Руль расположен справа на английских, западногерманских и итальянских автомобилях. Американские же фирмы решили «не осложнять себе жизнь» и не переделывать рулевое управление на своих машинах. Еще год назад наиболее распространенным транспортным средством в Карачи были велорикши. Теперь пакистанские власти запретили движение велорикш. в результате более чем 20 тысяч человек лишились работы. М ало кто из них смог стать разрешенным законом «моторизованным» рикшей. В Карачи таких «моторикш» сейчас около тысячи. Пользование ими обходится населению намного дешевле, ч ем такси. И не случайно, моторикши -— излюбленное транспортное средство ужите ­ лей города. Мотоциклы у них всевозможных кубатур, с двухтактными и четырехтактными двигателями. Есть и современные машины с качающимися вилками и мотороллеры. Д обрую треть мотоциклов составляют чехословацкие «Ява-ЧЗ». И город сразу становится нам милее. С радостью наблюдаем, как наши «Явы» аклиматизировались .в знойномюжном Пакистане. На улицах Карачи строго соблюдаются правила движения. Н е нарушается право преимущественного проезда, полицейские пользуются авторитетом, световые сигналы принимаются во внимание. Все, как в сказке: велосипедисты придержи ­ ваются края дороги, пешеходы ждут, пока проедет автомобиль. Чувствуем себя неловко, потому что за последние меся ­ цы невольно усвоили некоторые неджентльменские приемы вождения. Изменился и .климат. У жеа гавани нас обдало жаром , как из парового котла. Н о мы узнали, что такое настоящие тропики только тогда, к огда увидели их без ­ ошибочный признак — кокосовые пальмы. Субтропическое солнце достаточнож арко для бананов и финиковых пальм, но кокосы требуют еще больше тепла. Теперь они рядом, < парке. Здесь жев высокие деревья с огромными кронами, расцвеченными великолепными красными и оранжевыми цветами. А .вот аллея высоких веерных пальм, за ними ряд магнолий. Нет, природа не обманывает — это действительно тропики. Карачи быстро растет, строится. Полуразвалившиеся глиняные хижины уничтожаются, их жителей выселяют за город. Но остались еще районы, где царит нищета, где люди живут в домах из глины, ящиков и соломы. Сохранились трамваи — своего рода «ископаемые» на рельсах. Никто из нас ничего подобного до сих пор не видел. Эти древние трам ­ ваи снабжены дизельными двигателями, которые чадят, как керосинка с плохим фителем.. Вчерашним днем транспорта является и другое «чудо», которого, пожалуй, не найдешь ни в одном другомгородеми ­ ра. Ежеминутно мимо вас движутся экипажи, в которые впряжены верблюды. Высокие животные с надменным видом и качающейся походкой выглядят в этой упряжке особенно смешно. П о скорости с ними конкурируют ослы, но их тележки сравнительно с экипажами верблюдов кажутся игрушечными. Встречаются и брички, запряженные лошадьми. Все большее распространение получают в Карачи автомобили. в городе даа вида таксомоторов — большеместные американские и маленькие английские «остины», как их называют «такси-бэби». П роездв последних стоит гораздо де ­ шевле. Карачские журналисты посоветовали нам двигаться дальше вдоль Инда на север. Там, п о их словам, чувствуется дыхание великой пустыни Тар. Эти слова прозвучали загадочно и предостерегающе.По страницам зарубежных журналов ЯТРУДНАЯ ЖИЗНЬ АНГЛИЙСКИХ АВТОМОБИЛИСТОВВ ряде европейских газет и журналов опубликована корреспонденция лондонского журналиста Гордона Вилкинса, сообщающего о дальнейшем усилении финансового пресса на владельцев автомобилей в Англии. «Автомобильное сообщение в стране поставлено фактически в условия такого жесткого режима, который напоминает скорее времена средневековья, чем нынешнюю эпоху развитой моторизации, — пишет Вилкинс. — Радость обладания автомобилем превращается для англичан в пытку с помощью бесчисленных булавочных уколов со стороны правительственных органов и полиции». Вилкинс критинует изданные недавно новые распоряжения министра Селвина Ллойда, направленные на дальнейшее увеличение налогов и ужесточение «штрафной политики» полиции применительно к автомобилистам. Кроме весьма развитой системы налогового обложения (уже при покупке автомобиля уплачивается налог в размере 55 лроц. его первоначальной цены) и непрекращающегося роста цен .на бензин, большую роль в жизни автомобилистов Англии играют различные, преднамеренно вводимые ограничения, имеющие целью пополнить пустующую государственную казну за счет различных денежных штрафов. Ограничений введено множество; наиболее ощутимыми являются те, которые связаны со стоянкой и хранением автомобилей. В Лондоне практически негде просто поставить машину — всюду либо платные стоянки, либо знаки, запрещающие стоянку. При этом полиция не только штрафует за нарушение, но и, к ак правило, «арестовывает» оставленные владельцем автомобили, отгоняя их на специальные полицейсние площадки; в этом случае, чтобы получить машину обратно, надо уплатить штраф ужев размере 2 фунтов стерлингов. Зафиксировано много фактов, когда подобному «аресту» подвергались машины, временно оставленные владельцем из-за дефекта в двигателе или прокола шины. «Пока владелец удаляется в поисках технической помощи, его автомобиль со спущенной ши ­ ной варварски транспортируют на полицейскую площадку, не считаясь с тем, что это окончательно повреждает покрышку», — пишет Вилкинс. Согласно статистическим данным, в Лондоне полицией отводится на штрафные площадки не менее 1000 автомобилей в неделю. В прошлом году в Англии было зарегистрировано 765.365 нарушений правил уличного движения, давших государственной казне 2,4 млн. фунтов стерлингов только в виде взысканных штрафов; 47.729 водителей были лишены водительских прав и 3096 приговорены к тюремному заключению на разные сроки. «Война, объявленная английским правительством владельцам автомобилей, должна принести казне в общей сложности не менее 800 миллионов фунтов стерлингов. В пересчете на каждого отдельного владельца это означает 80 фунтов в год». В то же время на строительство и содержание дорог английсний бюджет предусматривает расход всего лишь в 140 млн. фунтов стерлингов. Дороги в Англии находятся в столь плачевном состоянии, что недавно было введено новое ограничение максимальной скорости движения, а именно — не выше 80 Нм/час. Когда в парламенте был задан вопрос о том, нельзя ли часть суммы, получаемой от налогов н штрафов, налагаемых на автомобилистов. обратить на улучшение дорог, последовал отрицательный ответ.ЕЩЕуГ й *««KARACHI 24:J<\-'|journal3!