Снегокат, который едет сам: необычный тест «За рулем»

Нет, мы не впали в детство. Но пройти мимо снегокатов с моторами не смогли. Такой транспорт может везти и взрослого на скорости до 25 км/ч.

Идея оснастить обычный детский снегокат двигателем придумана и реализована в Белгороде. Но как называть новый транспорт: снегокат или снегоход? Точнее было бы мотоснегокат, но слишком громоздко. Как вариант – мотокат: коротко и точно. Однако белогордцы предпочитают солидное «снегоход».

­«На хвосте» у обычного детского снегоката блок с небольшим двигателем и гусеницей.

На что он способен?

Предназначен для детей от 3 до 103 лет. Да, на нем могут кататься не только дети, но и взрослые – например, на рыбалке, чтобы быстро объезжать окуневые лунки. Выдерживает 100 кг (по паспорту), 120 кг (реально). Может буксировать тюбинг, второй снегокат, санки, корыто с рыбацким снаряжением и уловом… Знаете, есть мотособаки? А это, получается, мотощенок.

За 6 лет сделали и продали по России около 1000 единиц. Даже первые до сих пор в строю. Некоторые – в прокате. Двигатели двухтактные, от садовых триммеров, от 43 до 56 см3, гусеницы – «бурановские», уменьшенные. Тросики газа от мопедов, укороченные.

Самокаты могут быть любыми, но белогородцы предпочитают ижевского производства (например, Nika Snowdrive СНД3). На выбор четыре цвета. Две модели – «Комфорт» (блок с двигателем и гусеницей за базой) и «Компакт» (блок в базе, под сиденьем). «Компакт» легче на 1 кг, проще и входит в багажник легковушки поперек. Мы тестировали «Комфорт».

Одному из снегокатов (слева) уже три года. И они проведены в нетепличном режиме.

Как будем тестировать?

Идеально, когда технику тестирует целевая аудитория. Самолеты – летчики, стиральные машины – домохозяйки. Этот тест решили доверить детям – мальчишкам и девчонкам от 5 до 8 лет. Но их оказалось немного больше, чем рассчитывали. Чтобы избежать обид и драк за во время теста, решил собрать второй. Взял коробку со снегокатом домой, на вечер.

Собирая, вспомнил о кит-карах. Классно ведь собрать машину от первого болта до последней гайки собственными руками!

Как собирать?

Лучше – вдвоем (с ребенком). Особые навыки не нужны. Если отличаете накидной ключ от торцевого, справитесь за час. Блок уже готов, и самое сложное – собрать сам снегокат. Инструкция содержит одну иллюстрацию, а этапы сборки прописаны, но не нарисованы. Если возникнут трудности, рекомендую посмотреть видеоинструкцию по сборке - ее легко найти в интернете.

Несколько рекомендаций, которые уберегут вас от типичных ошибок:

  • Блок с двигателем и гусеницей ставится на уже собранный снегокат.
  • Чтобы поставить пружину кручения (торсионную) под педаль тормоза, берите пассатижи.
  • Сжимать газовый амортизатор не нужно: для установки достаточно приподнять заднюю часть снегоката (гусеничный блок уйдет вниз).

Других сложностей нет. Все просто, надежно и качественно.

Как обкатывать?

Такой транспорт способен развивать 25, а то и 30 км/ч под легким ребенком, а самый быстрый человек на земле (и это не вы) – 44,72 км/ч, и то не по снегу и без зимней одежды.

Для обкатки (первые часы) в топливную смесь нужно добавлять больше масла. Если обычная пропорция 1:40 (25 миллилитров масла на литр бензина), здесь используется пропорция 1:25 (40 миллилитров масла на литр бензина). Объем бака – 1 литр, на пару часов в режиме «полный газ».

Прежде всего нужно приготовить топливную смесь в правильной пропорции.

Пусть гусеничный блок полностью закрыт, чтобы туда не попали ни пальцы, ни одежда, а на руле есть чека аварийной остановки, пристегивающаяся к одежде, взрослые должны быть рядом. Кричать ребенку во время движения бесполезно: двигатель трещит, уши закрыты шапкой, а то и капюшоном сверху. Лучше разучите с ребенком жест «стоп». И вставайте так, чтобы он вас видел.

Обороты и скорость можно ограничить, закрутив гайку на машинке курка газа.

На руле велосипедного типа аварийная чека и кнопка «Стоп». Акселератор управляется курком, как на квадроциклах. Есть вариант и с вращающейся рукояткой, как на мотоциклах.

Из недостатков отметили крепление фонарика и крышку его батарейного отсека – плохо выдерживают вибрации. Фонарик задирается, крышка батарейного отсека может открыться.

Понравилось ли детям?

Начинали с пристегивания чеки к одежде, просили сесть подальше от руля, чтобы нагрузить заднюю часть, с газом обращаться аккуратно, поворачивать заранее. Хотя для детей этого возраста инструктаж – даром потраченное время. Ездят, как получается.

Лица испытателей говорят о тесте лучше тысячи слов.

Наши маленькие испытатели автоматически поделились на три группы.

  • Первая – назовем их Резкими – несмотря на все инструкции, зажимали газ до отказа и не бросали даже при риске взлететь на сугроб и (или) перевернуться. И переворачивались. Без последствий – скорость небольшая, снег мягкий.
  • Вторые – Робкие – могли худо-бедно тронуться и ехать по прямой, только если сзади страховал и подталкивал взрослый. Им требовалось много времени на привыкание.
  • Третьи – Ровные – аккуратно работали с газом и до поры не совершали резких маневров, а освоившись в седле минут за 10, могли уже дрифтовать или развернуться на месте.

Совет: начинайте с небольшой закрытой площадки. Мы тестировали снегокаты на пустой парковке за городом. Когда откатались дети, взрослые впали в детство и… устроили гонки.

Кому нужен такой снегокат?

Разработчик и изготовитель снегокатов с мотором не приписывает себе изобретение. Рассказывает, что читал в детстве в журнале «Моделист-конструктор», как на «Чук и Гек» приспособили веломотор, то ли Д-5,то ли Д-6…

Статья была опубликована в №1 за 1983 год под заголовком «Чук и Гек – мотонарты». Кстати, еще одно название конструкции! Двигатель Д-6 позволял снегокату разгоняться по насту до 15 км/ч, преодолевать подъемы до 30°, буксировать лыжника. Конструкция московского инженера Ю. Терещенко. Нечто подобное придумал и ленинградец Н. Абрамов, причем он предлагал использовать воздушный винт – по принципу аэросаней или электродвигатель вместо двигателя внутреннего сгорания. Но в этом случае конструкция была бы слишком тяжелой.

Мальчишки того времени с удовольствием делали и мотоснегокаты (московский клуб юных техников «Луч»), и те же велосипеды с моторами, и багги, и карты, и другие машины. Те, у кого были незаживающие ссадины от железа на руках, казались самыми «крутыми».

К вам едет снегомотокат!

Мы решили разыграть три снегоката с моторами среди наших читателей! Соберете со своими детьми, покатаетесь, и – мы уверены – получите огромное удовольствие.

Условия розыгрыша объявим дополнительно - заходите на сайт «За рулем» почаще, чтобы не пропустить.

Где приобрести?

Также можно приобрести в Иваново, Ижевске, Казани, Костроме, Красноярске, Магнитогорске, Москве, Мурманске, Новосибирске, Перми, Рыбинске, Самаре, Челябинске, Ярославле, других городах. Розничные цены – от 39 000 до 43 000 рублей. Гарантия – 1 год. Запчасти есть.

Технические характеристики

Снегоход «Комфорт»

Снегоход «Компакт»

Длина/ширина/высота, мм

1500/630/480

1400/580/480

Вес, кг

26

25

Грузоподъемность

до 100 кг

Максимальная скорость

25 км/ч

Силовая установка

двухтактный двигатель от 1,8 до 2,5 л.с.

Сцепление

центробежное

Трансмиссия

двухсекционный редуктор

Привод

резиновая гусеница, грунтозацепы 17,5мм

Подвеска

маятниковая с газовым упором

Управление дроссельной заслонкой

куркового типа

Система безопасности

кнопка «Стоп», аварийная чека

Тормозная система

штатная, скребковая

Цвет

Красный/желтый/синий/черный


  • «За рулем» можно смотреть на YouTube.

Подпишитесь на «За рулем» в