У государства нет денег на автобизнес

Вторая конференция Ассоциации российских автомобильных дилеров (РОАД), несмотря на общий деловой фон, показала нарастающее беспокойство в сообществе. Продавцы не видят позитивных моментов в перспективе. Рубль продолжит падение, предсказывают аналитики, а значит, спрос замедлится еще сильнее.

«По моим подсчетам, рынок в 2014 году сократится на 5,6%, получаем сумму 158 млрд руб. – это та угроза изменения рынка, которая к нам с вами имеет непосредственное отношение», — заявил, выступая перед собравшимися, глава РОАД Андрей Петренко. В Ассоциации пришли к выводу, что только на одном налоге на добавленную стоимость государство потеряет миллиард рублей. В качестве решения бизнес предлагает Минпромторгу возобновить программу субсидирования автомобильных продаж.

Для поддержки отрасли просят 400 млн руб. И этих денег вряд ли хватит для того, чтобы удержать рынок от падения, но даже один отыгранный процент скрывает за собой около 26 млрд выручки. В отличие от прошлогодней программы стимулирования спроса, включавшей автомобили стоимостью до 750 тыс. руб., в нынешних условиях дилеры просят поднять планку до 1 млн рублей. В РОАД констатировали, что 46% новых автомобилей в России покупаются именно в этой ценовой категории.

Однако не все дилеры считают естественной тенденцию роста среднестатистической цены автомобиля. «Вот наш уважаемый партнер сейчас сказал, что люди хотят покупать машины от 700 тыс. до 1 млн рублей. Да не хотят они их покупать, просто цена уже поднялась на те же самые Kia, Hyundai, Chevrolet, Opel, — комментирует исполнительный директор компании «Автоимпорт» Николай Салошин. – Люди вынуждены, они идут к бренду. Речь не идет о том, что все пересели, скажем, на Audi. Просто в нашем среднем сегменте цена невольно поднялась на машины». Он отметил, что в конце 2013 года автобизнес без сторонней помощи достаточно точно просчитал рынок на 2014 год – снижение максимум на 7-10%. Но никто не ожидал такого падения курса рубля.

Помимо инфляции в числе наиболее проблемных моментов – снижение маржинальной прибыли, как от реализации автомобилей, так и от продажи запчастей. Если несколько лет назад автомобиль уходил из салона в течение 25-30 дней, то сейчас в среднем по России — за 46-48 дней. Все продавцы опутаны кредитами для пополнения оборотных средств. При этом банки постепенно поднимают ставки на товарные кредиты.

Поднимаются ставки и на автокредиты для физических лиц из-за увеличения просроченной задолженностью по этим договорам. Еще в прошлом году банкиры зафиксировали значительные темпы увеличения долгов, в 2014 году эта тенденция сохранилась. «В подобной ситуации естественный ход для банков – это нажать на тормоза»,— объясняет директор по управлению развития залогового капитала «Райффайзенбанка» Алексей Попович. Он также отметил, что февраль и март 2014 года отличались нетипичной динамикой: граждане на фоне тревожных внешнеполитических событий и падения национальной валюты инвестировали средства в покупку недвижимости и автомобилей. После мартовского «нуля» спрос пойдет вниз. Перспективы рубля, зависящего от ВВП России, увы, неутешительны. «По всем тенденциям, у нас будет ситуация на уровне пессимистичного прогноза с курсом доллара на уровне 40 руб. по итогу 2014 года», — раскрыл ожидания «Райффайзенбанка» собеседник.

Кредитные программы для некоторых дилеров составляют главный источник привлечения новых клиентов. Если во время кризиса 2008-2010 годов иностранных дистрибьюторов не волновали проблемы своих продавцов, то теперь ситуация изменилась. «Раньше производители условно говорили: у вас рынок падает, но вы все равно машины забирайте, а куда их потом денете, не знаем. Потому что нам надо отчитаться перед своим начальством, — рассказывает Петренко. – Сейчас ситуация поменялась, и многие производители просто корректируют выпуск машин».

Несмотря на просьбы дилеров о помощи, вряд ли правительство ее предоставит, убеждены эксперты. «Чиновники все понимают, но в бюджете попросту нет необходимых средств», - поясняет Сергей Литвиненко, старший менеджер практики по оказанию услуг компаниям автомобильной отрасли PricewaterhouseCoopers. В неформальной беседе многие руководители дилерских центров признаются, что также не ожидают помощи государства. «Раньше субсидии делали под АВТОВАЗ, а теперь он принадлежит «Рено-Ниссан». Значит, это уже не проблемы государства», — заключил один из собеседников.

На конференции все ожидали замминистра Минпромторга Алексея Рахманова, который был заявлен в числе спикеров, но он не пришел.

Подпишитесь на «За рулем» в