Водители на ударных стройках семилетниПО ПУТИВот они — маяки социалистического соревнования! Лучшие водители стройки. завоевавшие право участвовать в перекрытии Камы (слева направо): воспитанник ДОСААФ А. Бусаргин, В. Шалавин и Е. Сугонякин.ама... Ш иракии раздольны ее плёсы, красивы крутые берега, поросшие могучими елями... «Грозная соперница Волги», «река былых легенд», «гордая красавица» — к а ­ ких только определений не найдешь в описаниях главного волжского лритока! Но ни одно из них не передает той особой красоты, того особого значения, которые приобрела рекав наши дни. Н аКаме развернулось грандиозное гидротехническое строительство. Здесь сооружается четырехступенчатый энергетический каскад — часть великой программы полной электрификации страны. Гениальная формула В. И. Ленина «Коммунизм — это есть Советская власть плюс электрификация всей страны» легла в основу деятельности КПССс первых дней существования Советской власти, о на записана ив принятой историческим XXII съездом КПСС Програм ­ м е партии. Электрификация, говорится вПро ­ грамме, являющаяся стержнем строительства экономики коммунистического общества, играет ведущую роль в развитии всех отраслей народного хозяйства, в обеспечении всего современного технического прогресса. Поэтому необходимо обеспечить опережающие темпы производства электроэнергии. К концу второго десятилетия годовое производство электроэнергии будет доведено до 2700—3000 млрд. киловатт-часов. Такое грандиозный замысел партии. М ногое для его воплощения уже сделано. Вслед за волжской гидроэлектростанцией имени Ленина пущена Волжская ГЭС имени XXII съезда КПСС , дала ток первая турбина Братска. В предсъездовские дни вступило в завершающ ую фазу строительство еще одной ГЭС — боткинской — второй ступени энергетического каскада Большой Камы. Миллион киловатт энергии вольет в Уральское кольцо Боткинская ГЭС. А к концу второго десятилетия мощность новых электростанций составит 600 — 6 50 миллионов киловатт. Когда сравниваешь эти цифры, понимаешь, к ак величественны, как грандиозны по своим масштабам планы партии! Крупные гидроэлектростанции мощно ­ стью 4 — 6 млн. киловатт будут построены в Сибири, Казахстане, Средней Азии. Завершится сооружение каскада ГЭС на Днестре, Западной Двине, Немане. Большое развитие получат сверхмощные тепловые и атомные электростанции.КОбъединенные энергосистемы Европы, Средней Азии, Закавказья, Сибири и Дальнего Востока составят Единую энергетическую систему СССР. Большие задачи иу строителей Боткинской ГЭС. Они обязались пустить станцию на полную проектную мощность в 1962 году — на три года ранее наме ­ ченного срока. А слово советских лю ­ дей — твердое слово!Минуло несколько лет с тех пор, как на берега Камы к старинной деревушке Сайгатке пришли гидростроители. Неузнаваемо изменились эти места. Правда, правый берег реки остался почти нетронутым, он и теперь щетинится густыми лесами Соколиных тор, но левый властью человека и .машин превращен в огромный плацдарм строительства ГЭС, за которым в сосновом бору вырастает новый город — Чайковский. Эти края до революции считали самой что ни есть глухоманью. Старожилы рассказывают, что когда-то медведь был настоящим хозяином здешних мест. С его ­ дня в разбуженных прикамских лесах его фигуру можно встретить разве что на радиаторах ярославских великановгрузовиков как олицетворение их силы. Человека, впервые попавшего в котлован, г де сооружаются здания ГЭС и водосливной плотины, п оражают темпы и размах строительства. На первый взгляд кажется, что на небольшом участке работ с загадочным для непосвященного названием УОС (управление основных сооружений) царит полнейшая неразбериха. Десятки разнообразных машин непрерывно снуют во всех направлениях, гудят портальные и башенные краны, в ре ­ ве сотен моторов тонут голоса людей, а над головой рассыпаются огни электросварки, звенит искрежещет металл... Но стоит присмотреться, и непременно почувствуешь отчетливый ритм работ, хорошую организацию и -порядок в движении многочисленных машин м механизмов. Среди этих громадин человек порой просто не заметен. И все же подлинным 'Хозяином здесь является именно он. Мелькают .внизу фигурки девушекучетчиц, одним движением руки направляющих потоки тяжелых грузовиков в нужные русла; за стеклами кабин скорее угадываются, ч ем видны, внимательные лица шоферов, экскаваторщиков, крановщиков, бульдозеристов...В эти дождливые осенние дни на строительстве решается судьба досрочного пуска первых двух гидроагрегатов. На каждом этапе строительства ГЭС самыми нужными, а отсюда и почетными людьми становятся представители различных профессий — гидромеханизаторы, бетонщики, монтажники... Но алю ­ б ое время крайне необходим труд шо ­ феров, труд тех, кто днем и ночью снабжает стройку бетоном, металлом, лесом, арматурой, гравием, песком и многимимногими другими материалами. велико автохозяйство ГЭС. В руках почти тысячной армии водителей машины всех автомобильных заводов страны — Москвы, Ульяновска, Горького, Миасса, Минска, Ярославля. Но и задачи огромны. Д о перекрытия русла реки надо было перевезти 150 тыс. м 3 бетона, 400 тыс. м 8 грунта, 50 тыс. м 3 камня. «Автотранспортники! — гласит транспарант у ворот автобазы. — О т вашего труда зависит выполнение обязательств по досрочному пуску гидроузла!» У въездов на участки строительства основных сооружений ГЭС язык плаката более лаконичен: « Д о перекрытия Камы осталось 17 дней». Н о напоминать об2 УКАЗАННОМУ ПАРТИЕЙэтом, должно быть, излишне. Каждый шофер, каждый ремонтник ведут счет этим боевым дням, отчетливо знают свои обязанности и задачи. Любой водитель назовет вам точные цифры перевозок, сроки работ, свои маршруты. На всех ответственных участках стройки действуют боевые комсомольские штабы. О ни сигнализируют о неполадках, следят за выполнением производственных графиков и обязательств. Эта глубокая заинтересованность вобщем деле во многом определили те трудовые достижения, которых добились автотранспортники в социалистическом соревновании. И з месяца в месяц коллектив водителей перевыполняет производственные задания. План восьми месяцев был выполнен на 117 процентов. Язык цифр скуп и немногословен. Они «ичего не расскажут о тяжелых и почти непроходимых ш непогоду дорогах по дну будущего Боткинского моря, о том, сколько нужно силы и выдержки, чтобы водить большегрузные автомобили по коварному сыпучему песку котлована. Н оэа т*ш< большой творческий труд, нелегкая, н о радостная работа. Радостная потому, что результаты еес каждым днем все явственней вырисовываются в контурах будущей электростанции, шлюза, нового города....Шумит стройка, не затихает ни днем, ни ночью. В эти напряженные штурмовые дни машины дажене возвращаются в гараж — их стоянки расположены тут же , возле строительных площадок, у котлована, на бетонном заводе. Одна бригада сменяет другую, работа не прекращается. Ударные силы шоферов находятся сейчас в ;котловане ГЭС и водосливной плотины. Здесь заканчивается строительство, демонтируется и вывозится оборудование, участок готовят к затоплению. Наше внимание привлекает МАЗс ном ером 62-18 на борту и красным флажк ом «Лучшему шоферу» на радиаторе. Знакомимся с водителем. Лучший — это Егор Харитонович Сугонякин, один из«первооткрывателей», приехавший на Ка ­ му в начале строительства. За плечами шофера немалый трудовой опыт, накопленный не только за время работы на Боткинской ГЭС, н оиеще раньше, на сооружении электростанций в Кузбассе. Это чувствуется и по его уверенной ма ­ нере езды и по отличному техническому состоянию автомобиля. На кабине машины начертаны призывные слова: «Жить и работать по-коммунистически!» Эти слова стали девизом не только для Сугонякина, но и для мно ­ гих товарищей по работе, каждого члена бригады, возглавляемой им. 129, 130, 131 процентов плана — таковы ежеме ­ сячные трудовые показатели этого рабочего коллектива. М ного забот у бригадира. Вот осел грунт на подъездных путях к экскаватору — надо вызвать бульдозер; вот новая остановка — слишком близко кко ­ лее оказался электрокабель, не повредить бы его колесами автомашин. А теперь скорее вперед — отставать нельзя. Скромный флажок ударника на капоздесь ходят «сухопутные корабСкоро воды реки разольются у стен ГЭС и водосливной плотины Боткинским морем. Но пока ли» — могучие самосвалы Минского автозавода. s*^А над водой, по верху плотины, пройдет большая автомобильная дорога Москва — Пекин. — По ней поведем наши машины и мы! — говорит своим друзьям шофер М. Юсупов. На снимке (слева направо): механик В. Глухов. водители А. Масьянов, М. Юсупов и Ш. Исламов. те МАЗа — как знамя в наступлении, а знаменосец должен быть всегда в первых рядах атакующих! Вот уже позади крутой спуск к водосливной плотине, не снижая скорости, машина входит в разворот, шипение воздуха в тормозах — стоп! — и через мгновение назад, к самым быкам плотины, где укладывают «подушку» из песка и гравия. Рядом, борт о борт машины товарищей, тут же утюжат и ровняют грунт катки и бульдозеры. Нелегко разъехаться в этом скопище машин. Но, повинуясь умелым рукам, автомобиль уверенно находит свою дорогу... Ревет мотор, предательски оседает под колесами песок, и кажется, что тяжелый самосвал сейчас неминуемо увязнет в нем, но движения Егора Харитоновича спокойны и точны — распахивается дверца кабины, рука привычно находит рукоятку, рывок — и задний борт открыт, можно включать подъемник. Машина вздрагивает, освобождаясь от многотонного груза. Кузов опускается на ходу, и вот уже, обдав нас удушливым дымом солярки, грузовик промчался наверх, туда, где вгрызается в перемычку «Уралец». И так круг за кругом. Тридцать раз за смену надо суметь пройти по одной орбите трудную дистанцию. Жесткий, плотный график этого «бега с препятствиями» — нелегкий экзамен для водителя, серьезная проверка машине... Но проходит 12—15 минут, и самосвал вновь застывает под ковшом экскаватора. Невольно залюбуешься работой этого человека. А видя, как рядом бульдозер своей сверкающей лопатой выталкивает чей-то застрявший ' грузовик, еще лучше понимаешь, что такое сноровка, сила, умение. Да, красив труд человека, овладевшего мастерством! Под стать Сугонякину трудятся и остальные члены его бригады, часто молодые еще водители. И эту эстафету славных трудовых дел молодежь приняла от старшего поколения, таких производственников, как Д. Якушев, Ф . Почекунин, Н. Ливоваров и многих других. У каждого из этих людей интересная, хотя и нелегкая, судьба, каждому есть чем поделиться с молодыми водителями. Коммунист Данила Алексеевич Якушев — один из старейших шоферов на 'отроителыстве. Трудолюбие и скромность лежат в основе его большого авторитета в коллективе. Товарищи избрали его членом партбюро строительства. Заслуги Якушева на сооружении первой очереди каскада — Камокой ГЭС — отмечены высшей наградой Родины — орденом Ленина. С Камской ГЭС приехал иФе ­ дор Почекунин; еще раньше он строил Цимлянскую станцию. Умению содержать автомобиль в образцовом состоянии у него может поучиться каждый. Десятитонный ЯАЗ, на котором работает Федор Иванович, прошел без капитального ремонта уже 270 тыс. к м . Опыт и достижения передовиков стали трудовой и моральной нормой многих. Прошел только год с тех пор, как первым четырем шоферам — Горшкову, Шалавину, Балакину и Серебряникову было присвоено почетное звание ударников коммунистического труда, а сегодня его носят уже шестьдесят водителей. 'В массовое социалистическое соревнование включились не только отдельные бригады, но и целые автоколонны. Два Виктора — председатель цехового комитета Шалавин и партгрупорг 7-й автоколонны Балакин — прежде служили во флоте, а теперь они встретились на берегах Камы. Правда, вскоре и здесь будет море — Боткинское, но к этому времени ребята, вероятно, уже будут в пути на новую стройку семилетки. Шоферы крупных строек — особая категория водителей. Их, познавших романтику освоения нового, не удержишь на месте. Многое здесь создано их руками, Многие из них получили новые благоустроенные квартиры. Кажется, «оброс» человек, а поговоришь с ними —• и услышишь, что каждый думает уже о новой стройке, о новой дороге навстречу неиспытанному, неизведанному, Незаметно летит время. Настал конец смены. Ну что ж , бригадир, в гараж, на отдых? Нет, рано. Надо еще поговорить с товарищами, подвести итоги дня, подписать путевые листы. Да, не удивляйтесь: с недавнего времени путевые листы шоферов подписывают не мастера участков, а сами бригадиры. — И это правильно, — говорит Сугонякин- — Мы лучше знаем и видим, как работает каждый в бригаде, к ого надо похвалить, а кому сказать и не очень приятное. Доверие и товарищеский кон ­ троль сделали большое дело. Исчезли всякие недоразумения между шоферами и, что греха таить, случавшиеся прежде приписки. Снова опустела стоянка машин. Но для -многих из тех, 'кто уже передал руль сменщику, трудовой день еще не окончен. Озабоченно поглядывает на часы Борис Касимович Касимов, выпускавший машины во вторую смену: «В школу бы не опоздать!» Немного странно звучит в устах уже немолодого человека слово «школа», но это действительно так: Многие е автохозяйстве 'Боткинской ГЭС вечером учатся, и не только в школе iв вечернем техникуме, на курсах повышения квалификации, в заочных вузах. Сорок пет назад на 11 съезде РКСМ 1 В. И. Ленин, определяя пути построения коммунистического общества, говорил, что «к электрификации неграмотные люди не подойдут», что построить коммунизм можно «только на основе современного образования». Это хорошо понимает каждый участник строительства, и особенно шоферы, — те, кому страна вручает сильные, умные машины советских автомобильных заводов. На автобазе учатся многие шоферы, ремонтники, механики, начальники ко ­ лонн. Сам «главнокомандующий» автотранспортом строительства Вячеслав Михайлович Воробьев заканчивает заочно автодорожный институт. Шестьсот человек занимается в этом году в школе рабочей молодежи, и почти десятая часть их — автомобилисты. Вопросы учебы — это и вопросы повышения 'квалификации: ведь на курсы шоферов Iи II классов принимают лишь тех, кто окончил не менее 7 классов общеобразовательной школы. А как же иначе? Выросла техника — не может отставать и человек. Трудно, конечно, трудно сидеть несколько часов над книгами после напряженного трудового дня. Не всякий выдерживает. Но большинство идет вперед,4