Тестируем климатические системы в суровых условиях

Солнце – на полную катушку. Под его лучами все вокруг приходит в движение: просыпающийся лагерь, стайки птиц, трава, кузнечики, стрекозы, надоедливая мошка – и, конечно же, цифры на термометре, заботливо упрятанном в тени: 32… 36… 40 градусов. Сергей Воскресенский заносит показания в блокнот – ему писать отчет о тесте. Фото: Константин Якубов.

ПЛЮС-МИНУС 33

Теперь и не вспомнить, кто из нас еще зимой, по возвращении из Великого Устюга («Без Деда, но с Морозом» – ЗР, 2009, № 4) бросил фразу: «Ну, теперь можно и на юга!». Тогда, после 33-градусного мороза, все восприняли эти слова как шутку, но минуло несколько месяцев – и засвербило в соскучившейся по странствиям душе.

В четырех машинах есть встроенные тер- мометры, в «Сайбере» функции градусника выполнял парктроник. Точность показаний легко сравнить по сделанным одновременно фото. Очевидно, датчик «Шкоды» расположен неудачно – слишком близко к радиатору.

В самом деле, надо задать автомобилям испытание пылью, саранчой, настоящим астраханским зноем. И закрутилось: мечты о рыбалке, арбузах, теплой речке намертво сплелись с подготовкой к измерениям, изучением возможностей кондиционеров, особенностей систем вентиляции. Решили обязательно добавить в спаянный устюгским морозом состав еще одного участника – «Ладу-Калина». Скорее всего, именно ее «климат» вызовет интерес читателей в первую очередь.

Итак, пять машин. Три начали редакционную биографию с прошлогоднего 60-часового марафона; четыре побывали на северном тесте. «Лада», «Волга» и «Шкода» сделаны в России, «Мицубиси» и «Пежо» – возможные кандидаты для производства на будущем предприятии под Калугой.

Для пятерки мы придумали пять номинаций в рамках южного пробега Москва – Ахтуба – Москва. Оценивать будем и ходовые качества в комплексе, и микроклимат в салоне, и, немного, ремонтопригодность. В общем, все, что важно путешественникам в жарких краях.

Времени, считая дорогу туда и обратно, откровенно говоря, в обрез. Поэтому не стоит откладывать, поехали!

НОМИНАЦИЯ 1: ДАЛЬНЯЯ ДОРОГА

АЗС мы не выби- рали, заправлялись по мере необхо- димости. За тест машины «выпили» 991 литр бензина.
Потери во время жаркого теста: лампа стоп-сигнала в «Сайбере» и лампа головного света в «Пежо». Забавно, что легальной Н7 в Ахтубинске не нашлось – только синие китайские 100-ваттные.

Когда на выезде из Москвы термометры показали 12 градусов тепла, в рациях только и разговора было, что о природе, подтрунивающей над нами. Какие уж тут кондиционеры, когда рука так и тянется включить «печку».

Тепло начало накрывать за Тамбовом. Черноземье встретило не только солнышком, но и дорогами самого разнообразного качества. Конечно, больше всего доставалось ведущему колонны, но, так как время от времени лидер менялся, можно было оценить способность каждого из автомобилей «держать удар», обеспечивать комфорт в дальней поездке с почти полной загрузкой.

«Шкода-Октавия»: вместительная и практичная, удобная, очень надежная в управлении. Разве что подвески излишне подробно повторяют профиль дорожного полотна. Единственный недостаток проявился, едва приблизились к южным широтам: в переходных режимах машина зазвенела мотором (1,6 FSI). Можно грешить на бензин, но заправлялись-то все из одной бочки.

Груженый «Пежо-308», как мог, уверенно и комфортно преодолевал большинство дорожных сюрпризов, лишь иногда на волнах вдруг взбрыкивал задней частью – резко, почти до хода отбоя. У «француза» самый симпатичный интерьер, хорошие подвески, приятный, бойкий двигатель.

«Лансер» под нагрузкой стал… двуликим. Задняя подвеска «японца» на выступах асфальта вдруг залязгала ограничителями хода сжатия, да так, словно в них что-то оторвалось. При этом передняя, как ни странно, осталась достаточно эффективной.

Пришлось срочно перераспределять поклажу, чтобы вернуть шасси в привычное состояние. Большинству водителей понравились отзывчивость полуторалитрового двигателя, удобные тормоза, надежная управляемость.

Надо видеть лица путешественников, когда те заглядывали в чрево «Волги-Сайбер»: сколько простора! Приходилось умерять аппетиты «грузчиков» – в противном случае всю поклажу они втиснули бы в один безразмерный автомобиль. «Сайбер» продемонстрировал завидный для большинства иномарок запас хода подвесок. Он надежно, даже мягко гасил возмущения

(в смысле физическом) от разных дорог. Но не во всем он так же хорош: водители жаловались на неудобное сиденье, дорожную качку, особенно на волнистом профиле, на прожорливый и при этом ничем не выделяющийся на фоне других двигатель.

Как и ожидали, «Калина»-универсал оказалась безоговорочным лидером по надежности подвесок. Она, конечно, погромыхивала внутренностями на всевозможных сколах и морщинах асфальта, однако большинство ям и глубоких волн преодолевала легко и непринужденно. Но крепкие подвески еще не залог уверенного поведения! Увы, по части управляемости автомобиль на фоне

соперников «ватный», тормоза так себе, да и двигатель (1,4 л) после включения кондиционера «не едет», особенно на низких и средних оборотах.

В номинации «Дальняя дорога» места распределили так: 1-е – «Шкода-Октавия»; 2-е – «Пежо-308»; 3-е –«Мицубиси-Лансер»; 4-е – «Волга-Сайбер»; 5-е – «Лада-Калина».

НАЗОВИ СВОЙ ЦВЕТ

В роли сковородки выступил самый темный автомобиль. Полчаса – и яичница готова. Жарить без масла не советуем. Речь не о вкусе блюда – на краске остаются следы.

Полчаса на палящем солнце – таково первое жаркое испытание. Предстоит оценить, как нагреваются серебристые «Калина» и «Октавия», темно-синий «Пежо», вишневый «Лансер» и «Сайбер», окрашенный зеленовато-коричневым металликом. Самое сложное – найти желающего переставлять машины на солнце: когда в тени сорок пять, большинство предпочитает охлаждаться в реке.

Самыми «холодными» признали именно серебристые автомобили. А вот «Пежо» тут же нарекли «горячим южным парнем» – настолько интенсивно в сравнении с другими он нагревался. Как ни странно, «Волга» нагревалась с той же быстротой, что «Мицубиси», – не рекордной.

Поскольку «шкоды» бывают синими, а «пежо» – серебристыми, здесь лидеров и аутсайдеров определять не стали. Но обязательно сделаем это позже.

НОМИНАЦИЯ 2: ОХЛАЖДЕНИЕ НА МЕСТЕ

В салоне крепим два термометра (на подголовниках водителя и заднего пассажира справа) – так, чтобы на них не попадали прямые солнечные лучи. Проверяем, «пишет» ли ноутбук показания датчиков. Теперь ставим машину на солнышко и ждем, пока первый термометр покажет 50 градусов – это точка отсчета. Пускаем двигатель, включаем вентилятор климатической установки на максимум, ручку управления потоками – в положение «все на себя», дефлекторы направляем вверх. Затем переходим в режим рециркуляции, отсекая доступ наружному воздуху. Именно так, по мнению большинства производителей, салон охладится быстрее. Каждые 2 минуты фиксируем температуру. И так – в каждой машине. Результаты показаны на графиках. Остается отметить: при том, что стартовая температура в районе головы водителя во всех автомобилях была одинаковой, градусы в зоне места пассажира заметно разнились в зависимости от цвета, формы, размера машины.

А теперь все сначала, но раскупорим салоны – выключим рециркуляцию. Все же, согласитесь, если воздух холодный, но, пардон, спертый, дышать им неприятно. Цену свежего воздуха лучше всех демонстрирует «Калина» – скачок вверх на 8 градусов для водителя! Производители правы: для наиболее эффективного охлаждения надо хотя бы ненадолго изолироваться от улицы.

В борьбе с жарой вся пятерка автомобилей продемонстрировала отменные качества. Конечно, и здесь довольно быстро наметился лидер, но порадовало другое. Несмотря на разные возможности, в том числе скорости воздушных потоков, откровенного аутсайдера мы не выявили. Отметим, что «Лада» ну ни в какую не желала поднимать градус на термометре, установленном сзади. А потом очень неохотно его понижала. С точностью до наоборот – в «Пежо»: быстрый нагрев и быстрое

охлаждение. С точки зрения заднего пассажира, это самый комфортный автомобиль.

Итак, смотрим на графики, вспоминаем собственные ощущения и распределяем места: 1-е – «Шкода-Октавия», 2-е – «Мицубиси-Лансер», 3-е – «Волга-Сайбер», 4-е – «Пежо-308», 5-е – «Лада-Калина».

НОМИНАЦИЯ 3: ПРОХЛАДА НА ХОДУ

Постояв под солнцем, хочешь движения. Вот и посмотрим, как остывают машины на ходу. После того как прогрели салон до 45 градусов в зоне водителя (порог жары несколько снизили, чтобы облегчить жизнь испытателям и немного сэкономить время), запустили мотор и стартовали в 40-минутный пробег (строго соблюдая ПДД) по Ахтубинску и его окрестностям. По сравнению

со статическими измерениями снизили скорость вентилятора до средней – иначе рисковали простудить водителей после 40-градусной жары.

Очень близкими оказались результаты охлаждения в «Шкоде» и «Мицубиси», разве что к заднему пассажиру «Октавия» отнеслась человечнее. Наиболее стабильно и качественно система кондиционирования работала именно у нее. «Калина», «Сайбер» и «Пежо», кажется, могли до бесконечности выяснять, кто из них лучший. Кстати, отдельное спасибо «Пежо»: он поил нас самой прохладной водой из своего бардачка. Увы, салону прохлады от кондиционера доставалось меньше… «Калине» немного не хватило стабильности. «Сайбер» удивил неожиданным забросом температуры в задней части салона. Расставим

конкурсантов по ранжиру: 1-е место – «Шкода-Октавия», 2-е – «Мицубиси-Лансер», 3-е – «Лада-Калина», 4-е – «Пежо-308», 5-е – «Волга-Сайбер».

НОМИНАЦИЯ 4: ТЕСТ-РЕМОНТ

Цифры в центре – температура воздуха в тени на открытом пространстве. Жарко!

Еще не так давно, собираясь в подобное путешествие, мы укладывали в багажник ящик с инструментами и солидный запас запчастей. Теперь и машины стали надежнее, и сервисная сеть разветвилась… В общем, отправляясь в южный пробег, мы ограничились штатным инструментом, которого достаточно разве что для замены колеса. Вот эта работа и стала основой очередной номинации.

Объективная оценка – время, которое нужно для спорой смены правого заднего колеса на запаску. Во всех случаях это делал один и тот же испытатель, так что по части сноровки исполнителя шансы мы уравняли. Не пренебрегли инструкциями по эксплуатации: они очень помогают найти и приготовить к работе домкрат, определить место, куда его ставить. Совет всем: выезжая на природу, запаситесь обрезком крепкой доски, поскольку опирать домкрат прямо на землю или песок опасно – «поплывет». Не забывайте также подкладывать упоры под колеса. Готово? Время пошло!

НОМИНАЦИЯ 5: ПЫЛЬ, ГРУНТ, ТРАВА

К концу поездки «Пежо-308» с подвя- занным скотчем фартуком под бампером выглядел, как львенок с перебитой лапой. Очень слабо машина приспособлена для грунтовых дорог. Просвет сам по себе не мал (155 мм), но длинный нежный «нос»… 5-е место

Езду по степным проселкам вряд ли назовешь призванием пятерки наших автомобилей. От пыли они, за исключением «Сайбера» (у него отсутствует внутрисалонный фильтр), хорошо защищены. Однако жесткие стебли травы оставляют отметины на лаке бамперов, пух и семена набиваются в карманы радиаторных воздуховодов, а уж просветы и передние свесы… Расположим машины по местам согласно проявленным способностям. Кстати, формируя колонну при съезде на грунт, следует пустить вперед слабого, чтобы именно он задавал скорость.

ЮЖНАЯ СПЕЦИФИКА

Вот тут 308-й едва не потерял резино- вый фартук из-под бампера. Оторванную деталь закрепили скотчем. Остальные машины проскочили коварную ложбинку без потерь.

И вновь перед глазами лента дороги колеблется в полуденном мареве, молоточком по машине тупые удары, словно кто-то швыряет в нее комки сухой глины. Это саранча. На горизонте столбом черный дым – выхлоп древнего тепловоза, натужно тянущего вагоны с солью. Мы решили сделать небольшой крюк, чтобы обязательно попасть в соляной Клондайк – к озеру Баскунчак. Кондиционеры уже никто не выключает и не оценивает – главное, что они пашут. Теперь можно подвести итоги, ведь не одним только микроклиматом интересна пятерка зарулевских автомобилей – есть у них и другие сильные стороны, равно как и слабые.

Саранча просто-таки набрасывалась на машины – и на ходу, и на стоянке. Она же несъедобная!

Оценки представлены в таблице на с. 90 – и по номинациям, и в целом за тест. Мы не претендуем на полноту выводов, ведь не каждая машина отправляется к югу, не каждая вынуждена терпеть сильный зной и неровный грунт. Результаты справедливы именно для этого, конкретного испытания – жарой.

«Волгу-Сайбер» адаптировали, адаптировали, да не… Длинная база и низко висящая система выпуска делают автомобиль уязвимым, например, при съезде с парома или на перегибах дороги. В конце теста так и подмывало пальцем написать на пыльном торпедо: «Нужен салон- ный фильтр!!!». 4-е место.

Участие в жарком тесте – один из эпизодов биографии редакционных машин и… повод затеять еще какой-нибудь тематический пробег: проигравшие жаждут реванша. Так что продолжение следует.

Российское происхождение «Лады- Калина» делает ее практически уни- версальным дорожным автомобилем в наших условиях. Защита двигателя (дилерская опция), просвет 170 мм, малые свесы… Да это же кроссовер! 1-е место в «грунтовом» зачете.
«Волгу-Сайбер» адаптировали, адаптировали, да не… Длинная база и низко висящая система выпуска делают автомобиль уязвимым, например, при съезде с парома или на перегибах дороги. В конце теста так и подмывало пальцем написать на пыльном торпедо: «Нужен салон- ный фильтр!!!». 4-е место.
«Мицубиси-Лансер» на «высоких» пружинах обладает достаточным (по российским меркам) дорож- ным просветом – 160 мм (142 мм под защитой мотора). Все портит массивный и низкий передний бам- пер. «Лансеру» досталась парочка хороших оплеух, но он выдержал. 3-е место.
Паром едва не стал непреодоли- мым препятствием для «Сайбера» – повис на брюхе. Пришлось регули- ровать трап. Остальные выбрались на сушу без хлопот.

Подпишитесь на «За рулем» в