Продавцы электромобилей в Китае начали совершать суициды — журнал За рулем

Два продавца электромобилей в Китае покончили с собой

Электрический бум в Поднебесной на поверку оказался липовым. В ходе государственного расследования были выявлены массовые фальсификации со стороны продавцов и производителей электромобилей.

С казнокрадами китайское правосудие, как известно, не церемонится и с легкостью назначает высшую меру, поэтому нет ничего удивительного в том, что уличенные в финансовых махинациях граждане кончают жизнь самоубийством, не дожидаясь официального приговора.

С 2009 года правительство КНР активно субсидирует «зеленый» сегмент автомобильного рынка, куда входят электромобили и plug-in гибриды, но поистине взрывной рост случился лишь в прошлом году: продажи достигли примерно 340 тыс. единиц, что в три раза больше, чем в 2014-м. Точную цифру продаж электромобилей и гибридов в Китае, похоже, не знает никто; выяснилось, что дилеры и производители завышают отчетность, чтобы стрясти с государства дотационные денежки.

Еще в начале года китайские СМИ сообщали о том, что по меньшей мере 10% выделенных на покупку «зеленых» машин субсидий присвоили мошенники, но, судя по последним данным, масштабы обмана куда более значительные. Официальное правительственное расследование по этому поводу уже привело к тому, что двое подозреваемых покончили с собой.

9 марта на своем рабочем месте повесился Лю Пен, основатель дилерской сети, распространяюшей в Китае электрические автобусы марки BYD. Трагедия случилась после того, как бизнесмен признался следователям в том, что, пользуясь покровительством производителя, завышал показатели продаж, желая получить больше субсидий от государства. По данным издания Automotive News China, господин Пен успел набрать дотаций на сумму 20 млн юаней (это примерно 3,1 млн долларов США). В компании BYD от неудачливого партнера категорически открестились, но следствие проводит все полагающиеся в таких случаях проверки.

29 марта выбросился из окна Ву Венвень, управлявший дочерней компанией King Long, также продающей электрические автобусы. Официальной причиной деструктивного поступка называется плохое самочувствие менеджера. Истоки этого плохого самочувствия сейчас выясняют следственные органы, китайские же СМИ сообщают о том, что King Long уже не в первый раз подозревается в мошенничестве с результатами продаж электромобилей, и ее показатели за 2016 год выглядят очень подозрительными. По данным King Long, в 2015 году было реализовано 12 003 электробуса, что примерно в шесть раз больше, чем годом ранее. За каждую машину производитель получил 600 тыс. юаней субсидий, итого в пересчете на американскую валюту выходит более миллиарда долларов казенных денег! Если дела у King Long идут так хорошо, а бухгалтерия белая и пушистая, то с чего бы Ву Венвеню прыгать из окна?

Эксперты китайского рынка говорят о том, что китайское руководство в ближайшее время пристально проверит всех местных производителей и продавцов «зеленых» автомобилей на предмет преступного сговора с целью незаконного получения субсидий. Еще в январе мы сообщали о том, что в правительстве КНР хотят уменьшить дотации на покупку электромобилей к 2020 году на 40%, но теперь секвестрование может случиться раньше и в больших объемах.

Вместе с тем не стоит ожидать, что Китай откажется от электрической доктрины, просто зарезервированные на продвижение электромобилей и plug-in гибридов 15 млрд долларов будут израсходованы не на субсидии, а как-то иначе. Пока же нельзя исключать новых суицидов менеджеров из электромобильной отрасли и предъявления обвинений непосредственно производителям.

  • В 2015 году на китайский рынок вышло более 10 новых легковых электрических моделей, в этом году будет представлено как минимум вдвое больше. Электрический кипиш связан с тем, что руководство страны требует от автопроизводителей сократить к 2020 году средний расход горючего топлива по модельному ряду до 5 л/100 км. Щедрые дотации должны были помочь фирмам быстрее освоить выпуск электромобилей, а дилерам — нести экологически чистые машины в массы. Однако даже с учетом стимулирующих мер электромобили для китайского населения пока слишком дороги, в лидерах продаж — электрические квадроциклы.
  • В начале февраля Карлос Гон, глава Renault-Nissan, заявил, что альянс специально для китайского рынка разработает дешевый электромобиль, который станет по-настоящему массовым.

Фото: BYD

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Читать комментарии (2)

Самые новые