Москва — петербург — москва: на одном баке!? — журнал За рулем

Москва — петербург — москва: на одном баке!?

Тест на экономичность Volvo S60. 1400 км на одном баке.

Если мудрецы говорят: «Это невозможно!», то обязательно найдется чудак, который все равно попробует это сделать — просто потому, что ему интересно. А чудачества бывают разные — меня, к примеру, все время тянет в Санкт-Петербург, потому что я очень люблю этот непостижимый город. Но каждый раз, двигаясь по трассе М10, куда-то спешу, сожалея о том, что опять не осуществил старую мечту: совершить поездку в оба конца на одной заправке! Безо всяких канистр, дополнительных баков и парусов на крыше — на обыкновенном серийном автомобиле.

Конечно, в былые времена я тоже пытался устанавливать какие-то личные рекорды на своих машинах. Так, «копейка» однажды увезла меня по той же М10 за 650 км от дома, а «Волга» — за 760. Цифры неплохие, но для достижения цели требовалось пройти вдвое больше — примерно 1400 км.

Может быть, попробовать еще раз — теперь на «Вольво» S60? Бак — 70 литров, мощность — 170, коробка — автоматическая. Средний расход, если верить мудрецам — литров, эдак, 11 на сотню. Невыполнимо? А я все равно попробую…

Хотя и знаю, как обычно называет чудаков русский язык...

НЕВОЗМОЖНО?

Cамое смешное началось, когда я обратился в московское представительство «Вольво„… Мол, подскажите „чайнику“, какой режим движения на S60 вы считаете оптимальным для достижения поставленной цели?

Ответ сразил меня наповал. В изысканной форме мне пожелали успеха, дабы я на своем примере смог в очередной раз показать всему миру, насколько совершенны автомобили «Вольво». А дальше шла обнадеживающая арифметика, поясняющая мне, что при среднем расходе в десяток литров на сотню и расстоянии между столицами примерно в 730 км, некоторые шансы проехать от Москвы до Питера без заправки у меня есть. А если при попутном ветре, да под горочку, то и подавно…

Короче говоря, до ребят с «Вольво» не дошло, что этот псих собрался съездить на одном баке не только ТУДА, но еще и ОБРАТНО! Наивность затеи я, в общем-то, осознавал и сам, а потому сразу начал искать себе поблажки. Таковых набралось три.

Первая — уточним, что считать пробегом от Москвы до Питера? Если — от Юрия Долгорукого до Медного Всадника, то получится далековато. К тому же в столичных пробках легко спалить десяток литров, вообще не трогаясь с места. Поэтому будем считать, что достаточно доехать от границы до границы, развернуться и двинуться обратно.

Вторая поблажка — бак заполню сам! Здесь сомнений не было: заправляюсь на АЗС, выруливаю на точку старта и доливаю бак «до отказа» из канистры. Сколько войдет, столько и войдет: здесь, в конце концов, не экоралли.

Третья — время старта. В обычную командировку я бы выехал часов в шесть утра, но тут решил стартовать в три. Идею ночной езды я не приемлю как класс, но на дворе — самые длинные дни. Пока заправлюсь, пока выберусь на трассу — солнце и взойдет.

Из коллег в реальность замысла не верил почти никто — кроме Вадика Крючкова и Антона Чуйкина. А Начальнику идея откровенно не понравилась.

— Зачем тебе это? — недовольно спросил он на планерке. — Собрался экономить бензин? Тогда нечего было «вольву» с автоматом покупать — взял бы «ку-ку». А на этой ездят не так: газ в пол — и… В общем, никому это не интересно.

Да, возможно. Но машина — моя, и мне интересно, смогу ли я сделать то, о чем другие и не мечтают? Кстати, недавно редакцию посетили два шведа, решившие объехать земной шар на дизельной «шкоде», уложившись по части топлива в тысячу евро.

А чем я и моя «шведка» хуже?

КАК ПОДГОТОВИТЬ МАШИНУ?

От советов выкинуть запаску и снять заднее сиденье (дескать, балласт!) я отказался сразу: мне было интересно проделать задуманный путь на обыкновенном автомобиле — без заклеенных скотчем щелей, сложенных зеркал и прочих фенечек. Мало того: свой забег я фактически совместил с командировкой в питерский Политех, а потому в багажник, помимо личных вещей, затесалось пуда полтора всякой всячины для грядущих экспертиз — наборы свечей, десятки флаконов с присадками к маслам и прочие препараты. И это хорошо: никто не скажет, что идет игра в поддавки.

Забавная мысль охладить бензин в холодильнике, поначалу захватившая меня, была в итоге мной же и отвергнута. Основная причина — организационные сложности. Хотя, если посчитать, то 70 литров, охлажденных, к примеру, на 30 градусов, могут подарить два с лишним литра, которые легко войдут в тот же бак! По мере прогрева бензин будет расширяться, но за это время часть его израсходуется, а потому баланс будет нормальным… Впрочем, была и вторая причина отказа — уж слишком искусственный прием: так ездят разве что на формуле 1! А я поставил задачу проехать в классических условиях — без выпендрежа! Но если кому-то захочется это сделать — вперед!

Фары у меня, как всегда, включены круглосуточно. Кондиционер, напротив, решил выключить — нужно же хоть на чем-то сэкономить… Давление в шинах довел до 2,5 атм. Окна, как обычно, постоянно закрыты. Музыка много не съест. Бензин — 98-й вместо повседневного 95-го (захотелось попробовать!). Вот, вроде бы, и все…

ВОЗМОЖНО!

Выехав из дома 10 июня в четвертом часу утра, в очередной раз убедился, что Москва, мягко говоря, вообще не спит. Заправил на Шереметьевской полный 70-литровый бак плюс две пятилитровых канистры, выехал за кольцевую дорогу к точке старта и самостоятельно долил «до краев». Между прочим, на это ушли… практически обе канистры! Впрочем, это не так уж удивительно: когда пистолет на АЗС дает отсечку, то заправщики считают бак полным. Зато теперь — полнее не бывает. Сколько это в литрах, не знают даже в «вольвовском» сервисе.

Как двигался? Плавный разгон примерно до 80 км/ч (при этом мгновенный расход составляет примерно 20 — 25 литров на сотню!), затем — сброс газа и снижение скорости до 60–70 км/ч (стараешься удерживать мгновенный расход в районе 5 литров). Это, как ни странно, не так уж и трудно делать: достаточно чуть-чуть периодически ослаблять нажим на педаль, чтобы показания маршрутника тут же прыгнули вниз. Главное — не дать автомату уйти с высшей передачи. Если все идет нормально, то скорость движения составляет 60 — 80 км/ч, а тахометр показывает примерно 1500 об/мин.

Самым экономичным оказалось… движение в горку! На каждом спуске я давал «вольве» разогнаться до 80 — 90, а потом, по мере вползания наверх, убирал ногу с правой педали. Пару раз, к сожалению, не рассчитал — уже в конце подъема коробка лихо переключалась «вниз» и вся накопленная экономия исчезала на глазах. Но в целом — сработало.

Сразу после московской заправки дисплей маршрутника сообщил мне, что бак опустеет примерно через 800 км. Это понятно: он ориентировался на городскую прожорливость последних дней. Однако, по мере движения, компьютер добрел на глазах, постоянно пересчитывая фактический расход в ожидаемую дальность пробега. Что касается стрелочного указателя уровня, то он настолько удивился залитому до краев бензобаку, что надолго замер в правой части шкалы, сдвинувшись влево только через 260 км пути, перед Вышним Волочком. На подъезде к Петербургу стрелка отошла на три деления влево, оставив на обратную дорогу еще пять. А компьютер уже сообщал, что при пройденных 654 километрах бензина остается на 840!

Въезжаем в пределы Петербурга! Позади, согласно одометру, 662 с лишним километра, а компьютер уверяет, что бензина хватит еще на 800. Сейчас могу добавить: он практически не наврал! А если в этой точке развернуться и двинуться обратно...
Въезжаем в пределы Петербурга! Позади, согласно одометру, 662 с лишним километра, а компьютер уверяет, что бензина хватит еще на 800. Сейчас могу добавить: он практически не наврал! А если в этой точке развернуться и двинуться обратно...

Стрелочный указатель уровня топлива (справа) вообще полон оптимизма — мол, скушали всего треть бака, а впереди уже виднеются Ростральные колонны…
Стрелочный указатель уровня топлива (справа) вообще полон оптимизма — мол, скушали всего треть бака, а впереди уже виднеются Ростральные колонны…

В этот момент уже было ясно, что затея удалась. Осталось только не попасть на обратном пути в сумасшедшую пробку, способную уничтожить все достигнутое. Но развернуться не могу: служебную командировку никто не отменял, а потому мне волей-неволей придется тащиться в город! Не бросать же свою частную собственность на обочине… И тут везение кончилось: Московская Славянка и Шушары встретили меня вялотекущей рычаще-воняющей массой, нехотя ползущей к Питеру. Полчаса мерзкой езды тут же аукнулись повышением среднего расхода, а эйфория стала таять как шагреневая кожа.

Забегая вперед, скажу, что в самом Питере судьба сжалилась: до гостиницы на реке Пряжке я прорвался без приключений. Пробки парализовали движение чуть позже — буквально через несколько часов после моего приезда. Весь следующий день разъезжал по редакционным делам на метро, а наутро, 12 июня, двинулся обратно. В три утра просыпаться не стал — понадеялся на то, что в День России на дорогах будет поспокойнее.

Хорошо, когда тебе известна тайная тропа через Вышний Волочек! Твоя многокилометровая пробка — позади, а вот встречные бедняги стоят намертво.
Хорошо, когда тебе известна тайная тропа через Вышний Волочек! Твоя многокилометровая пробка — позади, а вот встречные бедняги стоят намертво.

В середине обратного пути «порадовал» сумасшедшим затором Вышний Волочек. К счастью, его удалось частично объехать по колдобинам центральной части городка, свернув с трассы вправо. В Твери сразу поехал через центр: мост через Волгу на объездной дороге в последнее время любит собирать длиннющую толпу. А на самом неприятном участке пути неожиданно повезло: сквозь Клин, Солнечногорск, Зеленоград и Химки удалось прокатиться без остановок! Это — редкостное везение: предыдущие поездки последних лет неизменно спотыкались именно здесь. На въезде в Москву загорелась контрольная лампа наличия топлива, а стрелка свалилась в левую часть шкалы. Но заполненная в Питере 5-литровая канистра так и не понадобилась: до дому мы с «Вольво» добрались своим ходом. Йес!

Итог забега — 1440 км! А в литрах? Заправка «до полного» вместила 67 литров — по крайней мере, именно за столько пришлось заплатить. Еще полторы канистры вновь долил самостоятельно. Итого — примерно 5,2 литра на сотню.

Повезло? Да, безусловно: помогли и сухая летняя погода, и четырехдневные российские каникулы, первый день которых как раз совпал с возвращением домой. Повезло и в том, что на трассе в это время не было серьезных аварий. И уж совсем повезло с проездом по Питеру: он давно сравнялся по части пробок с Москвой, а потому устраивать здесь соревнования по экономичной езде просто глупо. Прекрасно помню, что пару месяцев назад дорога от КАД до той же гостиницы заняла у меня два с половиной часа…

Однако же сегодня я победил. Безо всяких поблажек.

А ЕСЛИ БЫ…

А если бы не дурацкие многокилометровые пробки, полностью избежать которых мне так и не удалось, то пробег S60 на одной заправке вполне мог бы перевалить за полторы тысячи километров. Где только найти такую трассу? Разве что в Лапландии: дороги ровные и пустые, скорость все равно ограничена, во всем размеренность и спокойствие… А вот ситуация на М10 с каждым часом будет только ухудшаться — в этом у меня сомнений нет.

Всем желающим повторить нечто подобное искренно желаю успеха — хотя бы потому, что это увлекательно и необычно. Недоверчивых любителей точных расчетов отсылаю к статье коллеги в ЗР, 2006, №12 — Толя Фомин подробно расписал в ней, каким образом он провел аналогичный пробег на другой машине. А особо упрямым оппонентам, которых вообще нельзя убедить ни логикой, ни арифметикой, просто предлагаю пари: спорим, что смогу проехать в тех же условиях еще раз? Все издержки — от бензина до гостиницы и суточных — за ваш счет, уж извините. А в арбитры приглашаю Главного редактора ЗР, Петра Степановича Меньших: именно ему придется отпускать меня с работы для дачи сатисфакции. Если не отпустит — извините…

Но главное, конечно же, не в пари — оно мне совершенно неинтересно, поскольку я его легко выиграю. В конце концов, если будет пробка — встану у обочины и буду стоять столько, сколько нужно — с выключенным мотором, естественно… Но лично мне куда больше хочется, чтобы читатели осознали одну простую мысль: автомобиль может дарить не только ощущение скорости и динамики — в нем скрыты солидность и умеренность. И если в вас живет соревновательный дух, то состязайтесь не с машинами из соседнего ряда, а со своей собственной! Пробудите ее таланты, заставьте проехать так, как она еще не ездила. И получите от этого удовольствие.

А заодно, кстати, немножко сэкономите. Вряд ли бензин в ближайшее время подешевеет…

КИЛОМЕТРЫ В ЦИФРАХ

ДАЛЕКО ЛИ СТОЛИЦА?

Сколько километров от Москвы до Питера — дело темное: смотря, как мерить. Атлас автомобильных дорог говорит про 679 км. Одометр S60 намерил от МКАД до КАД 680,3 км, а обратно — 677,7 км. Итого — 1358 км. Если же учесть, что, согласно картам, граница Москвы проходит возле поворота с трассы М10 на Шереметьево-1, а Питера — за мостиком через Ижору (у поворота на Царское Село), то минимальное «зачетное» расстояние сокращается примерно до 1314 км. Ну, а реальное расстояние от дома до гостиницы и обратно получилось совсем большое: 1440 км.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Отзывы о Volvo S60

К сожалению, на данный момент отзывов нет. Будь первым!

Написать отзыв

Читать комментарии

Самые новые
Загрузка...