ПЕРВЫЕ МЕЖДУНАРОДНЫЕ СОРЕВНОВАНИЯ ПО АВТОМОДЕЛЬНОМУ СПОРТУ о лета 1961 года наши автомоделисты никогда не участвовали в международных встречах. Поэтому вполне понятно то волнение, с которым было встречено известие о проведении на Центральном стадионе в Лужниках в августе первых международных автомодельных соревнований. Советским спортсменам предстояло помериться силами с лучшими конструкторами миниатюрных автомобилей — участниками сборных команд Польши и Венгрии. Подготовка к этой встрече была проведена солидная. В автомодельном комитете ФАМС, в ЦАМК детально обсуждались кандидатуры тех, кому предстояло в составе двух сборных команд СССР выступать на лужниковском корте. Восемь сильнейших спортсменов тренировались в Расторгуеве под руководством опытного тренера Л. Кинсберга. Наиболее сильными конкурентами у наших команд были гости из Венгрии, имеющие немалый опыт международных встреч. Правда, на предварительных заездах их гоночные модели развивали скорости, примерно равные нашим, и по компоновке, по внешним формам они почти не отличались от моделей наших рекордсменов. Только опытный глаз мог подметить, что венгерские машины далеко не раскрыли своих возможностей на «прикидках». Как развернулась спортивная борьба? В первый день соревнований состоялись заезды на дистанции 500 ми2 км. Как всегда, они начались с состязаний гоночных моделей малых кубатур — класса 1,5 смЗ. На корте польский спортсмен Г. Олейник. Его модель прошла дистанцию со скоростью 68,792 км/час. Советскому моделисту С. Казанкову удалось в первой же попытке улучшить этот результат — 95,744 км/час. «Потолок» скоростей поднимает еще выше венгр Д. Висмег. Его модель пробегает пятисотметровку со На снимке : венгерские спортсмены (слева направо) Э. Хорват, Л. Цифра и Г. Катона за подготовкой моделей к стартам.Дскоростью 105,882 км/час. Однако во второй попытке С. Казанков вновь вырывает первенство: его модель развила скорость 108,433 км/час. Первый успех советской команды. Удача сопутствовала нам ив состязаниях моделей других кубатур. В классе гоночных автомобильчиков 2,5 смз наилучший результат показала модель А. Давыдова (2-я команда СССР) — 125 км/час. Хорошую скорость — 142,857 км/час зафиксировали судьи ив заездах пятикубовых моделей. Причем сразу — у двух советских и венгерского спортсмена. О. Маслов и В. Енин принесли командам необходимые очки в соревнованиях моделей класса 10 см 3 . В заездах на дистанции 2000 м наши спортсмены упустили лишь одно призовое место — в классе полуторакубовых моделей. Таким образом, по итогам первого дня встречи наши команды — первая и вторая — набрали наименьшее количество баллов и занимали соответственно первое и второе места. На третьем шли венгры, на четвертом — поляки. Впереди оставалась наша «коронная> (по мнению моделистов и представителей ) — пятикилометровая дистанция. И вот тогда-то произошло непредвиденное: пятикубовая модель Г. Стасюка (первая команда СССР) и десятикубовая гоночная В. Енина (вторая команда СССР) не закончили дистанции и принесли по пятнадцать штрафных очков. Судьба командного места была решена: первенство и почетный, приз соревнований завоевали венгерские спортсмены, нашим командам пришлось потесниться на второе и третье места. Случаен ли этот проигрыш? На наш взгляд, нет. В подготовке моделистов СССР к соревнованиям был допущен ряд недочетов, повлиявших на их выступления. В самый последний момент тренер команд Л. Кинсберг передал свои полномочия другим лицам, которые, естественно, не могли знать, какие «:каверзы> готовят им модели. Отсутствие тренера сказалось и на ходе самих заездов. Одержав победы в первый день соревнований, наши спортсмены как-то успокоились, заметно ослабла дисциплина. И вот результат. Когда при первой попытке модель Г. Стасюка сошла с дистанции, причина была тут же выяснена. Не требовалось много времени, чтобы устранить поломку. Но Г. Стасюк не внял советам своих товарищей по команде и на второй попытке запустил другую модель, заставив ее двигатель работать на пределе. Не случаен и сход модели В. Енина с двигателем 10 см* надистанции 5 километров. Она была конструктивно не совершенна, и без необходимой помощи со стороны тренера моделисту не удалось добиться устойчивого результата. На выступления наших спортсменов наложила отпечаток и борьба за личные призовые места, в ходе которой иногда забывалось о судьбе команды в целом. Сказался, видимо, малый опыт командных выступлений. И, наконец, подведение итогов встречи, по нашему мнению, следовало бы вести не по наименьшему количеству очков, а по системе, рекомендованной Международной федерацией автомодельного спорта — по наивысшему баллу. Тогда не было бы такого парадокса, когда почти все личные призовые места достались спортсменам советской команды, а показавшие более скромные результаты венгры стали обладателями командного первенства. Первые международные автомодельные соревнования послужили хорошим уроком для советских спортсменов. Они показали, что, несмотря на отдельные недочеты в подготовке команд, наши моделисты вполне могут встречаться с сильнейшими спортсменами европейских стран на международных соревнованиях. Г. РУФАНОВ, Ю. ГЕРБОВ. На корте — польские автомоделисты Г. Олейник (слева) и Л. Зеленский. Фото Ю. БЕХТЕРЕВА.18