Въехать на эльбрус — журнал За рулем

Въехать на эльбрус

ВЪЕХАТЬ НА ЭЛЬБРУС

КЛУБ «АВТОЛЮБИТЕЛЬ»

Приемная

ЭКСТРИМ

ВЪЕХАТЬ НА ЭЛЬБРУС

ИВАН КСЕНОФОНТОВ. ФОТО: СЕРГЕЙ ГРУЗДЕВ, «МОТО»

Девятнадцатого августа 2003 года над Эльбрусом, высшей точкой Европы, был поднят флаг журнала «За рулем». Необычность акции состояла в том, что на вершину впервые въехали на мотоцикле. Участники этого уникального восхождения, организованного журналом «Мото», посвятили свой поход юбилею «старшего брата» — журнала «За рулем». Как оно происходило, рассказывает один из водителей мотоцикла, заведующий отделом туризма редакции «Мото».

Опыт горных мотоэкспедиций редакции «Мото» (по конным тропам Алтая, Саян и Кавказа) подсказал, каким должен быть аппарат: надежным, легким и, кроме того, не удивляйтесь — полноприводным. Поскольку ничего подходящего ни отечественный мотопром, ни зарубежные фирмы предложить не могли, появилась идея самим построить такую машину. Работа закипела сразу по возвращении с гор в июне 2002-го.

Для экстремального восхождения (впрочем, и для широкого круга других задач) наиболее пригоден одноместный мотоцикл с небольшим ходом подвесок, с минимумом светотехники. Сухая масса такой машины — примерно 100 кг. Для перемещения легковеса достаточно мощности около 10 л. с. — ее развивают многие 80-кубовые моторы. Опытный образец двигателя для 80-кубового мокика «Пилот» предоставил Ковровский завод имени Дегтярева.

Особенность полного привода — он предельно упрощен за счет отказа от редуктора, дифференциалов и всяких блокировок. В оригинальной трансмиссии использованы детали мотоциклов «Минск», «Урал», «Карпаты», «Сова», «Фермер», автомобилей ВАЗ, АЗЛК, ЗИЛ.

В апреле 2003 года появился «Баксан-80 2WD». Премьера аппарата состоялась на московской выставке «Моторпарк-03». А в конце мая организовали пробную поездку к подножию снежного исполина. Погоняли машину по камням, попробовали на подъеме на Чегет (склоны самого Эльбруса были покрыты толстым слоем снега) и пришли к выводу: в целом «Баксан» к штурму Эльбруса готов. Оставалось дождаться благоприятного для восхождения времени — начала августа.

И вот 25 июля команда из 10 человек во главе с зам. главного редактора «Мото» Сергеем Груздевым выехала из Москвы на трех автомобилях. Два мотоцикла необычной наружности разместили в прицепе. Ровно 1800 км по асфальту до поселка Терскол, что в Баксанском ущелье Кабардино-Балкарии, пролетели незаметно. Инспекторы на постах ДПС, узнав, что мы едем покорять Эльбрус, отпускали без досмотра — видимо, принимали за ненормальных.

Первые по приезде в поселок Чегет дни были посвящены активной акклиматизации, подготовке техники и подгонке снаряжения, согласованию подъема с МЧС.

1 августа. Старт восхождения. Мотоциклами управляли по очереди Александр Борисевич, Гиви Гвирджишвили и Иван Ксенофонтов. Первые восемь километров проходили по так называемой танковой дороге — параллельно действующей канатной. До площадки первой очереди канатной дороги «Новый Кругозор» — крутые подъемы по сыпучему грунту, здесь работают только гусеничные машины. Выше дорога не эксплуатируется, в последний раз ее чистили, видимо, во время подъема «Ленд-Ровера» в 1997 году. Примерно через полкилометра первое серьезное препятствие — брод. После нескольких серпантинов начинаются по-настоящему крутые каменистые подъемы. За двигатели можно не опасаться — добавленное в бензин синтетическое масло «Тексако», предназначенное для двухтактных моторов, предохранит от клина в любых условиях. На «сыпухе» оба колеса пробуксовывают, к тому же приходится объезжать крупные камни. Для первого дня достаточно, разбиваем лагерь неподалеку от станции канатной дороги «Мир» (высота 3484 м).

2 августа. Цель этого дня — приют «Бочки» на высоте 3709 метров. Это наиболее оборудованная и цивильная стоянка (после того как в 1998-м сгорел самый высокогорный отель Европы «Приют одиннадцати»). Здесь есть свет, кухня, бетонный плац, дежурят спасатели. Сюда от «Мира» туристов поднимают по кресельной канатной дороге, здесь проходит граница ледника. Особенно крутым и заваленным камнями оказался последний участок перед «Бочками». По дороге давно не ездили (видимо, тоже со времен «Ленд-Ровера») — утверждения некоторых аборигенов, что здесь проходит «уазик», вызывают большие сомнения. Местами камни из-под буксующих колес вылетают в пропасть и долго катятся по осыпи...

Убедились, что днем по раскисшему снегу мотоциклы ехать в гору не хотят. Ставим палаточный лагерь среди скал, неподалеку от «Бочек».

3 августа. Поднявшись еще затемно (примерно в полшестого), по насту легко въехали по следам ратраков (гусеничных тягачей, используемых для очистки склонов и перевозки туристов до скал Пастухова) на уровень «Приюта одиннадцати» (4065 м). Здесь по плану чуть позже расположился наш базовый лагерь (пять-семь палаток). Отсюда на восхождение шел уже только «Баксан». После трех дней достаточно динамичного подъема все спустились вниз, чтобы подготовиться к основной части восхождения, поднять базовый лагерь.

4 августа. Сборы, упаковка. 5 августа — подъем на канатках, кресельной и ратраке. К вечеру погода испортилась, всю ночь и следующий день, шестого, мело, дул ураганный ветер. Одну палатку засыпало снегом, и люди промокли — их спустили вниз. Мотоциклы, установленные в яме, замело снегом по рули.

7 августа. Ветер и снег ослабли, днем долго откапывали мотоциклы из-под снега. Установили на «Баксан» шины с 7-миллиметровыми шипами.

8 августа. Утром водители подняли мотоциклы под скалы Пастухова (высота 4373 м). После этого броска погода опять испортилась на несколько дней. Проблеск случился лишь 12-го числа, когда вверх ушла группа Борисевича: задачей было выдвинуть мотоцикл на скалы Пастухова, а на следующий день группа Гвирджишвили-Ксенофонтов должна была развить восхождение. Но судьба распорядилась совсем по-другому...

13 августа. Вечером во время очередного сеанса связи (по мобильному телефону) узнали, что наверху Борисевич сломал ногу.

14 августа. Доставка травмированного осложнилась тем, что закрыли на ремонт первую очередь канатки. Борисевича спускали на гусеничном БТР строителей. Внизу ждали и отвезли в больницу ближайшего города Тырныауза. Гора будто приняла человеческую жертву — впервые за всю неделю установилась великолепная погода.

15 августа. Подъем в базовый лагерь оставшихся двух водителей и подъем «Баксана» еще на несколько сотен метров вверх, к самому подножию скал Пастухова, к крайней точке, куда ходит ратрак (высота 4511 м). Дальше становится круто и надо ехать с утра, когда плотный наст.

16 августа. Погода вроде нормализовалась: ночью ясное небо и небольшой «минус». Встали в 5.30 утра. Скалы Пастухова, как и шедшая снизу от «Бочек» гряда, представляют собой естественные каменные ограничители справа и слева. Посередине снежный проспект шириной 300–600 метров. Под самым верхом скал вправо (если стоять внизу и смотреть на вершину) уходит косая тропа. По ней (со страховкой от бокового сноса) и проехали последние, самые крутые метры.

День выпал идеальный для штурма. Поэтому работали до тех пор, пока не стали валиться с ног от усталости. Удалось подняться до начала горизонтального участка тропы, где оставили мотоцикл прямо на склоне, привязав к ледорубам (высота 5309 м).

Этот участок тоже таил каверзы, недаром скалы далеко внизу под ними ласково называли «трупосборником». Дело в том, что если человек по какой-то причине падал с тропы (подвернул ногу, закружилась голова или сдуло порывом ветра), то он скользил вниз с нарастающей скоростью, не в силах остановиться, пока не разбивался.

17 августа. Отдых внизу перед решающим броском, навестили Борисевича в Тырныаузе.

18 августа. Подъем в базовый лагерь для решающего броска.

19 августа. С вечера сборы, почти не спали, подъем в 1.30, на небе звезды, морозно. Мотоцикл охотно завелся. Современные смазки МС-1000 и МС-2000 (производитель ВМП-Авто) позволяли не беспокоиться за пары трения как при жаре на каменистых участках, так и на морозе. Гвирджишвили с группой страхующих членов команды благополучно преодолел короткий горизонтальный участок перед седловиной и без остановки полез вверх на правую (восточную) вершину. Хотя западная вершина на 11 метров выше, подъем на восточную более пологий и считается легче. Сюда заезжал «Ленд-Ровер», на восточную было решено поднимать и наш мотоцикл.

Обогнув по седловине часть вершины (высота 5385), Гвирджишвили начал финишный подъем вдоль гряды крупных камней. (Было решено, что второй водитель, Ксенофонтов, будет спускать мотоцикл, для чего потребуются свежие силы.) Разыгрался ветер, иногда приходилось кидаться плашмя на снег, чтобы не сдуло вниз. Временами все заволакивала плотная пелена тумана, так что становилось трудно ориентироваться. Но вершину проскочить невозможно: вот она, пологая площадка, на дальнем конце которой в тумане различается инородное тело. Это металлический тур, официально обозначающий восточную вершину Эльбруса (высота 5421 м). Впервые здесь отпечатались колеса мотоцикла, впервые над вершиной снежного исполина развевались флаги журналов «За рулем» и «Мото»! 

Участники экспедиции и редакция «Мото» благодарят за помощь спонсоров проекта: Издательский дом «За рулем», компанию «ТНК-Тексако», компанию «ВМПавто» и лично Василия Николаевича Кузьмина, КПО «ЗиД-МОТО», фирму «Баск», компанию Finn Flare, страховую компанию «РУКСО», магазин «Moto.ru», фирму «Секрет-сервис», а также главу администрации Эльбрусского района Кабардино-Балкарской Республики Хизира Музафаровича Макитова, начальника поисково-спасательной службы Приэльбрусья Бориса Омановича Тилова, «начальника тягачей» Муслима Этезова, водителя ратрака Володю, хозяйку гостиницы «Горянка» Балужан, Александра Абрамова (компания «Альпиндустрия») и многих других людей, которые верили и искренне желали экспедиции успеха.

ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ МОТОЦИКЛА «БАКСАН-80 2WD»

(оригинальная разработка редакции «Мото»)

Сухая масса — 99 кг; длина — 2130 мм; база — 1500 мм; дорожный просвет — 390 мм.

Двигатель — ЗиД-80, двухтактный, одноцилиндровый; мощность — 7 кВт/9,5 л. с. при 7500 об/мин; коробка передач — пятиступенчатая; общее передаточное число трансмиссии (от КП к колесам) — 8,13.

Шины — бескамерные, 25х8–12 «Данлоп KT-131».

Крупные камни завалили старую «танковую дорогу».

Ратрак используют не только для очистки склона, но и для перевозки туристов.

В базовом лагере после недели ненастья.

Ледник начинается на уровне приюта «Бочки» (высота 3709 м).

У восстановленной дизельной возле «Приюта одиннадцати» (высота 4065 м).

До вершины осталась сотня метров.

ДЛЯ СПРАВКИ

Всего пройдено с самого низа 19,5 км, чистое время движения — 8 ч 13 мин, достигнутая максимальная скорость — 30,7 км/ч (данные получены с помощью GPS-навигатора). Израсходовано 6 л бензина; ключи и запчасти не понадобились.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Читать комментарии

Самые новые