Аналитики: электромобили разорят нефтяную отрасль. В России угроз не видят

Аналитики банка Goldman Sachs говорят о том, что к 2030 году из-за масштабного развития электромобилей нефтяная отрасль будет терять по 2 трлн долл. ежегодно. Но в России по-прежнему считают, что никакой угрозы не существует.

В Goldman Sachs спрогнозировали три сценария развития событий: базовый, «гиперсценарий» и «два градуса по Цельсию» (с учетом потепления климата на 4 градуса к 2100 году). По первому сценарию к 2030 году электромобили займут 6,5% мирового автопарка, по второму — 10%, по третьему - им будет принадлежать 15%.

В исследовании говорится, что пик спроса на нефть и продукты ее переработки настанет в 2024 году из-за стремительного развития развивающихся рынков, возглавляемых Индией, а затем спрос на нее начнет снижаться.

Одновременно парк электромобилей будет расти едва ли не в геометрической прогрессии: по прогнозу Goldman Sachs, к 2030 году он может составить до 83 млн автомобилей, что более чем в 40 раз больше парка электромобилей по итогам 2016 года (2 млн шт). Решающее влияние на развитие электротранспорта будет оказывать стоимость батарей. Сегодня она равна 220 долл. за 1 киловатт-час. По прогнозам аналитиков, на равных электромобили смогут конкурировать с обычными машинами, если стоимость опустится до 100 долл. за киловатт-час. По базовому сценарию Goldman Sachs к 2020 году цена киловатт-часа в батареях упадет до 165 долл., по гиперсценарию - до 110 долл., и до 75 долл. за киловатт-час — к 2030 году.

Все это ударит по нефтяной отрасли. Несмотря на то, что цена барреля нефти снизится на 1-4 долл. к 2030 году, совокупные потери бизнеса и государства к этому времени достигнут 1,3 трлн долл. в год. Причем 896 млн придется на добывающую отрасль. Перерабатывающий же бизнес пострадает сильнее и раньше: к 2025 году загруженность заводов может упасть до 81% (отметка, на которой они остаются прибыльными), а к 2030-му перерабатывающие компании потеряют до 9% рынка и 93 млрд недополученных доходов в год.

В Goldman Sachs предупреждают, что развитие электромобилей серьезно ударит по бюджетам государств, у многих из которых он формируется от нефтяных доходов (акцизы и налоги).

Но в России развитие электротранспорта серьезной угрозой не считают. Летом глава «Роснефти» Игорь Сечин, выступая на Международном форуме в Санкт-Петербурге, заявил, что в большинстве стран доля продаж электромобилей не превышает 2%. Также Сечин выразил сомнение в экономической эффективности единственного в мире крупного независимого производителя электромобилей Tesla. Вторит Сечину и президент России Владимир Путин. По его словам, газомоторное топливо куда экологичнее, а в мире еще долго сохранится текущий энергобаланс.

Фото: Nissan

Подпишитесь на «За рулем» в