26
27
СТРАНИЧКАВОДНОМОТОРНИКА/&zyvexeдвигателей срабочимобъемом 175, 250 3и 350 см . Все приходилось делать своим ируками . Д ляэтогоспортсмены освоили понесколько профессий: т окаря , слесаря, ф резеровщика , литейщика. Вояг оградцы сумели найти для своих мо ­ торов отличные конструктивные решен ия . К роме того, они разработали рациональную технологию большойточ ­ ности. Например, коленчатые валы волгоградских двигателей выполнены ток арем И. П етренкосдопуском всего внесколькомикрон . Ему товарищитор ­ жественно вручили специальный приз журнала «За рулем», завоеванный на первенстве. Успех волгоградцев — убедительный примертого , что и IB заводском коллективе можно выращивать чемпионов страны. Глиссера, стартовавшие вVIII первенстве, подразделялись на две группы . К первой относились переделанные скутера с установленными стационарно под ­ весными моторами . К овторой — с пе ­ циализированные суда с двигателями автомобильного типа. С овершеннооче ­ видно, что техническое творчество в создании глиссеров должно быть направлено на создание специальных судов. Назрела необходимость внести по ­ п равкив правила соревнований, к ото ­ рые закрыли бы доступа класс глиссеров переделаннымскутерам . Кстати, минувшее лервенство показало, что нек оторые спортсмены нашли правильные пути в создании оригинальных судов этого типа. Так, интересный глиссер оборудовал Е. К рашенников ( Д ОСААФ ) с двигателем автомашины «Волга». Он сумел выиграть две медали — с ереб ­ р януюибронзовую . Правда, п ока что конструкция его судна еще не совсем доработана (не введен контроль теплового режима двигателя, на ходу от корпуса разлетается слишкоммногобрызги т. п.); т емне менее она, очень надежна и обладает хорошим ходом.лаг первенства СССР поводномоторному спорту 1961 года был поднят на живописном берегу озера Харку, близ Таллина. С мотр боевых сил водно - м оторного спорта на этот раз собрал рекордное количество участников: 183 спортсмена на 140 судах боролись за золотые ме ­ дали (в прошломгоду — соответственно 44 и 125). Впервые в первенстве стартовали спортсмены общества «Варна», о бъединяющего сельскую моло ­ д ежь Латвии, и представители новосиб ирскоговодно - м оторного клуба «Высота». Соревнования проводились по новой, у сложненнойпрограмме . Во всех классах судов, к роме катеров, первенство разыгрывалось на 10-километровой ди ­ станции ив серии гонок3X 12 км (для глиссеров 2X12км ) . Катера стартовали на 50 километров. ЧЕМПИОНЫ ТЕРПЯТ ПОРАЖЕНИЕФимеет переднюю центровку, и гонщик размещается в нем лежа. К сожалению, в дальнейшем ленинградский досаафовец не смог закрепить свой успех и по сумме трех гонок оказался лишь третьим. Первым был Ю. Л юбомудров , в торым — Г. Горбачев, п роигравший победителю всего 2секунды (во второй гонке он показал наивысшую скорость в первенстве — 79 км/час). Четвертое место завоевал волгоградский спортсмен Г. Романов, выступавший на самодельном двигателе. И тоги выступлений скутеристов пока ­ зали, что не все сумели полностью реа ­ лизовать возможности своих моторов . В этом отношении показательно вы ­ ступление спортсменов «Калева», располагавших новыми «кенигами», к ото ­ рые они установили на скутерах собственной конструкции . Все эти суда, н е ­ смотря навидимое разнообразие, объединяло бросающеесяв глаза несовер ­ шенство форм , м аленькоемежредан ное расстояние, излишне большие углы атаки и метацентрическая высота, а значит, плохая устойчивость, о собенно на поворотах. В результате спортсме ­ ны «Калева» не смогли показать высок их скоростей и заняли лишь пятоеме ­ сто. УСПЕХ ЗАВОДСКИХ СПОРТСМЕНОВ Гонки на глиссерах ГАт250 (выдвинули в ряды сильнейших водномоторникоз страны спортсменов Волгоградского тракторного завода. М астер спорта В. Заяц легко ушел от своих соперни ­ к ови завоевал почетное звание чемпио ­ на страны вдесятикилометровойгонке . Только выход из строя свечи водном из заездов серии 2Х>12 км лишил его второй золотой медали. О на досталась Э. Индрицану. Д ружный коллектив водно-моторной секции спортклуба «Трактор» в течение двух лет создал четыре типа гоночныхУ же первый день соревнований — десятикилометровые гонки — ознаменовался бурным натиском молодежи . С редипризеров первенства вгруппеженщин (они выступали на скутерах СИ-175) не оказалось таких известных гонщиц , как Г. Тараканова и Г. Жирова. Их опередили молодыеспортсменки . Ч емпионкой страны стала представительница Таллина, досаафовка М . Каасик, второй была П. Ивлева (спортклуб «Трактор») и третьей — Н. Эрик («Калев»). Сменой чемпионов закончились и заезды мужчин на скутерах этого класса. В десятикилометровой гонкезоло ­ тую медаль завоевал И. М ошак , а все ­ р ии3X12 — чемпион Спартакиады по техническим видам спорта В. Ридер. В гонках на судах класса СА-250 фаворитам удалось несколько остановить наступление молодежи . В. Степанчиков («Трудовые резервы») стал победител ем на десятикилометровке. Но скорость , показанная им , — 69,632 км/час — оказалась не намного выше, ч емв классе СИ-175, где И. М ошак прошел дистанц ию со скоростью 66,420 км/час. Наиболее интересно прошли заезды в серии 3X12км , где стартовали сильнейшие гонщики : Г. Горбачев, Ю. Л ю ­ б омудров , В. Степанчиков. У жевпервомзаездемежду ними завязалась упорная борьба. И трудно сказать, как бы она окончилась ( к аж ­ дый поочередно становился лидером), если бы неожиданнов ход состязания не внес поправку молодой ленинградский спортсмен А. Кипин ( Д ОСААФ ) . Резко набрав скорость, он после третьего круга стал стремительно догонять намногоопередивших его лидеров и финишировал первым . А. Кипин выступал на новом скутере «Славный» к онструкции Центрального морского клуба ДОСААФ . Этот скутерСамодельный гоночный двигатель ПРАГ и3 (350 см3) •построенный волгоградскими спортсменами, Joa/?MfПЕРВЕНСТВО СССР ПО ВОДНО-МОТОРНОМУ СПОРТУКак показывает опыт зарубежных спортсменов, только на специальных корпусах можно достичь скоростей порядка 150—200 км/час. НА МОТОЛОДКАХ И КАТЕРАХДвухдневная борьба на мотолодках МА-250 изобиловала драматичными моментами. 8 десятикилометровой гонке уверенно лидировали победители финальных .соревнований .Всесоюзной спартакиады по техническим видам спорта 3. Атаманова и Ю. Смирнов ( Д ОСААФ ) , закончившие дистанцию со временем 42,155 жм/час. П ришедшие вслед за лидерами спортсмены «Калева» и второй экипаж ДОСААФ были дисквалифицированы за неправильный выход на старт. В результате на призовые места выдвинулись окипажи «Даугавы» и «Варлы». Несколько неожиданно сложилась гонка мотолодок на дистанции 3X12км . Калевский экипаж в составе Нурме и Виркоя, лидировавший е первых двух заездах, в заключительном пришел к финишу лишь четвертым. После под-чим объемом 4500 см стартовал специальный катер, построенный с помощью Ленинградской судоверфи. Этот четырехместный матер с восьмицилиндровым двигателем ГАЗ-66, мощностью в 120 л. с , оснащенный трехлопастным винтом (диаметр 400 мм , шаг — 540 мм , N 2800 об/мин.), прошел 50 километров с новым всесоюзным рекордом 59,175 км/час. Новое достижение установлено А. Пиварунасом и Г. Минут («Трудовые резервы»). Впервые разыгрывался в этом году чемпионат на катерах К-02 (с двигате3 лем рабочим объемом до 1300 см ). Победителями здесь стали 6. Свидлер и В. Исаков («Трудовые резервы»). П ер ­ вые старты К-02 прошли интересно и показали, что мы имеем все возможности для широкого развития судов этого класса на базе использования автомобильного двигателя «Москвич-407». РЕКОРДОВ МОГЛО БЫТЬ БОЛЬШЕ По техническому 'оснащению команды участников первенства можно было разбить на две категории. К первой отно-9дружно, с огоньком. Руководство Центрального морского клуба ДОСААФ учло печальный урок прошлого года и включило а состав сборной талантливую молодежь, добившуюся высоких результатов в этом сезоне, — А. Галстяна, И. Мошакв, В. Ридера, А. Кипина, Е. Крашенников» и других. И они не подвели. Серьезная подготовка коман ­ ды ДОСААФ сказалась ив отличном состоянии материлаьной части, что было специально отмечено технической комиссией. На второе место вышел прошлогодний победитель — команда «Трудовые резервы». Заслуживает быть отмеченным успех сельских спортсменов общества «Варпа». Водно-моторная секция здесь еще не велика, она существует лишь год, и все-таки это не помешало латышским спортсменам выиграть командный ку ­ бок на мотолодках. К сожалению, надежды на то, что всесоюзное первенство принесет дальнейший рост скоростей, не оправдались. Разочарования начались с первых же дней, когда выяснилось, что на скутерах более половины участников вообще не смогли закончить дистанцию по техническим причинам, Несколько непривычной для многих спортсменов оказалась и сделанная в соответствии с международными правилами двухкилометровая дистанция (против обычной 2,5 км ) . На ней, естественно, было больше поворотов, и это повлекло за собой снижение скоростей. В ходе соревнований был установлен лишь один всесоюзный рекорд на катере К-3. В день, специально отведенный для заездов на установление рекор ­ дов, также не удалось собрать обильного урожая высших достижений. Были обновлены только четыре рекорда, причем все на километровой дистанции: Г. Жирова прошла ее на скутере СИ-175 со скоростью 82,853 км/час, В. Жиров на СВ-350 достиг скорости 100,698 км/час, Б. Свидлер на К-02 — 58,775 км/час и, наконец, Э. Индрицан на К-01 — 53,058 км/час. Рекордов на таком крупном соревновании, как VIII первенство страны, к о ­ нечно, могло быть значительно больше. Но дело даже не в этом. Главное, они установлены на дистанции, предъявляющей наименьшие требования к материальной части и самому спортсмену (кстати, километровка больше не разыгрывается на всесоюзных соревнованиях). Старты на озере Харку показали, что наш водно-моторный спорт бурно пополняется молодыми силами. В то же время эти старты выявили серьезные недостатки в подготовке ведущих гонщиков и их спортивной техники к ответственным соревнованиям. Сейчас, когда началась подготовка к новому спортивному сезону, нужно еще раз проанализировать причины неудач с тем, чтобы а будущем году резко поднять потолок наших достижений и приблизить их к результатам международного класса.Рекордный скутер СВ-350.Молодая ДОСААФгвардия водномоторников (слева направо): В. Ридер. А. Кипин, И. Мошак.счета скоростей выяснилось, что- они все оке победили, правда, с минимальным преимуществом. Серебряные ме ­ дали достались победителям десятикилометровой гонки, бронзовые — спортсменам «Даугавы». Техническая комиссия не допустила к участию в соревнованиях лодки с двигателями, повышение мощности которых было достигнуто за счет применения сепараторных подшипников, модифицированного кривошипа и т. п. В связи с этим приходится признать, что существующие правила подготовки мотора «Москва» для гонок на мотолодках превратились в тормоз на пути дальнейшего технического творчества и роста скоростей. В последних заездах старт приняли катера К-3 и К-2. Среди самодельных судов класса К-3 с двигателями рабо-сились Вооруженные Силы, Д ОСААФ , «Калев», «Трудовые резервы», располагавшие специальными гоночными двигателями (типа «Дельфин» и «Кениг»); вторую составляли коллективы, не имевшие таких моторов, — «Варпа», «Даугава», «Жальгирис», «Трактор». Это в значительной мере предопределило и различие в тактике. Спортсмены, обладавшие гоночными моторами, имели возможность бороться за высокий личный результат, остальные ставили своей главной задачей закончить дистанцию или, как принято говорить, «привезти очки». И получилось, например, что спортсмены «Жальгириса», не завоевав ни одной медали, заняли третье общекомандное место в первенстве, так как почти не имели сходов с дистанции. Первенство принесло заслуженный успех коллективу ДОСААФ , выступавшемуВ. лосиков,ответственный секретарь Федерации водно-моторного спорта СССР. Б. ГРЕБНЕВ.27