Когда мы пересядем на электромобили? Названа реальная дата
Год назад Правительство утвердило Концепцию по развитию производства и использования электрического автомобильного транспорта до 2030 года. Анализируем реальную статистику, подводим промежуточные итоги, делаем осторожные прогнозы.
Где берут?
Больше всего новых электромобилей в этом году продано в Москве (785 штук), Подмосковье (241), Петербурге (179) и Краснодарском крае (150). Всё логично - регионы небедные. А последний – еще и с теплым климатом, наилучшим образом подходящим для эксплуатации машин на электротяге. Остальные регионы не дотянули и до полусотни экземпляров.
Любопытно: несмотря на глобальный кризис, спрос на электромобили растет. Почти у всех двух- и даже трехзначный рост. Но такие фантастические результаты объясняются низкой базой. Чем меньше абсолютные показатели, тем весомее любая прибавка в относительных.
Например, в Воронежской области рост аж на 429%, но продано всего 37 «электричек». Если авторынок России в этом году «схлопнется» примерно на 60%, то сегмент «зеленых» моделей прибавит около 11%. Правда, составляет он меньше 0,5 %.
Львиную долю новых электромобилей покупают в Центральной и Европейской части России. На них приходится почти 95% спроса. Зато подержанных в Сибири и на Дальнем Востоке уже 31%. Естественно, в этих регионах ездят преимущественно праворульные модели, ввезенные из Японии.
Кто востребован?
По данным «Автостата» на 1 ноября, из 23,3 тысячи зарегистрированных в России гибридов и электромобилей больше половины (52,9%) – это Nissan. Хэтчбек Leaf к нам официально не поставлялся, но эти пятидверные хэтчбеки в изобилии представлены на вторичке в двух поколениях. Самые старые отдают по цене подержанных Грант, хотя запас хода на полной зарядке у некоторых составляет жалких 50-70 км.
Далее в списке самых популярных марок идут Tesla (10,4%), Mitsubishi (9,8%), Porsche (4,5%), BMW (3,9%), Toyota и Volvo (по 3,4%), Audi (3,1%), Chevrolet (2,4%) и Jaguar (1,3%). Бюджетные электромобили у нас официально не продавались, однако количество электрических Ниссанов доказывает: спрос на них есть, и немалый.
Из дорогих первым у дилеров появился Jaguar I-Pace, затем Audi e-tron и последним Porsche Taycan. А спрос на них выстроился в обратной последовательности – «британец» сейчас самый непопулярный.
Но в скором времени иерархия поменяется. Nissan Leaf сотнями, конечно, ввозить не перестанут. Равно как и десятками дорогие премиальные электромобили. Однако парк электромобилей будет наполняться в основном другими марками.
Запущен завод Evolute, стартовал бренд Skywell, в 2023-м обещает массово выпускать электрические версии возрожденный «Москвич». Их суммарный тираж за 2023 год должен составить несколько тысяч экземпляров. Один только Evolute рассчитывает сделать 15 000 машин. А «серый» ввоз неизвестных у нас прежде электрических моделей со всего мира внесет дополнительное разнообразие.
Электромобиль — в массы?
И всё же полноценно массовым электромобиль в России в ближайшее время не станет. Проведенный на нашем сайте опрос показал: 43,8% автомобилистов такую покупку не рассматривают вообще. Еще 35,1% ждет, когда «электрички» подешевеют. Из оставшихся 21,1% больше четверти (5,6%) однозначно выбрали бы Теслу. Еще 4,2% готовы взять эксклюзив из «серых» поставок. Остальные смотрят на официально представленные у нас модели.
Похожий опрос «Автостата» показал отличные цифры, но структура ответов похожая. Готовы к электромобилю 32,4% респондентов, не рассматривают его 40,3%. В качестве основного препятствия называют высокую стоимость (54,1%). На втором месте – рост сети зарядных станций (49,7%). Но если радикального удешевления электромобилей пока ждать не приходится, то в плане инфраструктуры положительные сдвиги в России есть.
Где заряжаться?
Россия в разветвленности сети электро-АЗС пока сильно уступает ведущим мировым державам.
Абсолютный лидер – Китай, у которого 3,92 млн зарядных точек. В Евросоюзе их 330 тысяч, в США – 140 тысяч, а в России – 4367. Из них быстрых только 688. А ведь именно такие нужны, чтобы электрические машины стали не менее удобными, чем бензиновые и дизельные. На мощных колонках можно за полчаса-час зарядить батарею на 50% и более.
Благодаря обязательной регистрации у каждого из 35 российских операторов зарядных станций известно количество пользователей – 19 650 человек, которые проводят более 70 000 зарядных сессий в месяц. На одну машину может приходиться несколько аккаунтов в приложениях операторов (например, пользуются несколько членов семьи), поэтому реальное число электромобилей, пользующихся специализированными зарядками, меньше. Остальные, видимо, используют исключительно бытовую сеть.
Медленных станций переменного тока больше всего в Подмосковье (630), Москве (360) и Краснодарском крае (220). По быстрым точкам постоянного тока лидируют Москва (68), Красноярский край (51, не путайте с теплым Краснодарским краем) и Приморье (45).
А перспективы?
До конца 2024 года в России должно работать 2900 быстрых и 9400 медленных зарядных станций. Зарядки недешевы, но в этом году госсубсидии на их установку дают только в 12 регионах страны. Это 1,37 млрд рублей на 493 электро-АЗС. Причем дотируется только часть затрат: 60% от стоимости терминала и 30% от стоимости работ, но в сумме не более 2,76 млн рублей.
А до конца 2030-го планируют запустить 72 000 быстрых и 28 000 медленных зарядок. Кажется фантастикой. Впрочем, посмотрим на динамику развития в ближайший период.
Очень хочется, чтобы в плане электромобилизации мы не остались за бортом общемировых трендов. С предложением проблем уже нет (хотя реально доступных моделей, конечно, не хватает). Дело за инфраструктурой.
Планы красивые - осталось реализовать. И если все получится, то уже через пару лет минимум треть продаваемых в России новых автомобилей будут с электроприводом. И покупатели (если верить опросу) их уже ждут.
Комментарий специалиста
Константин Алябьев, управляющий директор компании PUNKT E:
— В 2022 году зарядная инфраструктура в России хоть и отставала в развитии от изначальных планов, но все же опережала автопарк электромобилей. Последний вырос на десятки процентов, а количество быстрых зарядных станций увеличилось в несколько раз. Так, только сеть PUNKT E за год нарастила их число в шесть раз. И другие крупные игроки также установили десятки быстрых станций каждый. Активному развитию инфраструктуры поспособствовала и федеральная программа: благодаря ей в пилотных регионах появилось более сотни 150-киловаттных станций. В начале года таких зарядок в России были единицы. На текущий момент можно констатировать, что зарядная инфраструктура во многих регионах готова к массовому распространению электромобилей. И с учетом планов не будет отставать от парка и в будущем.
- «За рулем» теперь можно читать в Телеграм.
Дом или коттедж под ключ... Легко!
Идеальный способ начать загородную жизнь — побывать на выставке загородных строений.
Для этого вам даже не придется уезжать из города: находятся дачные дома и коттеджи в Москве.