лизится к завершению строительство Московской кольцевой автомобильной дороги. Прошел ровно год с тех пор, как было введено в эксплуатацию ее 48-километровое восточное полукольцо, соединившее Ярославское, Щелковское, Горьковское, Рязанское, Ново-Рязанское, Каширское и Подольское шоссе. Еще несколько месяцев, и западный участок, на котором сейчас напряженно трудятся дорожники, замкнет бетонное кольцо автострады. Московская кольцевая дорога проложена в 15—16 км от центра города. При таком решении путь следования автомобилей, даже если проехать две трети протяженности кольца, будет значительно короче, чем при движении ло радиальным дорогам. А в общем обходные потоки автотранспорта выиграют во времени в четыре с лишним раза. За прошедшие два года дорожниками проделана большая работа. Только при строительстве первой очереди выполнено более 4 млн. мз земляных работ, построены 24 путепровода и мост через Москву-реку, уложено 200 тыс. м 3 бетона. А всего будет сооружено три больших моста, четыре средних и 54 путепровода. Автострада позволит упорядочить движение автотранспорта на подмосковных дорогах, снять с уличной городской сети автомобильные перевозки, не предназначенные для удовлетворения потребностей самой столицы, направить транзитные потоки в обход города. Все это значительно повысит коэффициент использования автомобилей, снизит себестоимость автоперевозок. Что же представляет собой Московская кольцевая! Автострада спроектирована и строится по типу скоростных автомобильных дорог непрерывного движения. Опоясывая Москву, она, естественно, пересекается со всеми выходящими из города радиальными автомобильными и железными дорогами, с рядом водных путей. Эти пересечения осуществлены в разных уровнях с автомагистралью, что обеспечивает безостановочное движение по ней со скоростью до 100 километров в час.БУсловиям безопасного движения автомобилей на таких высоких скоростях подчинена вся конструкция дороги. Так, на всем протяжении автострады, равном 109 километрам, ее закругления имеют радиусы от 2000 до 5000 метров, а уклоны не превышают 4 процентов. В результате автострада практически не имеет непросматриваемых участков, крутых спусков и подъемов, а это позволит водителям автотранспорта поддерживать высокие скорости движения. Пологие откосы дороги и плавные закругления бровок повысят устойчивость ее полотна и обеспечат хорошую боковую видимость. Следует отметить, что это нововведение, по нашему мнению, позволит также уменьшить возможность аварий при вынужденных съездах автомобилей на придорожную полосу. По расчетам эксплуатационников, предполагаемая интенсивность движения по Московской кольцевой дороге в ближайшие годы составит около 18 тысяч автомобилей в сутки. Однако автострада способна выдержать гораздо большую нагрузку. Это достигнуто сооружением четырехполосной проезжей части, по две полосы которой используются для движения в одном направлении и, следовательно, предоставляют водителям полную свободу маневра без снижения скорости. Проектная пропускная способность каждой полосы — 36 тысяч автомобилей в сутки, то есть примерно в два раза выше, чем на любой радиальной двухполосной магистрали. Проезжая часть кольцевой дороги состоит из двух лент, шириной 7 метров каждая, имеющих односкатный 172-процентный поперечный уклон. Ее цементно-бетонное покрытие толщиной 24 см армировано сеткой и разделено на отдельные плиты температурными швами, которые нарезаны в затвердевшем бетоне. Этот успешно освоенный в процессе строительства дороги новый способ устройства швов обеспечивает покрытию необходимую ровность. Важно отметить и другое. Покрытие дорог, несущих большую загрузку при скоростном движении, должно быть не только достаточно ровным, но и иметь повышенную шероховатость. Принятое на8 *л**ц>гз*.-£%**>^АМ*Ш{е#а<9автостраде цементно-бетонное покрытие обладает и этим свойством. Поверхность его не теряет сцепления с протекторами автомобильных шин даже при увлажнении полотна проезжей части. Встречные потоки автомобилей разобщены разделительной полосой. Ее ширина — 4 метра. На полосе разбиты газоны и через каждые 25 метров высажен кустарник. Разделительная полоса автострады приподнята и окаймлена бетонными бордюрами скошенного типа. На нее вынесены километровые столбы, которые одинаково хорошо видны водителям обоих направлений движения. Трехметровые обочины обеспечивают безопасную стоянку на них даже крупногабаритных машин. Обочины укреплены щебнем, а бровки — дерновыми лентами. Для отвода воды с дорожного полотна на насыпях устанавливаются бордюры и бетонные лотки. Еще одна новинка Московской кольцевой — специальные белые бетонные плитки с рифленой поверхностью. Ими проезжая часть дороги отделена от обочин. Гребенчатые выступы на поверхности плиток расположены под углом к направлению движения автотранспорта и понижаются в сторону проезжей части. При наезде на такую плитку колесо автомобиля вибрирует и отжимается обратно на проезжую часть, а водитель хорошо чувствует край бетонного покрытия. На высоких насыпях, кроме того, установлены колесоотбойные ограждения. Они представляют собой сборные парапеты из готовых железобетонных элементов. Каждая колесоотбойная доска имеет сферическую поверхность, поэтому удар колеса направлен под углом к ней и успешно отражается. Мы уже говорили, что все пересечения кольцевой дороги с другими магистралями выполнены в разных уровнях с помощью мостов и путепроводов. Важно отметить, что все они имеют такую же ширину, как и полотно дороги. Для поворотов и разворотов транспорта в местах пересе2, За рулем № 11. чений предусмотрены транспортные развязки — однопутные съезды с цементно-бетонным покрытием. Максимальная пропускная способность развязок равна сумме пропускных способностей обеих дорог, а общая протяженность их съездов составляет более 65 километров. У транспортных развязок устроены специальные посадочные площадки с автопавильонами, отделенные от проезжей части островками. Электроосвещение на всех больших мостах значительно повысит безопасность движения в ночное время. Кстати, о движении ночью. На обочинах дороги у бровок впервые установлены сигнальные тумбы с рефлекторами, окаймляющие ее на всем протяжении, а все дорожные знаки и указатели имеют светоотражающую поверхность. Это значительно облегчит вождение автомобилей в темное время суток. И, наконец, дорожки для пешеходов, обрамленные живой изгородью, полностью исключат возможность неорганизованных пересечений дороги вне предусмотренных развязок или путепроводов. Создав все условия для безопасного движения автотранспорта, дорожники позаботились ио том, где заправить и отремонтировать машину, где отдохнуть от дальней дороги водителю. У пересечений с Ярославским, Киевским, Волоколамским и Дмитровским шоссе строятся автозаправочные станции, а у Подольского, Ленинградского и других — мотели и комплексы дорожно-эксплуатационной службы. Такой мы сдадим автотранспортникам нашу первую кольцевую автостраду. Практика эксплуатации введенных в строй ее участков показала, что крупные капиталовложения, произведенные государством при строительстве Московской кольцевой автомобильной дороги, окупятся в течение ближайших лет. В. ЗАВАДСКИЙ, главный инженер проекта и строительства.9