Смогут ли автодилеры пережить кризис? Обзор рынка — журнал За рулем

Как автодилеры будут выживать в кризис

Бум продаж новых автомобилей, вызванный стремительной девальвацией рубля в конце прошлого года, оставил дилеров не только без машин, но и без покупателей. С начала года ценники на свои модели подняли практически все автопроизводители, а вслед за ними многие дилеры накрутили цены и на прошлогодние авто. Покупать их по новым прайс-листам россияне пока не спешат, тем более что большинство желающих обзавестись новой машиной уже сделали это до Нового года.

549d287916214_Avtosalon_pustoy

549d287916214_Avtosalon_pustoy

Избавились от стоков

Из-за обвала рубля в конце прошлого года россияне в срочном порядке пытались спасти свои сбережения, вкладывая их в дорогостоящие товары, включая автомобили. Значительную прибавку российскому авторынку в ноябре-декабре обеспечили и жители соседних Белоруссии и Казахстана, которые из-за выгодной разницы валютных курсов «по дешевке» скупали машины в России. В результате в последний месяц 2014 года продажи автомобилей достигли рекордных значений за всю историю авторынка нашей страны. Однако начало наступившего года обещает стать для автодилеров абсолютно провальным: их склады практически опустели, а покупать машины по новым ценам желающих мало.

«Учитывая то, что прошлый год закончился ажиотажным спросом, объем остатков на складах нас поразил, подобной ситуации еще не было, — сетует председатель совета директоров ГК „АвтоСпецЦентр“, президент ассоциации „Российские автомобильные дилеры“ Владимир Моженков. — На сегодняшний день некоторых марок вообще нет в наличии, по некоторым брендам еще сохранилось определенное количество авто, которые реализуются по ценам прошлого года. Сейчас на складах по всей России осталось 160–170 тыс. автомобилей 2014 года выпуска».

Из-за ажиотажного клиентского спроса в ноябре и начале декабря склады компании сократились относительно прошлого года, подтверждает руководитель управления бизнеса ГК «Автомир» Алексей Пономарев. По некоторым маркам склад уменьшился в четыре раза (например, по Toyota и Volkswagen), по другим маркам сократился меньше.

Наконец, избавившись от стоков, накопившихся за прошлый год, дилеры стали более осторожно подходить к планированию поставок, пытаясь оперативно реагировать на спрос. «Мы имеем склады 0,8 объема месячных продаж. Подвозим автомобили в наши салоны по мере необходимости. В период такой турбулентности рубля не очень понятно, что считать нормативным запасом, — отмечает Дмитрий Царев, генеральный директор ГК Wagner, реализующей Audi, Volkswagen и Skoda в Санкт-Петербурге. — Мы планируем держать небольшие склады. Сконцентрируемся на продаже автомобилей локальной сборки. Дефицита автомобилей у нас нет, и мы его не ожидаем».

В условиях неопределенной ситуации на рынке автопроизводители стали более лояльными к дилерам и не выставляют жестких требований по выполнению плана продаж, как прежде. По словам Владимира Моженкова, многие из автопроизводителей начали осуществлять планирование ежемесячно или ежеквартально, а не как раньше — на год вперед. «Перезатоваривание недопустимо, для нас важна финансовая статистика дилерской сети, — подтверждает директор по продажам Audi в России Дарья Храпова. — В условиях сегодняшней экономической ситуации количество автомобилей на складах дилеров влияет на их издержки. Мы будем вносить корректировки в производство в зависимости от спроса».

07-21-_MG_4733

07-21-_MG_4733

Распродажи отменяются

Между тем, несмотря на имеющиеся остатки у дилеров автомобилей 2014 года, традиционных распродаж в этом году ждать не стоит. Более того, далеко не все прошлогодние машины сегодня можно купить по прежним ценам, хотя цены на них выросли не так сильно, как на автомобили 2015 года модельного года, которые уже начали появляться в салонах дилеров. При этом больше всего дорожают импортные модели, тогда как ценники на автомобили российского производства растут менее существенно.

По словам Дмитрия Царева, сегодня уже ничего нельзя купить по ценам 2014 года, но автомобили, завезенные в прошлом году, подорожали на 10–15%, что оставляет цены на эти машины сравнительно привлекательными. «Дефицит будет на автомобили немецкого производства, поскольку их нерентабельно продавать, а весь процент роста евро невозможно заложить в цену — за такую стоимость автомобили покупать не будут», — отмечает он.

В салонах ГК «Автомир» относительно дефицитными стали автомобили сегмента SUV, такие как Hyundai ix35 и Mitsubishi Outlander. В сегменте легковых машин по-прежнему наиболее востребованы Volkswagen Polo, Hyundai Solaris, Kia Rio, Skoda Rapid. А вот Peugeot, Citroen, Ford еще можно купить по ценам прошлого года. «Поставки новых автомобилей по ценам 2015 года ожидаются уже в январе этого года, заявки на них принимаются в наших автосалонах. Мы не ожидаем существенного дефицита автомобилей в первом квартале, может быть и первом полугодии 2015 года», — прогнозирует Алексей Пономарев.

В салоны ГК «Рольф» поставки автомобилей 2015 года по одним брендам уже начались, по другим (например, практически по всему премиуму) пойдут в ближайшие дни. «Сроки появления автомобилей производства 2015 года отличаются для разных марок и моделей. Быстрее всего появятся автомобили 2015 года тех марок, которые собирают в России. Автомобили зарубежного производства появятся позже, поставка может занять несколько месяцев, — рассказывает руководитель дивизиона „Рольф Премиум“ Татьяна Форнасова. — Заказы на эксклюзивные комплектации тоже принимаются в производство. Например, Porsche, Land Rover, Toyota и Lexus берут заказы в производство на март. Но сроки поставок будут отличаться: Porsche доберется до Москвы в конце апреля, Land Rover — в мае, Toyota и Lexus — на исходе июня».

Новые поставки автомобилей российской сборки по ценам 2015 года ожидаются уже в январе, европейской — в феврале, японской и американской — чуть позже, подтверждает Владимир Моженков. «Цены, в зависимости от бренда, поднялись пока на 10–20%. Покупка автомобиля сейчас выгоднее, чем, предположим, через полгода, поскольку это всего лишь первая волна подорожания», — предупреждает он.

Salon_5

Salon_5

Дефицит автомобилей не грозит

По словам дилеров, несмотря на то, что запасы автомобилей на их складах значительно ниже обычного, этого количества машин вполне достаточно с учетом текущего спроса, который во многом был удовлетворен в конце прошлого года. Так, в январе поток клиентов снизился приблизительно на 40% по сравнению с предыдущим месяцем, говорят участники рынка.

«Можно сказать, что в 2015 год мы вступили со складскими запасами в несколько раз меньше, чем в прошлом году. В конце 2014 года были распроданы практически все автомобили, прошлогодних машин практически не осталось. Например, Range Rover и Range Rover Sport сейчас нет в наличии. Остались в небольшом количестве Discovery, Freelander, Evoque и автомобили Jaguar, — говорит Елена Старикова, генеральный директор компании „Артекс“ (официальный дилер Land Rover и Jaguar). — Но назвать ситуацию начала 2015 года дефицитом нельзя, поскольку предновогодний ажиотаж закончился, и спрос упал. Мы ожидаем, что закроем существующий спрос автомобилями в наличии и теми, которые начнут поставляться во второй половине января».

«На сегодняшний день складской запас в компании „Автомир“ оптимален с учетом замедления покупательской активности, — рассказывает Алексей Пономарев. — По всей компании скорость заключения контрактов за последние тридцать дней такова, что даже если не будет новых поставок, то имеющего склада достаточно для более чем двухмесячных продаж», — полагает он.

В ГК «Рольф», которая во многом благодаря ажиотажному спросу на автомобили в ноябре-декабре смогла в очередной раз установить собственный рекорд продаж, уверяют, что в салонах компании есть все ходовые модели. «Хотя в конце года в наших автосалонах был настоящий бум, правильное планирование закупок помогло нам избежать дефицита. Сейчас мы имеем достаточное количество товарных автомобилей по всем брендам с учетом текущих планов продаж. В наличии нет только нишевых и эксклюзивных моделей, которые и раньше поставлялись по предзаказу покупателя», — говорит Татьяна Форнасова.

Дефицита товара нет и в салонах ГК «АвтоСпецЦентр», вторит ей Владимир Моженков. «Заказы на автомобили как принимали, так и принимаем, если какой-то конкретной комплектации или марки авто нет на складе, то оформляем под заказ», — рассказывает он.

Между тем всплеск спроса на автомобили, наблюдавшийся из-за обвала рубля, уже в конце года практически сошел на нет. Как прогнозируют в Ассоциации европейского бизнеса, по итогам 2015 года падение продаж легковых и легких коммерческих автомобилей составит 24%, до 1,89 млн реализованных машин, причем основной обвал придется на первый квартал.

«Сейчас ситуация неопределенная: многое зависит от политики импортеров и от того, готово ли будет правительство стимулировать отрасль. Программа утилизации поддерживает, в основном, продажи моделей нижнего ценового диапазона. Государственное субсидирование ставок по автокредитам могло бы стать более эффективной мерой поддержки для продаж автомобилей в широком ценовом диапазоне, — рассуждает Татьяна Форнасова. — Также важно понимать, какой политики будут придерживаться автопроизводители. Значение имеют и цены, и планы продаж: переоценка рынка приведет к затоваренным складам, а недооценка — к дефициту ходовых моделей, что представляет реальную опасность, поскольку многие бренды пересмотрели квоты для России в сторону понижения».

Как говорит Алексей Пономарев, его компания намерена оперативно реагировать на изменения в торговых условиях, которые будут предлагать импортеры. «Необходимо отслеживать изменяющиеся условия поставки автомобилей и взаиморасчеты за них, контролировать объем установленной производителями маржи, меняющиеся условия бонусов», — поясняет он.

006

006

С чем будем побеждать

В условиях продолжающегося падения спроса на новые машины российские дилеры стараются заработать на сервисных услугах, trade-in и продажах автомобилей с пробегом. «По нашим ожиданиям, продажи в 2015 году сократятся на 35–40%. Примерно такое же падение было в 2009 году, в котором мы делали упор на сервисное обслуживание. В этом году „Артекс“ также будет делать акцент на работу сервисной станции и реализацию дополнительных услуг, — говорит Елена Старикова. — Направление trade-in в нашем дилерском центре зависит от продаж новых автомобилей, а так как спрос на них будет снижаться, то и большого роста продаж в сегменте подержанных автомобилей ожидать сложно. Однако направление trade-in достаточно перспективно, и мы будем стараться его развивать».

Как говорит Дмитрий Царев, в условиях падения трафика в шоу-румы направление сервисных услуг, напротив, демонстрирует завидную стабильность, а по продажам автомобилей с пробегом в компании Wagner ожидают значительный подъем даже на фоне более чем 50-процентого роста в 2014 году.

В ГК «Рольф» готовы, в том числе, и к худшему сценарию развития событий, предполагающему обвал на рынке более чем на четверть. «В компании проведена большая работа по оптимизации бизнес-процессов и сокращению издержек. Мы завершили все масштабные инвестпроекты. Компания „Рольф“ многие годы работала над тем, чтобы выручка подразделений послепродажного обслуживания покрывала большую часть издержек каждого автоцентра, и теперь мы можем выживать за счет сервиса. Также мы развиваем продажи автомобилей с пробегом: в 2014 году нам удалось увеличить их на 36,3%», — констатирует Татьяна Форнасова.

3665

3665

По словам Алексея Пономарева, продажи автомобилей с пробегом, безусловно, представляют большой потенциал развития, однако нельзя забывать, что и в области продажи новых автомобилей есть резервы для успешного бизнеса — например, использование формата мультибрендовых автосалонов.

В целом, положение дилеров будет достаточно сложным в 2015 году, поскольку многие из них сильно перекредитованы, а некоторые даже получали кредиты в валюте. По мнению аналитиков «Автостата», долговая нагрузка и жесткая позиция банков на фоне снижающегося трафика в автосалоны, скорее всего, приведет к массовым банкротствам дилерских центров и целых сетей. Эксперты не исключают сокращения числа дилерских центров на 20–25%, которых по состоянию на конец 2014 года насчитывалось 4075.

«Главная цель автодилеров в 2015 году — выжить. Реализация данной задачи будет зависеть от выбранной стратегии. К сожалению, часть игроков уйдут с рынка. Одна из формул автобизнеса гласит, что уменьшение продаж на одну тысячу авто ведет к закрытию одного дилерского центра», — резюмирует Владимир Моженков.

Фото: «За рулем», компании-дилеры
Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Читать комментарии (26)

Самые новые
Загрузка...