Максим Ликсутов: «Рекомендую автомобилистам электрический Москвич»

Будут ли расширяться платные парковки в Москве? Появится ли в столице электротакси? Каким будет Москвич собственной разработки?

Об этом нам удалось поговорить с заместителем мэра Москвы, руководителем Департамента транспорта Максимом Ликсутовым.

— Максим Станиславович, всех автомобилистов интересует глобальный вопрос: транспортная система Москвы ближайшего будущего — есть ли в ней место личному автомобилю?

У каждого жителя города должен быть выбор: использовать личную машину, городской транспорт, такси или каршеринг. Дать человеку достойный выбор — это основа нашей стратегии развития транспортной системы Москвы.

И в перспективе еще 10–15 лет, конечно же, личная машина будет важна. Об этом же говорят новые транспортные проекты — МСД, северный дублер Кутузовского проспекта и другие важнейшие городские магистрали. Ежегодно в городе строится около 100 км дорог. Это инфраструктура для автомобилистов, и, конечно, для городского транспорта.

Но, как показывает статистика, у нас постепенно сокращается количество поездок на личном транспорте в пересчете на один автомобиль. При этом мы видим рост поездок на городском транспорте.

В 2022 году каждый день в Москве выезжало, в среднем, на 140 тыс. автомобилей меньше, чем в 2021 году. Совершалось в среднем на 300 тыс. поездок меньше, чем за год до этого.

Несмотря на то, что с 2010 года число зарегистрированных в Московском регионе автомобилей выросло в 1,5 раза, средняя скорость движения (за 24 часа) на основных магистралях Москвы установилась на уровне 55 км/ч, что на 22% выше уровня 2010 года (45 км/ч).

Большая часть автомобилистов вернулись или впервые пришли в городской транспорт, а также чаще стали пользоваться такси. Абсолютное большинство москвичей предпочитает метро, МЦД, трамваи и электробусы для ежедневных поездок на работу.

В 2022 году пассажиры совершали в рабочий день 15,66 млн поездок — на 580 тыс. больше, чем в 2021 году. Значит, москвичи чаще используют именно городской транспорт для ежедневных поездок, так как он остается надежным, безопасным, доступным и удобным способом передвижения по Москве.

Да, у кого-то работа такая, что без личной машины не обойтись. Другие ценят время и тщательно считают расходы: если машина днем больше стоит, чем ездит, проще поехать на работу на городском транспорте — и не платить за парковку, топливо и многое другое.

Сохранилась ли идея сократить количество машин в городе? Не раз говорилось о том, что в Москве около 500 тысяч «лишних» машин.

Но не 500 тыс. «лишних» автомобилистов. Есть пример движения личного транспорта в разное время года. Мы свободно ездим по городу в июле-августе — без заторов. А затем наступает сентябрь, когда на дорогах оказывается на 150–200 тысяч машин больше. Сразу падает скорость и растет аварийность. Вот это сравнительно небольшое количество машин закупоривает движение, перегружает дороги города.

Многие говорят: нужно строить больше дорог. Но вы же понимаете, что в центре города большое количество новых дорог не проложишь. Нам предлагали разные фантазийные истории — строить чуть ли не вторым этажом Садовое кольцо или ТТК. А давайте спросим жителей: хотят ли они, чтобы около их дома на уровне третьего-четвертого этажа проходила новая магистраль? Ответ абсолютного большинства – однозначный: не хотим ни при каких обстоятельствах.

Все хотят ездить быстрее, но никто не хочет новую дорогу у своего дома.

Новые дороги

Тем не менее, новые дороги есть. МСД — какую пользу он несет, есть ли цифровые оценки?

— Да. Тот участок, который уже открыт, дал заметный положительный результат. Прежде всего — это разгрузка того сегмента МКАД, который идет «параллельно» МСД. Этот участок разгрузился на 15–18%, и это даже визуально видно. Соответственно, разгрузилась соседняя часть ТТК.

Когда откроется южный участок МСД, с ТТК и МКАД уйдет еще немало машин — как минимум около 10%, или больше.

В рабочий день по МСД проезжает около 300 тысяч машин. При этом транзитных автомобилей, которые должны оплачивать проезд, — всего менее 200 штук. Это машины, которые не зарегистрированы в Москве и области и которые проезжают Москву транзитом. Они платят большие деньги за проезд, но количество таких машин несущественно.

Нарушения, камеры, штрафы

Оцениваете ли вы скорость движения автотранспорта?

Безусловно. Скорость — один из важных показателей нашей работы. Городская интеллектуальная транспортная система позволяет это видеть в режиме реального времени. При этом мы можем замерять и количество машин.

Это делают новые камеры купольного типа, которые установлены очень часто на мачтах освещения МКАД?

Не только. Там еще висят широкоугольные камеры, которые позволяют с высокой точностью подсчитывать уникальные машины, проезжающие на этом отрезке. Они анализируют только регистрационные номера автомобилей. Мы можем оценивать весть трафик для определенного участка.

Кроме того, система видеоаналитики позволяет выявлять нетипичное поведение.

Что это означает?

Если автомобиль вдруг останавливается на МКАД, искусственный интеллект мгновенно это определяет и сообщает оператору — выдает предупреждения на табло над МКАД и передает информацию в Госавтоинспекцию и дорожным патрулям ЦОДД, так как это потенциальное ДТП. И мы пытаемся помочь автомобилю. Ежегодно патрули ЦОДД оказывают помощь тысячам автовладельцев в подобных ситуациях. Все это часть интеллектуальной транспортной системы (ИТС) Москвы.

Главное — оперативно убрать машину. Чтобы не провоцировать тяжелые ДТП.

Что говорит статистика по ДТП на МКАД?

Аварий с каждым годом меньше. Это результат комплекса мер. Грузовиков на МКАД стало меньше, мы улучшили освещенность дороги, ужесточили скоростной контроль и контроль за разговорами по телефону.

А как контролируется использование телефона за рулем?

Камеры устанавливаются только в местах, которые согласованы с Госавтоинспекцией Москвы, — это наше внутреннее требование, без согласования с УГИБДД камеры не устанавливаются.

Нарушения фиксируются полностью в автоматическом режиме. Оптика и программное обеспечение позволяют довольно четко распознать случаи пользования телефоном в движении. Сейчас в городе 483 камеры, которые фиксируют непристегнутый ремень и разговоры по телефону.

Согласно исследованиям ВОЗ, разговор водителя по телефону без системы hands free повышает риск возникновения ДТП в четыре раза, а отправка СМС — в шесть раз. Пользуясь случаем, хочу обратить внимание читателей на эти цифры.

Камеры играют важную роль в создании безопасного движения. Если в общем говорить про систему администрирования, на мой взгляд, она не должна быть одинаковой для всех. Иногда человек отвлекается — и получает за что-то штраф. Это разовый случай. Но есть автомобилисты, которые получают штрафы десятками в месяц, всё оплачивают — но в их поведении ничего не меняется.

Я считаю, что для систематических нарушителей ПДД, даже если они оплачивают штрафы, было бы разумно пересмотреть систему наказаний.

Прогрессивная шкала штрафов?

Дело совсем не в деньгах. Можно было бы пригласить такого водителя в отделение Госавтоинспекции на беседу, как в некоторых странах. Сотруднику полиции, возможно, нужно убедиться, что этот человек адекватен. В некоторых случаях таких водителей даже отправляют на дополнительную медицинскую проверку — может, ему вовсе нельзя садиться за руль?

Кого-то нужно отправить на повторную проверку знаний ПДД. Возможно, нужно на какое-то время приостановить действие водительского удостоверения — чтобы человек задумался о своем поведении. Есть разные способы задуматься, и не всегда это деньги.

Но, может быть, они нарушают потому, что неверно выбран скоростной режим?

Есть масса факторов, которые влияют на установление скоростного режима в городе. И все наши действия в случае изменений скоростного режима и организации дорожного движения мы обсуждаем с Госавтоинспекцией, моделируем и принимаем взвешенные и обоснованные решения.

А если камерам некого будет штрафовать?

Если все наши 3800 камер перестанут выписывать штрафы, это значит, что количество ДТП в Москве еще в несколько раз снизилось и мы с ГАИ выполнили свою задачу. У нас нет никаких задач по сбору денежных средств. Снизится число штрафов — мы будем довольны.

Снижение смертности в ДТП — вот главный критерий. Москва уже достигла тех пороговых значений по уровню социального риска (количества смертей на 100 тысяч жителей), которые задал Президент России, но нужно двигаться дальше. Москва — регион №1 в России по уровню безопасности дорожного движения. Показатель социального риска по итогам 2022 года составил 2,3 погибших на 100 тыс. жителей — по сравнению с 2010 годом он снизился в 2,8 раза. Всего за это время удалось сохранить 2500 жизней на дорогах Москвы.

Платные парковки

По какому принципу определяются зоны парковки и тарифы?

Парковочное пространство в городе — это дороги общего пользования, на них есть места, где машины оставляют не только местные жители, а количество автомобилей меняется в течение дня. Это места, где повышенная оборачиваемость и востребованность парковок.

Чаще всего они находятся в исторических районах города, зачастую рядом с точками притяжения, например, офисным центром, где много работников, часть из которых приезжают на личном автомобиле. А рядом есть жилой дом, где дворов практически нет и подземную парковку невозможно построить —машину жители могут ставить только на городских парковочных местах.

Такие места мы выявляем и обсуждаем вместе с жителями, поскольку большинство обращений приходят от них самих. И эти парковочные места мы отдаем под резидентную парковку – только для местных жителей. Таких парковочных мест уже более двух тысяч. Это бесплатные места — и только для местных жителей. Количество резидентных парковок постепенно растет.

— А еще стоят дорогие машины с поднятыми крышками багажников – которые вообще не платят.

Эту проблему мы почти победили. Система аналитики видит, с каким номером машина приехала на парковку. Дальше вы можете открутить номер или поднять крышку багажника — но система все равно поймет, когда вы приехали и когда уехали, и с каким регистрационным номером — и заплатить придется.

Будут ли появляться новые зоны платных парковок?

Задачи постоянно расширять число парковочных мест нет. Прежде всего, это вопрос упорядочения парковочного пространства и создание среды для комфортной жизни. 10 лет назад машины стояли на тротуарах и можно было бросить автомобиль как угодно. Сейчас такие нарушения вызывают у всех жесткий негатив.

Наша парковочная политика крайне продуманная и вменяемая. Мы создаем платные парковочные места там, где это необходимо. Все действия, которые мы совершаем в плане парковочного пространства, максимально выверены и продуманы.

А у социальных объектов можно увеличить количество бесплатных паркомест?

Если в доме был торговый центр, а затем там организовали МФЦ – конечно, почему нет. Если есть конкретные запросы — обращайтесь к нам. Через электронную почту, через телеграм-канал, непосредственно в Департамент транспорта или через сайт mos.ru.

Такси, каршеринг, электромобили

Будет ли на чем ездить такси и каршерингу?

Не вижу проблем. В середине 2022 года опасения были. А теперь появился хороший шанс для российского автопрома. В частности, недавно заключен контракт Яндекса с Москвичом на поставку 3000 машин с ДВС. А в Москве машины такси вполне могут быть электрическими. Как и каршеринг. На днях «Москвич» подписал один из крупнейших в мире контрактов еще на 2 тыс. электромобилей с «Яндексом», они пойдут в такси и каршеринг.

Город будет выделять субсидии на обновление парка такси?

Это постоянная программа, которая работает несколько лет. В прошлом году город выделил 900 млн рублей на обновление такси и каршеринга, в этом году будет 450 млн рублей. И на ближайшие три года в бюджете тоже предусмотрены деньги на поддержку этой отрасли.

Почему вы считаете, что такси может быть электрическим?

Мы подсчитали: 97% такси не выезжают за пределы ЦКАД. Запаса хода более чем достаточно — например, Москвич 3е проезжает на одной зарядке больше 300 км.

Где заряжаться?

Зарядная инфраструктура должна быть как на городских улицах, так и на уже действующих автозаправках – и такие планы у владельцев сетей АЗС есть. У города есть программа по ежегодной установке 200-300 зарядных станций – и она будет выполняться. Если будет большой спрос, это количество может быть оперативно увеличено.

А таксисты должны платить за зарядку или город может предоставить им бесплатную возможность заряжаться?

— Это как субсидии — давать или не давать. Мы понимаем экономику такси и бизнес агрегатора. Мы понимаем, сколько зарабатывают таксисты и сколько зарабатывают агрегаторы. Там, где это необходимо, мы будем помогать: либо субсидии на приобретение машин, либо скидка на зарядку, либо вообще бесплатная зарядка.

Возьмите Китай, где огромное количество электромобилей появилось за короткое время. Там города, регионы и государственные структуры участвовали в создании зарядных сетей, причем одного стандарта, со сквозными (работающими везде) приложениями. Поэтому мы такие варианты тоже рассматриваем — и готовимся к тому, что электромобилей станет больше, включая такси и каршеринг. Пусть это будет прирост по несколько процентов в год, но процесс уже начался.

Электротакси и электрокаршеринг должны заряжаться только на своих ЭЗС или на городских тоже?

Чем выше загрузка ЭЗС, тем дешевле обходится инфраструктура и тем дешевле будет зарядиться. Но нужно ограничить время зарядки. Если машина способна зарядиться от быстрой ЭЗС за 40 минут – зарядился и убирай машину, нельзя стоять на этом месте всю ночь, другим тоже нужно зарядиться.

У нас в стране два или даже три десятка различных компаний, типов ЭЗС и приложений к ним…

В Москве один стандарт. Мы устанавливаем ЭЗС единого стандарта, включая быстрые ЭЗС, с самыми популярными разъемами – ChaDeMo и CCS. Это очень удобно для всех.

Завод «Москвич»

— Остаются ли планы выпустить в этом году 50 000 машин?

Да, мы придерживаемся наших планов и планируем произвести 50 тысяч автомобилей в этом году, в том числе 8-10 тысяч электромобилей.

Хватает ли ресурсов для разработки новых машин?

Мы сохранили не только стены и оборудование, но и самое главное — трудовой коллектив, почти 2 тысячи человек, которые много лет работали при прежнем собственнике. Некоторые еще помнят даже АЗЛК. Это высокопрофессиональные, мотивированные сотрудники, с хорошей школой, которую они получили. Когда Мэр Москвы принимал решение сохранить завод, именно кадровый вопрос был одним из важнейших аргументов.

Безусловно, есть определённые этапы развития производства. Невозможно сразу начать производить с нуля свой автомобиль, поэтому есть этап, когда мы вынуждены собирать автомобили от нашего восточного партнера. Но мы с самого первого дня ставили себе задачу разработать электрическую машину на собственной платформе. И мы эту задачу обязательно выполним. Мы планируем, что в 2024-2025 году появится своя модель, разработанная в России, у которой будет своя батарея — не просто собранная у нас, а с ключевыми элементами российского производства. Мы планируем, что у автомобиля также будет российский электродвигатель и ходовая часть.

Но это сложная задача…

Да. Но мы понимаем, как это сделать. У нас есть технологический партнер — компания КАМАЗ с серьезным инженерным потенциалом, знаниями и навыками. У нас также есть свои специалисты, в том числе выпускники Бауманки, МФТИ и других лучших вузов страны.

Я правильно понимаю, что в этой машине будут и наши, и заимствованные решения и технологии? Сделать полностью свой автомобиль – крайне сложная задача.

У нас нет задачи сделать на 100% всё своё. Есть различные комбинации производителей, которые делают запчасти в России. И к 2025 году, я уверен, появятся новые компании, которые будут производить здесь автомобили. Я считаю, что микс решений также возможен. Допустим, «Москвич» будет делать собственный электродвигатель. И этот двигатель можно будет ставить и на другие машины российского производства — не только на Москвичи. С учетом больших объемов производства его можно дорабатывать, улучшать и делать дешевле.

Означает ли это, что будущий электрический Москвич в чем-то технически будет перекликаться, например, с электромобилями Атом, которые планирует выпускать ОА «Кама»?

Мы будем очень рады, если такой проект появится. Чем шире выбор для москвичей, тем лучше. Но Атом — это все-таки машина малого класса. В каршеринге она может быть представлена как отдельный сегмент, а вот для такси она скорей всего не подойдет в силу своих характеристик и габаритов.

На какие размеры автомобилей будет рассчитана новая платформа «Москвича»?

Это машины классов С и D.

Какие накопители энергии вы будете использовать?

В ноябре 2022 года Мэром Москвы С.С. Собяниным подписано Распоряжение о проведении в Москве электронного конкурса на заключение первого в России офсетного контракта на поставку тяговых аккумуляторных батарей для нужд транспортного комплекса города Москвы.

В ближайшие пару месяцев Правительство Москвы объявит конкурс на заключение офсетного контракта примерно на 5-8 лет. Контракт подразумевает, что городские предприятия обязуются выкупать определенное количество тяговых батарей для электромобилей и электробусов, а также трамваев, речного транспорта и СИМ. Там будут прописаны требования по локализации производства и по плотности хранения электроэнергии, которые будут увеличиваться ступенчато в процессе действия контракта. Победитель будет определен по итогам конкурса. Подобный контракт также подразумевает строительство предприятия в Москве.

Вам всё равно, кто выиграет контракт и построит такую фабрику? Наша компания или зарубежная?

Зарубежные компании не имеют права участвовать в подобных конкурсах. Это будут только российские юридические лица. И в контракте будет прописана ответственность, четкие сроки — начала строительства, начала выпуска продукции и так далее. Если не будет выполнен какой-то этап, даже, например, первый – компания платит штраф, и мы проводим новый конкурс.

Эти батареи можно будет устанавливать на разные виды транспорта?

Безусловно. И на Москвичи, и на электробусы, и на средства индивидуальной мобильности, а также на трамваи, и в будущем — на вагоны метро. И даже на коптеры, если такая необходимость возникнет.

А будет ли спрос на электрические Москвичи?

Спрос уже есть. Мы проводили многочисленные расчеты. Необходимо оценивать не начальную стоимость автомобиля, а рассматривать жизненный цикл автомобиля и стоимость сервиса в целом. Мы видим, что уже сейчас на жизненном цикле электробус не проигрывают автобусам. Такая же история и с электромобилем. Если смотреть на жизненный цикл автомобиля, то электромобили выгоднее. И это экологически чистый транспорт, и за ним, однозначно, будущее.

Электробусы и водоробусы

Значит, электробусов станет больше?

Да. Недавно был заключен двухлетний контракт на тысячу электробусов с поставкой в этом и следующем году

Время для водоробусов пришло?

Водоробус – это что? Если вы предлагаете возить жидкий водород в баллонах, то это какой-то атавизм обычного электробуса. Если бы мы заливали воду и методом электролиза получали водород на борту, то такой подход был бы интересен — но подобных установок, годных для транспорта, пока нет.

Будущее — за машинами с качественными российскими батареями и российским электрическим двигателем.

О личном

Вы часто водите машину?

Обычно – по выходным.

Вам лично, как водителю, удобно ездить по городу или еще есть проблемные места?

Я смотрю несколько другими глазами, поскольку знаю сложные вопросы изнутри. По-моему, водителям стало понятнее и удобнее ездить – навигация явно улучшилась. Какие указатели использовать, сколько их должно быть, каким шрифтом должно быть написано – дискуссии об этом идут постоянно. Важен баланс между количеством знаков и объемом воспринимаемой водителем информации.

На Москвиче вы ездили?

Конечно. У меня электрический Москвич – я купил одну из первых машин, как только они появились.

И каковы впечатления?

Рекомендую электрический Москвич, хорошая и удобная машина.

А где вы заряжаете свой Москвич?

Заряжаю дома от розетки, так как в комплекте с автомобилем идет зарядное устройство. Также возле работы есть общедоступные городские зарядки, на которые может приехать любой автовладелец и зарядить свой автомобиль.

Выезжаете за город?

Я обычно езжу по Москве и области – внутри ЦКАД.

А когда появится принципиально новый электрический Москвич, вы поменяете свой на новый?

Конечно, сразу же, лично я однозначно верю в развитие и успешное будущее электрического транспорта и в то, что российский легковой автомобиль и электробус будут лучшими в мире.

Подпишитесь на «За рулем» в