Русское Заполярье из окна Audi Q7

Школа водительского мастерства Audi Quattro устроила внедорожное путешествие на Audi Q7 в малознакомый большинству россиян уголок России – на полуостров Рыбачий.

Давным-давно отгремело на Рыбачьем и Среднем эхо Великой Отечественной войны. После ее окончания эти полуострова были пограничной зоной, и въезд туда с праздными целями был запрещен. Открытость 90-х пришла и в этот край – теперь гражданин России может попасть сюда совершенно свободно, чтобы увидеть своими глазами уникальную природу и почтить память героев. А в последние годы даже появились зачатки организованного туризма.

Современный человек неугомонен и очень любит бывать в самых экзотических местах. Российс­кими туристами освоены Африка, Азия, Южная Америка, и старушка Eвропа уж точно истоптана вся вдоль и поперек. А вот по родной стране мы путешествуем почему-то не очень много. Ну Золотое кольцо, Краснодарский край, Карелия, Байкал и все!

Причин тому множество. Когда, примерно четверть века назад, появилась возможность ездить по миру, мы забыли, что и в России стали доступны для туризма обширнейшие территории, утратившие статус пограничных зон. Одна из таких – северная часть Кольского полуострова. В Мурманск доехать-долететь проблем не было, а вот чтобы попасть дальше на Север вдоль Кольс­кого залива, а тем паче на Северо-Запад, нужна была либо тамошняя прописка, либо специальное разрешение.

К таким «зак­рытым» территориям относился и полуостров Рыбачий. Мы, конечно, слышали о нем, и многие знают, что написанная одним из защитников этих мест в 1943-м песня «...растаял в далеком тумане Рыбачий – родимая наша земля...» до сих является гимном моряков-североморцев.

Но увидеть этот край России удавалось немногим. Лед тронулся в середине 90-х, когда началось очередное масштабное сокращение Вооруженных Сил. Многочисленные военные городки побросали, КПП поубирали. На Рыбачий потянулись поисковики – за трофеями прошедшей войны и авантюристы – за тем, что осталось от военных (в основном за металлоломом).

Что происходит на Рыбачьем сегодня?

Нельзя сказать, что паломничество. Но за двадцать лет свободного доступа поисковые отряды провели огромную патриотическую работу: организовали несколько музеев, в том числе непосредственно на местах боев, установили сотни имен безвестных героев, погибших при защите наших северных рубежей, поддерживают ранее установленные и создают новые мемориалы.

И все это на фоне разрухи: грунтовые дороги, проложенные когда-то к воен­ным объектам, с множеством в основном деревянных переправ похожи на офф-роудные спецучастки, а сами брошенные поселения, склады, укрепления и огневые позиции напоминают «зону» из фильма Тарковского «Сталкер».

И все же, пока не лег снег, природа поражает буйством красок. Скалы, покрытые разноцветным ковром низкорослой, на удивление живучей северной растительности, создают особый неповторимый первозданный мир. Что касается военных объектов, то здесь остались лишь входящие в систему наблюдения – морская граница рядом.

Береговая батарея, построенная в 50-х, несла боевое дежурство более двух десятков лет, потом была законсервирована, а теперь заброшена

В последние годы предпринимаются робкие пока попытки организовать тут туристические маршруты. В этом деле есть успехи – тому подт­верждение и наше путешествие «Заполярье. Территория quattro». Главная проблема развития туризма на Рыбачьем в том, что получить официальное разрешение на гражданское капитальное строительство пока никому не удалось – земля полуострова по-прежнему подведомственна Министерству обороны и даже в аренду не передается. Может быть, и к лучшему. Благодаря этому уникальная северная природа здесь остается девственной, если, конечно, не считать ран, нанесенных ей войной и милитаризацией 50–70-х годов прошлого века.

Заполярным маршрутом

В этом году школа водительского мастерства Audi Quattro расширила свою программу и поставила смелый эксперимент – предложила внедорожное путешествие на Audi Q7 в малознакомый большинству россиян уголок России – на полуостров Рыбачий.

Группа журналистов закрывала сезон на этом маршруте в октябре – зимой туризм здесь небезопасен, да и приемлемого теплого жилья для «прогуливающихся» просто нет. В отличие от других программ школы Audi упор делается не на обучение управлению автомобилем на скользкой дороге, а на умение безопасно провести машину там, где дорог в привычном понимании просто нет.

Формальная цель поездки – мыс Кекурский, который считается самой северной материковой точкой современной России. Из развлечений предлагается гонка на время по песчаному пляжу во время отлива. А еще рыбалка и красоты Севера.

Вердикт

– Когда впервые попадаешь на Рыбачий, поражают две вещи: величие северной природы и разруха, которая царит там, где еще двадцать лет назад был строгий армейский порядок. У этой земли непростая новейшая история. Но ее творит человек. И если он осваивал этот суровый край с определенными целями, а сейчас они потеряли актуальность, это не значит, что все теперь ненужное можно варварски разрушить и бросить...

Подпишитесь на «За рулем» в