10
11
ВОЛНШН УШНОГОВ. И. Ленину принадлежат крылатые слова: «Коммунизм есть Советская власть плюс электрификация всей страны». Если бы был жив Владимир Ильич Ленин, то, видимо, сейчас он сказал бы примерно так: коммунизм — есть Советская власть плюс электрификация всей страны, плюс химизация народного хозяйства.Из доклада товарища Н. С. Хрущева на Пленуме ЦК КПСС 9 декабря 1963 года. В серую зимнюю рань беспрерывно, словно с конвейера, уходят с автобазы самосвалы. Поток машин вскоре разветвляется: шоферы держат путь к разным объектам строящегося гиганта. С семи утра и до конца смены я был рядом с шофером Григорием Ивановичем Хорушем в кабине его ЗИЛа. Первый рейс нам предстоял на завод железобетонных изделий, прод укцию которого, как хлеба, ждут на всех строительных участках. От своевременного подвоза бетона и цемента зависит ход всего строительства, его бесперебойный, день ото дня нарастающий ритм. Григорий Иванович ведет машину с той кажущейся легкостью, которая дается многолетней практикой. Условия работы на стройке нелегкие. Набухшая от влаги глина (проклятая неожиданная оттепель!), дороги, изрытые глубокими колеями. И масса движущейся техники. Неуклюже ползет трубоукладчик, где-то совсем рядом пыхтит тихоход-бульдозер, ну а машины идут так плотно, что самый отчаянный пешеход не рискнул бы перебежать между ними. Огромной отдачи требует работа шофера здесь! Д аже как-то совестно мне отвлекать водителя вопросами, а спросить надо о многом. Пока же вспоминается то, что мне говорили о нем. Директор автобазы М. Зубков: Григорий Иванович из тех шоферов, на которых должна равняться наша молодежь. Приехал в Ефремов лет 30 \'азад, когда начиналось строительство старого завода. С тех пор водит автомобиль, не имеет ни одной аварии. Сейчас он ежедневно перевозит до двухсот и более тонн бетона. Начальник гаража автобазы М. Рогов: Знаю Хоруша с 1952 года. Всегда, когда требуется помощь и встает вопрос, кто поедет на труднейший участок, — Григорий Иванович отзывается первым. Главный инженер автобазы Н. Галатов: Его машина всегда является образцовой, в автомобилях разбирается исключительно. На ЗИЛ-585 в тяжелых дорожных условиях прошел без ремонта 110 тысяч километров. ...Пока я мысленно возвращался к своим беседам с руководителями автобазы, машина подрулила к бункеру бетонного завода. Самосвал встал под загрузку, а мы с водителем забрались на взгорок, откуда четко вырисовывается многоплановая панорама строительства. Всего год назад на пустырь| небольшом городе Ефремове, в Щ Тульской области, на базе реЩ конструируемого завода синтетического каучука растет мощный ги ­ гант химии. Здесь будет вырабатываться новый синтетический каучук, к о ­ торый по ряду показателей превосходит натуральный. Шины, изготовленные из нового химического сырья, экономически очень выгодны. «К 1970 году, — сказал в своем докладе на декабрьском Пленуме ЦК КПСС Н. С. Хрущев, — намечается удвоить производство шин. Фактически это будет утроение по сравнению с нынешним выпуском, так как пробег шин за счет применения новых материалов и конструкций увеличится примерно в полтора раза». На строительстве ефремовского завода самоотверженно трудится большой отряд шоферов. Все больше и больше специального оборудования получает в эти дни Ефремовский завод синтетического каучука. Его поставляют предприятия химического машиностроения Москвы, Свердловска, Тамбова, Пензы и других городов страны. Ударные темпы, взятые строителями, поддерживают шоферы. Н аснимке : водитель Иван Козлов работает на доставке оборудования для цехов завода. Вы видите его в момент, когда он привез емкость для смешения промежуточных продуктов в процессе синтеза каучука.Григорий Иванович Хоруш. рядом со старым заводом пришли строители. Была осень, дожди шли с надоевшим всем постоянством, размыло подъездные пути. Тогда еще местный завод не производил мощных же ­ лезобетонных конструкций, нужных для сооружения гиганта химии, и их вывозили из Новомосковска. В то напряженнейшее время, не считаясь с непогодой, усталостью, шоферы работали по две, а то и три смены, отказывались от выходных дней. Каждый сознавал: не подашь вовремя раствор или бетон — простоят целую смену строители. — Потом дела пошли веселее, — вспоминает Григорий Иванович, — стали приезжать комсомольцы. Из разных городов. Ребята не спасовали перед трудностями. Особенно старались Гусейн Мамедов, Владимир Коробкин, Владимир Евсеев да и многие другие. И сейчас они лучшие шоферы автобазы.10 тгониГригорий Иванович поворачивается к корпусу, во всю ширину которого начертано: «Комсомол — шеф химии». Бетонные опоры взметнули над землей стальные нити разнокалиберных труб. На строительных лесах трудились сварщики, монтажники, рядом закладывались фундаменты новых корпусов. Величественный пейзаж! И всюду — автомобили, десятки, сотни автомобилей... М ы должны доставить бетон на Суровский карьер — километрах в пяти от стройки, за рекой Красивая Меча. Наконец выбираемся на широкое полотно городской магистрали, по обе стороны обсаженной деревцами. З ИЛ 585, на котором сейчас работает Григорий Иванович, совершенно новый («всего неделя, как получил его»), на \, спидометре — тысяча километров («пока еще идет обкатка»). Сколько нелегких дорог, трудных километров предстоит пройти ему в верных pvKax! Тридцатилетняя шоферская биография водителя — это история роста нашего автомобильного транспорта. Д е ­ вятнадцатилетним парнем Хоруш учился ездить на машине, которая была еще с цепной передачей, — на английском «уайте». Затем пошли ГАЗ-А, ЗИС-5, ЗИЛ. Человек настоящей рабочей закваски, он любит и умеет ценить автомобильную технику, ревниво бережет ее. — Нет плохих машин, — говорит Григорий Иванович. — Ухаживать надо за ними. Особенно, если работаешь так напряженно да в тяжелых условиях... Есть еще у нас нерадивые. Требуют: Это — один из корпусов строящегося в Ефремове завода синтетического каучука. Мощный гигант химии войдет в строй в нынешнем году. Он будет первым в стране предприятием, выпускающим в промышленном масштабе новое химическое сырье — полидивиниловый каучук. Переход производства шин на синтетический каучук, по подсчетам специалистов, даст народному хозяйству страны в течение лишь одного года 55—60 миллионов рублей экономии. Только ефремовский завод даст возможность сберечь каучука на 6 миллионов рублей в год. Это экономия на сырье. Но есть и другие ресурсы, которые дает химия. Выиграет и автомобильный транспорт. Полидивиниловый каучук продлит жизнь шины на многие тысячи километров. Какая же будет выгода, если эти тысячи километров помножить на те миллионы шин, которые служат нашим автомобилям! Ни один житель Ефремова не простит приезжему, если тот соберет свои чемоданы, не побывав в микрогородке. Исконный Ефремов — ни по своему архитектурному облику, ни по планировке улиц — ничего общего не имеет с новым городом, выросшим на его окраине. Фундамент первого дома заложили здесь около года назад: 14 февраля 1963 года. Это было здание общежития для строителей завода, и Григорий Иванович сейчас не без гордости вспоминает отом , что и он возил материалы для этого пятиэтажного красавца. Сейчас в микрогородке несколько улиц, десятки домов — окрашенных в радостные цвета, с большими окнами, обращенными к солнцу. Поездив с Григорием Ивановичем по новому и старому Ефремову, я предизводственном собрании в автобазе, и в управлении строительного треста, и в гараже, и на стройке. — Вы будете писать о нас, шоферах? — удивился он. — Да ведь на стройке можно найти настоящих героев, а мы, шоферы, просто работаем, стараемся изо всех сил, потому что надо. Я не стал дискутировать с ним о том, что такое героизм и что такое подвиг. На память пришли слова Юлиуса Фу ­ чика: настоящий герой — это тот, кто добросовестно и убежденно в самые необходимые моменты делает то, что более всего необходимо. Репортаж Р. Данеляна. Фото В. Бровка (спец. корреспонденты. «За рулем»). г. Ефремов Тульской области.Развитие химии должно стать делом всей партии, gl всего народа.Из доклада товарища Н. С. Хрущева на Пленуме ЦК КПСС 9 декабря 1963 года. дайте им новую машину, а о ремонте вспоминают, когда на буксире притащат. Не по-хозяйски это. У двухэтажного красного кирпича углового особняка машина сбавила ход. — В этом доме яи живу, — сказал Григорий Иванович, — а раньше его занимал купец Нечаев. Теперь сами видите, от купеческого Ефремова и следа не осталось. А в новом микрогородк е были? Нет еще? ставил себе прошлое, настоящее и будущее города химиков. М ой «гид» не просто знает здесь каждую улицу, каждый дом . Он вместе со своими товарищами творит живую историю города. Не найти, пожалуй, в новом Ефремове дома, в строительстве которого он не участвовал. ...С Григорием Ивановичем Хорушем, бок о бок с ним, я находился не только в кабине. М ы встречались и на проШирится движение за коммунистический труд на ударной стройке. Вместе со строителями всех специальностей за почетное звание ударника коммунистического труда борются и шоферы автобазы треста Ефремовхимстрой. Ежедневное, ежемесячное перевыполнение плана перевозок стало для автобазы законом. В числе передовиков — один из лучших шоферов, член бригады коммунистического труда Владимир Евсеев, которого вы видите на фото.k~"" Р рш: • ; • '2ШЙ sп31 • • |ЯВ 1с шВ вш Ed шЩш • \Ш_ Мm I! J»L pi ищш ш1 ГшВш И|1 щ •3 ja щая ниШ!|: шШлч•IЕфремовский минрогородок рассчитан на 15 тысяч жителей. Скоро будет сдан и этот дом.11