Расследование «ЗР»: Москва заплатит за 300 электробусов 31 миллиард рублей
Как обычно, Москва впереди планеты всей. Или по крайней мере пытается. Ни один мегаполис, сравнимый со столицей России по площади и плотности населения, не шел на подобные масштабные изменения. Это вызвало настоящее оживление среди производителей: свою технику для тестовой эксплуатации городу передали не только «Группа ГАЗ» и КАМАЗ, но и китайский Yutong и финская Linkker. Впрочем, уже в августе мэр Москвы Сергей Собянин заявил, что электробус должен быть обязательно российского производства, так что иностранцы сразу же отпали.
Но, может, и власти Москвы обошлись лишь «декларацией намерений»? Нет, в конце 2017 года ГУП «Мосгортранс» разместил на сайте госзакупок информацию о сразу трех электронных аукционах. Все они касаются электробусов и «ультрабыстрых зарядных станций к ним». Каждый подразумевает поставку 100 электробусов, то есть всего их должно быть 300. Количество станций разнится, но в целом можно сказать, что на каждых три закупленных электробуса город хочет получить как минимум одну зарядную станцию (400- либо 600-вольтовую). Совокупная сумма контрактов впечатляет: более 31,8 млрд рублей (для любителей точных цифр: 31 885 268 248,7 рублей)! То есть простым арифметическим действием стоимость электробуса и примерно 1/3 станции составляет 106,2 млн рублей! И это все — из городского бюджета.
В «Мосгортрансе», естественно, такие расчеты называют некорректными. Ибо поставщик будет обязан не только поставить электробусы и зарядные станции, создав необходимую инфраструктуру, но и берет на себя расходы по их ремонту и обслуживанию.
«В Москве обустроят сложную инфраструктуру для абсолютно нового вида городского транспорта, поэтому одно из главных условий закупки электробусов ‒ сервисный контракт на 15 лет. Поставщик-производитель должен будет в течение всего этого срока обеспечивать полную функциональность подвижного состава и зарядных станций, а также брать на себя все риски по эксплуатации автобусов на электрической тяге», — заявили «ЗР» в пресс-службе перевозчика.
В пресс-службе отмечают, что город не будет оплачивать детали и комплектующие и сервис и ремонт даже вне гарантийного срока на узлы и агрегаты — все расходы в рамках контракта будет брать на себя производитель. Правда, в документации к аукционам никакой информации о том, что вне гарантийного срока узлов и агрегатов исполнитель по контракту обязан закупать за собственные средства, ни нам ни представителям пресс-службы «Мосгортранса» найти не удалось.
Для сравнения: в октябре прошлого года «Мосгортранс» объявлял об аукционе на закупку 350 автобусов большого (длина до 9,5 м) и особо большого (длина до 12,5 м) классов. Сумма контракта — чуть более 4,5 млрд рублей. То есть за каждый автобус с современным дизельным двигателем город готов заплатить около 13 млн рублей. За один электробус (плюс часть зарядной станции) Москва хочет заплатить в 8 раз больше!
При этом в техническом задании оговаривается, что гарантийный срок батарей должен составлять не менее 48 месяцев, то есть через четыре года после начала эксплуатации городу, возможно, придется платить еще и за новые аккумуляторы. Сами же автобусы рассчитаны на 15-летний срок службы.
Все поставляемые электробусы (длина не более 12,5 м) должны быть рассчитаны на 85 пассажиров (30 сидячих мест). Максимальная скорость — 70 км/ч, время разгона до 50 км/ч не должно превышать 22 секунды. Самое же важное — запас хода от одной зарядки. Так вот, с выключенным климат-контролем при средней скорости 12 км/ч он должен составлять не менее 50 километров, 16 км/ч — не менее 54, 23 км/ч — не менее 56 километров. При включенном климат-контроле (отоплении) эти показатели падают до 34,5/40/37,5 километров соответственно. Мощность двигателя (не более двух на электробус) должна при этом составлять не менее 190 л.с. (140 кВт).
В требованиях к зарядным станциям указано, что при зарядке током до 500 ампер они должны обеспечить полную зарядку батарей электробуса за 24 минуты, на 50% — за 12 минут и на 10% — за 3 минуты.
Остальные требования к электробусам, в основном, такие же, как и к автобусам, включая системы видеорегистрации, оборудование техникой для высокоскоростной (3G/LTE) передачи данных, возможности установки спереди и сзади камер фиксации нарушений ПДД и так далее. Среди довольно экзотических: нанесение маркировки в виде логотипа «Мосгортранса» на шины. Также каждый электробус должен быть оборудован видеопанелью (на нее предполагается выводить данные по маршруту) с разрешением Full HD. Ах да, как и обещал город, электробус будет оборудован USB-зарядками. Правда, в техзадании оговаривается лишь минимальное их число: две на каждый экземпляр. А с учетом бесплатного WiFi в общественном транспорте розеток всем желающим может и не хватить…
Аукцион должен пройти в электронной форме 22 февраля 2018 года. Первый электробус должен быть передан городу в конце июня, а полностью передать всю технику Москве победитель будет обязан до начала зимы этого года.
- В этом году Минпромторг намерен направить 1,5 морд рублей на поддержку электрического транспорта.
- В августе прошлого года глава Минтранса Максим Соколов пообещал, что через 10 лет Россия перейдет на электротранспорт.
Фото: аукционная документация «Мосгортранса»