости невелики, а главное, несколько часов всегда уходит на поиски удобной стоянки — их на Севере не так уж много. Зато, когда живописное местечко найдено, уезжать не хочется несколько дней. Часто спрашивают, насколько безопасны такие поездки — в российской глубинке, особенно на Севере, об этом можно не беспокоиться. Народу здесь живет немного, все друг друга знают, отношения с местными жителями и представителями власти складывались у нас неизменно доброжелательные. Не следует только останавливаться в одиночку вблизи больших дорог и городов. Сейчас построено много новых АЗС, но все же кое-где расстояние между ними доходит до 200 км, поэтому запасная канистра не помешает. Бензин, во всяком случае «76-й» и «91-й», есть везде, а вот «95-го», тем более «98-го», севернее Вологды не видели. Самые необходимые запчасти к отечественным машинам найдутся в любом городке. С продуктами проблем нет, но овощи надо брать с собой — на Севере они созревают только к концу сентября.

И последнее. Когда-то, во времена моего детства, летом путешествовали почти все автолюбители. Теперь ездят не дальше, чем на дачу — боятся криминала, поломок, а чаще всего считают, что такое сейчас по карману немногим. Это заблуждение — интереснейшее трехнедельное путешествие протяженностью 2000 км обошлось на троих примерно в 8 тыс. руб., из которых треть ушла на бензин. В общем, тот кто хочет — ищет возможности...

Для путешествий по малообжитым местам, очень подходит уазовская «буханка». Главный недостаток — низкий салон, всего 1315 мм. Однако нам удалось за 36 тыс. руб. (точнее, $1300) найти «грузопассажирский фургон „Глафира“ — именно так значилось в инструкции по эксплуатации! Объединенный с кабиной кузов внутренней высотой 1700 мм — тяжелая, прочная конструкция со сварным каркасом из стальных труб квадратного сечения. Машина была собрана в 1989 году для нужд „компетентных органов“, затем „приватизирована“, сменила двух хозяев, но оказалась в отличном для своего возраста состоянии. А благодаря „жигулевскому“ карбюратору ДААЗ-2105 расход топлива не превышает 15 л/100 км. Переоборудование „Глафиры“ в „дом на колесах“ потребовало еще около 5 тыс. руб. и двух месяцев труда по выходным: в кузове разместились стол с двумя креслами — ночью они превращаются в двуспальную кровать, — мягкий диван, шкаф с откидным столиком, газовая плита и две багажные полки. „Глафира“ служит для всех поездок — и по городу, и на дачу.

Кирилло-

Белозерский

монастырь.

Окрестности Каргополя.

Лядины.

Архангельский тракт

после дождей.

Озеро Масельга.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Читать комментарии

Самые новые
Загрузка...