Утилизация автохлама: припарки для рынка

Возобновление программы утилизации автохлама в России лишь затормозит падение рынка. Кредитные программы стали труднодоступны, рубль упал, внешнеполитическая ситуация и возможные санкции вызывают тревогу у граждан. В таких условиях эффект утилизации будет незначительным, полагают эксперты.

Минпромторг России с начала осени возобновляет программу обновления автопарка страны и поддержки автомобильной отрасли с помощью программы утилизации старых автомобилей. На реализацию проекта выделено 10 млрд руб., что позволит гражданам и организациям приобрести на льготных условиях около 170 тыс. машин. Как и ранее, предполагается, что можно будет обменять машину любого возраста на утилизационный сертификат. Этот документ, в свою очередь, позволит получить скидку на машину 2014 модельного года. Для легкового автомобиля скидка составит 50 тыс. рублей. Впервые Минпромторг включил в программу и те транспортные средства, что продаются по системе trade-in, цена скидочного ваучера для них – 40 тыс. рублей. Внедорожники, легкий коммерческий транспорт и грузовики выделены в отдельную категорию, и здесь правительственная субсидия достигает 350 тыс. рублей.

Предыдущая программа утилизации автохлама работала с 2010 по 2012 год. За весь этот период, по данным Минпромторга, было реализовано 601 тыс. автомобилей. «Это не столько финансовый инструмент, сколько психологический момент, — уверен президент ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД) Андрей Петренко. – У нас уже сейчас появились люди, которые приходят и спрашивают, где можно обменять свой старый автомобиль». Впрочем, есть объективные факторы, которые могут свести все усилия правительства на нет. В начале недели курс доллара к рублю обновил свой исторический максимум. В конце недели рубль отыграл 60 копеек, но уверенности аналитикам это не принесло. Такие скачки национальной валюты крайне негативно сказываются на таких крупных покупках, как автомобиль. Не в пользу утилизационной программы говорит и всеобщее снижение интереса банков к автокредитам.

Фото: ИТАР-ТАСС/ Руслан Шамуков

Не как прежде

«Ставки по кредитам выросли у всех. Но хуже всего то, что розничные банки ужесточили требования к заемщикам. Теперь деньги выдаются только тем гражданам, в которых есть твердая уверенность», — объясняет начальник аналитического управления УК «Ингосстрах-Инвестиции» Евгений Воробьев. Картина, вероятно, может измениться ближе к середине следующего года. Если внешнеполитическая ситуация будет развиваться в положительную сторону, то к этому моменту санкции, затрагивающие финансовый сектор, должны прекратить свое действие. Впрочем, даже после восстановления возможности иностранного перекредитования банки возьмут небольшую паузу во избежание потенциальных рисков.

Сравнивать предыдущую программу и нынешнюю не совсем корректно, считает исполнительный директор Объединения автопроизводителей России (ОАР) Игорь Коровкин. «Тогда программа затрагивала преимущественно продажу легкового транспорта, а теперь включены многие виды коммерческого, будут субсидироваться программы trade-in», — рассказывает он. Коровкин подчеркивает, что нынешняя инициатива правительства довольно справедлива по отношению ко всем участникам рынка. «У нас 16 сборочных заводов, около 70% всех новых автомобилей, продаваемых в России, производятся на нашей территории. Это промышленная либо контрактная сборка, как, например, на «Автоторе», — уточнил исполнительный директор ОАР.

«Никто так не сможет работать»

Дилеры относятся к программе и положительно, и настороженно одновременно. «Если при введении предыдущей программы по утилизации мы участвовали в ее формировании на площадке Торгово-промышленной палаты – вырабатывали подходы, документы для оформления, то сейчас нам просто неизвестно, что там готовится», — рассказывает исполнительный директор компании «Автоимпорт» (официальный дилер Opel и Chevrolet) Николай Салошин. Для того чтобы программа стала интересной автопродавцам, прежде всего необходимо проработать механизм возврата средств, выделенных по скидке. «Если скажут три месяца торговать с какой-то скидкой, а только потом оплата, то никто так не сможет работать. Вы же понимаете, в каком финансовом положении сейчас находятся дилеры», — заметил Салошин.

По оценкам экспертов, учитывая итоги года, продажи все же уйдут в серьезный минус. «Я думаю, что программа утилизации поможет компенсировать 3-4% от снижения», — считает Коровкин. Для дилеров полным крахом подобная ситуация, конечно, не обернется. «Однако начнутся серии слияния и поглощения мелких игроков крупными дилерскими сетями, и мы это уже видим», — заключил Салошин.

Между тем в рамках проводящегося опроса редакция «За рулем.РФ» решила выяснить, как относятся его посетители к возобновлению утилизационной программы.

Подпишитесь на «За рулем» в