ПРОВЕРКА ТОРМОЗОВ ДЕОЕЛЕРОМЕТРОМИнж. Г. БЕРЕСТИНСКИЙ2ак проверить эффективность действия тормозов автомобиля в эксплуатационных условиях? Ее оценивают по одному из следующих показателей: тормозному пути, тормозной силе или максимальному замедлению при торможении. Определяя величину тормозного пути, необходимо точно замерить скорость движения автомобиля. Сделать это можно при помощи специального прибора (пятое колесо) после тарировки спидометра проверяемого автомобиля. Если не протарировать спидометры, то будут значительные отклонения в показаниях скорости, что приведет к погрешностям в определении тормозного пути. Следовательно, данный способ практически малопригоден. Проверить эффективность действия тормозов то величине тормозных сил, развиваемых при торможении на каждом колесе (или суммарной силы, приходящейся на весь автомобиль) можно только на специальных установках. Тем самым применение этого способа ограничено. Самый доступный метод проверки тормозов — по максимальному замедлению. Он не требует дорогих и сложных приборов. Замедление автомобиля — это величина уменьшения скорости движения а течение одной секунды, измеряемая в метрах на секунду в квадрате (м/сек 2 ). Для определения ее не нужно точно знать скорость начала торможения. Замер максимального замедления рекомендуется НИИАТом как основной метод проверки эффективности действия тормозов в эксплуатации. Новгородский завод треста гаражного оборудования (ГАРО) Министерства автомобильного транспорта и шоссейных дорог РСФСР осваивает в последнее время производство переносных приборов — деселерометров. Они предназначаются для определения максимального замедления автомобиля при торможении. Один из типов деселерометров модели 571, разработанный НИИАТом, описывается ниже. Это переносный, инерционный прибор с плоской пружиной. Метод измерений — предельный, с фиксацией сигнальной лампочкой. ПределКизмерения от 3 до 8 м/сек , точность — ±5%. Габаритные размеры деселерометра135 х 67 X 31 мм. Весит он 670 кг. Прибор состоит из корпуса 1, в верхней части которого закреплена чувствительная головка 2, а в нижней — батарея питания. Головка 2 закрыта крышкой 3, а жоторой смонтированы сигнальная лампочка 4и 'контрольный уровень 5. Чувствительным элементом деселерометра служит плоская пружина 6с инерционной массой 7, установленная в двух ножевых опорах 8 головки. Микровинт 9 ограничивает величину отклонения массы 7, пропорциональную величине замедления. При. проверке тормозов микровинт устанавливают на контрольное замедление, 'характерное для автомобиля данного типа и модели. Контрольная лампочка 4 включена в цепь батарейки карманного фонаря 10 через контакты 11. Правилами движения по улицам и дорогам Советского Союза установлено, что при торможении кожным тормозом на сухой и ровной дороге со скоростью 30 км/чзс наименьшее замедление допускается на: легковых автомобилях без пассажиров . . . 5,8 м/сек2 грузовых автомобилях весом до 9 т: без нагрузки . . . 5,0 1м/сек2 с полной нагрузкой . 4,0 м/сек2 грузовых автомобилях весом свыше 9 ,т: без нагрузки . . . 4,2 м/сек2 с полным грузом . , 3,5 м/сек2 автобусах (без пассажиров) 4,2 м/сек2 При нерезком торможении ручным тормозом порожнего автомобиля, движущегося со скоростью 15 км/час, замедление не должно быть меньше 2 м/сек2. Определяют эффективность действия тормозов этим способом на горизонтальном участке дороги с усовершенствованным покрытием или на ровной, плотно укатанной грунтовой дороге. Тормозные барабаны автомобиля перед испытанием должны быть холодными (при проверке на ощупь). Во время проверки рядом с водителем находится контролер. Он устанавливает перед собой на полу кабины деселерометр, настроенный для данной модели автомобиля. Горизонтальность прибора, расположенного в направлении движения автомобиля, определяют по контрольному уровню 5 (см. рисунок). Водитель разгоняет автомобиль до скорости 30 км/час. После того, как установилось равномерное движение, контролер подает команду, по которой водитель выключает сцепление. По второй команде он производит экстренное торможение автомобиля ножным тормозом. Тормозить надо быстрым нажимом на педаль, но без удара (при гидравлическом приводе тормозов — с максимальным усилием, при пневматическом — педаль должна быть полностью выжата). Необходимо, чтобы во время проверки движение автомобиля было прямолинейным и устойчивым. Если тормозная система исправна, то при достижении автомобилем определенной, заранее заданной предельной величины замедления должна загореться сигнальная лампочка. Трестом ГАРО разработан и готовится к внедрению в производство деселерометр и другой конструкции (автор — инж. А. Колычев) с электронным датчиком абсолютной величины замедления при торможении.ВОДИТЕЛЯ ЛИШИЛИ ПРАВ ИМЕНИННИК СЕЛ ЗА РУЛЬ...Оговоримся сразу, мы не собираемся рассказывать ни о неумелых водителях, ни об исковерканных жизнях, ни об искалеченных автомобилях. Жертв не было. И все же... Одна из самых приятных дат в жизни каждого из нас — день рождения. Отмечать его можно по-разному. И никто не осудит именинника и его гостей за рюмку-другую выпитого при этом вина. Никто не осудит, если юбиляр, осушив последний бокал, не вознамерится сесть за руль своего автомобиля. Помните, что гласит ст. 31 Правил движения транспорта по улицам и дорогам Союза ССР? — «Водителям воспрещается управлять транспортным средством в состоянии хотя бы самого легкого алкогольного опьянения». К сожалению, встречаются еще люди, забывающие о том, что пьяный шофер за рулем автомобиля — потенциальный преступник. В их число попал недавно и московский врач-стоматолог С. Л. Розинштейн. После обильных возлияний в ресторане Розинштейн решил отправиться домой на своем автомобиле ЭЖ 69-48. Пошатываясь, он сел за руль, включил зажигание, начал маневр, намереваясь выехать на улицу Горького. Кто знает, чем могла бы кончиться эта поездка. Но, по счастью, рядом с рестораном оказались патрули комсомольской дружины МГК ВЛКСМ. Несмотря на яростное сопротивление Розинштейна, они доставили пьяного водителя в штаб дружины. Обнаружилось, что к тому же именинник управлял своим автомобилем, не имея водительского удостоверения, а у его машины были серьезные дефекты, угрожавшие безопасности движения: не работали ножной тормоз, указатели поворотов. В дисквалификационной комиссии ГАИ разговор с нарушителем был короткий: Розинштейна лишили прав управления автомобилем. Безответственный водитель наказан. Но пусть этот пример послужит хорошим уроком всем любителям спиртного, имеющим водительские права. Ведь езда за рулем в состоянии опьянения далеко не всегда заканчивается простым лишением водительских прав. Е. БОБКОВ, подполковник милиции.23