Еще один способ победить пробки: проверено, работает!

Эксперт «За рулем» провел 12 часов с экипажем ЦОДД и лично убедился: если нужно устранить затор, дорожный патруль и ДТП оперативно оформит, и сломавшийся автомобиль оттащит на обочину, и даже с заменой колеса поможет.

Насколько быстро трафик приходит в норму после освобождения одной занятой полосы? Проверяли по Яндекс.Картам: десять минут – и пробка «зеленеет». По факту даже быстрее, ведь навигатор отображает ­картину с задержкой.

Какие ассоциации у ездящих по Москве автомобилистов вызывает аббревиатура ЦОДД? Штрафы, платные или закрытые парковки, «оптимизация» движения. До кучи еще и эвакуаторы, хотя это уже другая структура. Но в целом – мало позитивного.

Полагаю, отчасти в стремлении улучшить собственный имидж несколько лет назад ЦОДД запустил службу дорожного патруля. У нее никаких карающих функций нет – только помощь водителям и контроль средств организации дорожного движения. Не верите?

Подготовка к смене

В назначенный день еду на базу ЦОДД к началу смены. Последний поворот – и я упираюсь в перекрытую улицу. Причем тем самым дорожным патрулем. Оказалось, дальше идет снос зданий. Чтобы отлетевшим кирпичом никого не покалечило, движение на время работ закрыли. Однако отдельные машины пропускать все-таки нужно – бетонным блоком тут не отделаешься. Не будь патруля ЦОДД, пришлось бы отвлекать от работы экипаж ГИБДД, а их и так мало.

В распоряжении «дорожников» несколько десятков машин. Днем по городу работают 20–25 экипажей, ночью в четыре раза меньше. Парк держат с запасом, и я тут же убеждаюсь, что обоснованно. В гараже грустит пара сильно покалеченных Амароков. Позднее спрашиваю у «своего» экипажа и получаю в ответ подтверждение своей догадки. Это жертвы МКАД – самой опасной столичной трассы. Она стабильно лидирует по количеству тяжелых аварий. Напряженный трафик, местами неграмотная организация движения, хромающее качество подготовки водителей – и в результате не спасает даже заметная за километр оранжевая иллюминация.

Район работы определяется не строго. При необходимости экипаж перемещается туда, где он нужнее. Был случай, когда на одной из вылетных трасс вечером собрался такой затор, что дорожный патруль поехал ­выяснять причину в область.

Смена длится 12 часов. В дневную событий больше. На разводе слушаю установки экипажам. Обычная работа – патрулирование по округам. К слову, не обделен и эксклав Москвы Зеленоград, там работают две машины.

Есть и особые задачи. Практически постоянно в мегаполисе есть очень проблемные места, где в часы пик экипаж дорожного патруля помогает регулировать движение. А в день моего визита четыре Амарока отправили на Северный речной вокзал перевезти прицепы с гидроциклами, обновкой речной полиции на этот сезон. Это еще не самая тяжелая работа для них. Зимой они таскают в подъемы буксующие фуры. И справляются! Так что если вам вдруг подвернется на вторичке Amarok из ЦОДД, лучше обойти стороной.

Снаружи Транзиты и Амароки дорожного патруля увешаны оранжевыми маячками и рабочим светом (у Солярисов только световая балка). Сзади фаркоп, спереди лебедка. При необходимости легко поставят на колеса перевернувшуюся машину. Эвакуаторы – «зеленые крокодилы» – относятся к АМПП. Их патруль вызывает при острой необходимости.

Мне достается Ford Transit. Обустраиваюсь на втором ряду: мои сегодняшние попутчики Алексей и Сергей везут на свой маршрут. Чтобы не заела рутина, экипажи постоянно меняются округами. Сегодня они работают по Северо-Восточному округу (СВАО), где я и сам неплохо ориентируюсь. Строгого маршрута нет: аварии, на которые приходится большая часть работы, не происходят по графику.

У патрульных несколько каналов получения информации: рация, планшет, чаты в смартфоне. На связи оперативные службы города и ситуационный центр ЦОДД.

ЗАМЕЩАТЬСЯ БУДЕМ?

В парке дорожного патруля три модели: седаны Hyundai Solaris, пикапы Volkswagen Amarok и грузопассажирские фургоны Ford Transit с двухрядной кабиной. В нынешних условиях сразу лезут мысли о том, чем обновляться, если ситуация на рынке не изменится. Корейские бренды еще худо-бедно работают, иначе придется брать тесные Гранты без систем безопасности. Пикапы есть у «японцев», которые формально пока тоже не ушли. Если что, выручит Китай: у нас представлено уже четыре модели. У Транзита альтернатива одна – ГАЗель NN.

Работы хватает

Первая работа находится сразу же. Авария на Шереметьевской улице по направлению в область, из-за которой хвост пробки уже приближается к Третьему кольцу, рискуя забить развязку над тоннелем. Виновником оказался «коллега» из АМПП: эвакуатор собрал на светофоре две легковушки. Три участника, серьезные повреждения у одной из машин – европротокол не работает, нужно ждать ГИБДД.

День, сухая погода, отличная разметка и знаки. Но не успел патруль отработать одну аварию, как на встречке готова такая же. Из-за таких столкновений на ровном месте пробок в Москве существенно прибавляется.

Дорожный патруль не может в этой ситуации помочь участникам аварии до конца. Но он делает главное – быстро всё фотографирует, замеряет и освобождает проезжую часть. Отъехав на АЗС, патрульные рисуют схему, выдают водителям бланки объяснений для автоинспекторов. Все в выигрыше: поток поехал, участники ДТП сразу начинают заполнять документы, приехавший экипаж ДПС потратит минимум времени.

Пока дорожный патруль разбирается с первой аварией, на том же светофоре в обратном направлении аналогичное столкновение двух машин. Европротокол? Снова нет. У пострадавшего свежая машина с каско, и есть сомнения, что в нынешних ценах хватит 100 тысяч рублей (лимит выплаты по европротоколу). А у виновника – курьера на гнилом Матизе – ожидаемо не оказывается ОСАГО. Снова освободили проезжую часть, посильно помогли с документами и едем дальше.

Отсутствие страховки – реальная проблема. По словам ребят, каждую смену попадается как минимум один такой водитель у каждого экипажа. Это только в Москве, из числа участников ДТП и оформленных патрулем. А теперь вдумайтесь, сколько таких в масштабах страны!

Наверное, подмечали, как ставят машину на дороге гаишники? Почти всегда – спрятавшись от едущего потока за аварией. А если и перед ней, то вплотную. И только крупные ДТП обозначают на совесть. Дорожный патруль всегда прикрывает собой помеху. Сотрудники признаются, что когда приходится работать на быстро едущей магистрали, они иногда специально занимают полторы-две полосы и создают небольшой затор искусственно. Не стоит злиться на это. Статистика по МКАД гласит, что в остановившихся в полосе влетают не просто часто, а практически гарантированно.

Я был бы за скорейшее администрирование этого нарушения камерами (об этом говорят уже несколько лет, но что-то не ладится с синхронизацией баз), если бы не одно большое «но». Саботаж со стороны страховых компаний приводит к тому, что отдельным категориям водителей купить полис практически нереально. Обставлено всё так, что умысел не докажешь. И как ездить?

В череде аварий подвернулся и случай проявить заботу о дорожной инфраструктуре. На небольшом перекрестке кто-то, видимо, пошутил. Оказались развернуты оба знака приоритета, очередность проезда стала неочевидной. Патрульные вернули их в правильное положение за пару минут. Был бы случай посложнее – оставили бы заявку соответствующим службам.

В оснащение патруля входят конусы, которые можно дополнить стойкой с дорожным знаком, мощный домкрат, несколько тросов и огнетушителей, провода для прикуривания, набор инструмента, компрессор. В Transit и Amarok всё влезает без проблем, в Солярисах набор скромнее, но не уступает по функционалу. Позабавил чемодан с разными буксировочными проушинами. Каршеринговые машины ездят с абсолютно пустыми багажниками, таксисты нередко тоже. Вот и приходится иметь свои. Кстати, патрульные с высоты своего опыта подтвердили мои наблюдения: каршеринг и такси – самые проблемные категории на дороге.

В обязанности экипажа входит следить за всеми объектами. Чаще всего попадаются покосившиеся столбы со знаками. Правда, на разметку почти не смотрят. Что толку, если в России асфальт быстро ее отторгает, а у дорожников свой график восстановления краски?

Все попавшиеся аварии были мелкими. Отсутствие серьезных последствий радует, но количество столкновений удручает. Большинство – банальное несоблюдение дистанции. В телефонах сидят, на дорогу не смотрят. Рецепт придуман: камер на это нарушение по Москве уже несколько сотен. Скажу за себя: я этот водительский грех почти искоренил.

ФОТО ИЗ-ПОД КУПОЛА

На МКАД заканчивают монтаж новых камер. Они висят каждые несколько десятков метров на столбах и покрывают всю магистраль. Некоторые уже работают, и мне показали качество их картинки, подключившись к одной с планшета. Видео пишется в разрешении 2560 на 1440 точек: со столба на стоп-кадре видны номерные знаки.

Теоретическая возможность распознавать нарушения у комплексов есть. Но в ЦОДД заверили, что назначение у них другое. Камеры обеспечат полную видимость МКАД из ситуационного центра и позволят быстро реагировать на нештатные ситуации. А водителям позволят сразу уезжать в безопасное место с точки столкновения в полосе: запись обеспечит доказательную базу.

Эксперимент, официально разрешающий такое оставление места ДТП, стоит на пороге запуска. За пять лет основные магистрали Москвы получат 1300 таких комплексов.

Не только ДТП

Нестандартный вызов пришел во второй половине дня. ДПС попросила помочь установить обстоятельства аварии. Ребенок на самокате врезался в бок проезжающей машине. Обошлось без серьезных травм. Но чем в расследовании может помочь дорожный патруль?

Выяснилась парадоксальная вещь. Доступ к дорожным камерам (не «штрафным», а наблюдающим) у ЦОДД прямой, а для полицейских – по запросу. Экипаж может посмотреть картинку в реальном времени прямо с планшета, а архивный фрагмент получить за несколько минут. Почему правоохранители вынуждены работать по более сложной схеме – логике не поддается.

Дело к концу смены, держим путь на базу. На уже пустой Северо-Восточной хорде замечаем странное. В пологом повороте водитель Логана собирается менять колесо в левой полосе. Хорошо хоть с выставленным знаком и в жилете, хотя при разрешенных 90 км/ч это так себе защита. Алексей и Сергей выходят. Один – обозначить наш Transit, другой – с мощным компрессором к водителю. Учитывая опасность, мне предлагают два варианта: сидеть внутри, не отстегивая ремень, или пройти максимально вперед, до второй машины. Колесо быстро накачивают, и, прикрывая Транзитом, помогают Логану переехать на правую обочину. Там есть островок безопасности. Почему было сразу не встать на нем?

Девушке или пожилому водителю колесо экипаж поменяет без вопросов. Мужчине помогут, обеспечат безопасность, но совсем нянчиться не станут. Запас топлива, как аварийные комиссары на платных трассах, с собой не возят. Все-таки город, цивилизация кругом. Сломавшейся машине тоже постараются помочь: у патруля есть стандартный чемодан с инструментом. Ребята, конечно, не автомеханики, но знание матчасти присутствует. Нередко неисправность пустяковая, и ее исправляют на месте.

Бывают и курьезы. Некоторые водители принципиально не дают помогать, ждут эвакуатор. Хорошо, если удастся уговорить убрать машину с дороги. Поначалу шарахались и попавшие в ДТП: что за непонятные люди предлагают всё оформить и уехать с места аварии? Теперь привыкли. Из негативных моментов припомнили пару случаев, когда водители воспринимали помощь как одолжение. Хотя таких, к счастью, абсолютное меньшинство.

ТОРМОЗ ЕВРОПРОТОКОЛА

В день моей поездки только на пятой аварии, оформленной уже в районе обеда, все звезды сходятся на европротоколе. Во многих случаях мешают какие-то факторы: больше двух машин, водители не согласны по виновности, у кого-то есть каско или нет ОСАГО. Но главный тормоз европротокола – лимит возмещения в 100 тысяч рублей. Он и раньше был невелик, а при нынешних ценах просто смешон. Есть способ оформиться без ДПС и претендовать на все 400 тысяч рублей – мобильное приложение. Однако и тут загвоздка: у обоих водителей должна быть учетная запись на гос­услугах.

***

Экипаж ДПС на аварию нынче не дождешься. Оформить даже базовые вещи водители не умеют или опасаются (вдруг забракует страховая?). Неправильно висящие знаки и покосившиеся столбы автомобилисты замечают, но жалуются на них единицы. При таких вводных дорожный патруль – служба для пробочной Москвы архиважная. Стоит дать ей больше полномочий при оформлении ДТП, чтобы вызывать гаишников только на самые тяжелые столкновения. Сумела же Москва подмять под себя часть работы по штрафам, а здесь дело более полезное.

  • ГИБДД прекращает использовать ручные радары — в них больше нет необходимости.
  • «За рулем» можно читать и в Viber.

Подпишитесь на «За рулем» в