В январе исполняется 20 лет со дня полного освобождения Ленинграда от вражеской блокадывадцать лет назад артиллерийский салют на Неве возвестил о замечательной победе Советской Армии — полном разгроме группировки фашистских войск, блокировавших город Ленина. Всю страну охватило ликование: победили защитники Ленинграда, воевавшие и трудившиеся вог ­ ненном кольце долгие девятьсот дней. В боях за город Ленина неувядаемой славой покрыли себя военные шоферы. Под бомбами и артиллерийским обстрелом они перевозили боеприпасы и хлеб, войска и боевую технику. О нихнезаметных, скромных героях обороны Ленинграда рассказываем мы сегодня.ДтнСогдп шЪаЯиаЗсл!Из фронтовик й блокнотатился за кромку льда. А тяжелые валенки, полушубок тянут вниз... Выручили дорожники . Они же снова подняли «газик». А однажды «мессершмитты» подвергли настоящему расстрелу машину Твердохлеба. Ш офера тяжело ранило. В это время взорвался бензобак, и грузовик загорелся. Сколько было сил, М аксим боролся с пламенем. Очнулся в госпитале, обгоревший, потеряв много крови. Думалось: «Неужели отвоевал?» Нет, Твердохлеб вернулся на трассу и трудился, пока действовала ледовая «дорога жизни» Л е ­ нинграда. ШОФЕР КОМИССАРАЛ.Ленинград хлеб и снаряды, а из горо ­ да — детей, стариков, тяжелораненых. Многие считали, что летчик и шофер — это один человек. Слава Ивана иМак ­ сима — слилась воедино. М аксим Твердохлеб работал на обыкНА «ДОРОГЕ ЖИЗНИ» новенном ГАЗ-АА, но делал дела необыкновенные. Он переезжал ЛадожСреди тех, кто отважно сражался за ское озеро, когда тонкий лед под тяЛенинград, отличался летчик-истребижестью автомобиля еще угрожающе тель Иван Твердохлебов. Безошибочны трещал. Он вел вперед свой «газик», были его атаки: несколько гитлеровгруженный хлебом, к огда фашистские ских «юнкерсов» были уничтожены бомбардировщики, казалось, закрываТвердохлебовым на глазах ленинградли все небо над озером . Чудом удавацев. Твердохлебов погиб, прикрывая лось ему объезжать воронки от бомб. своего командира. Он был настоящим героем. И назвал В те же дни по всему фронту разнеего так член Военного совета фронта слась слава о шофере Твердохлебе, Андрей Александрович Жданов. который и ночью и днем под ожестоЭто случилось в ночь, когда Твердоченным обстрелом «мессершмиттов», хлеб только что прошел опасную траспод бомбами с «юнкерсов» возил в су и колеса его «газика» коснулись бе ­ рега. Андрей Александрович подошел Бомба, сброшенная фашистским пилок шоферу, стиснул его в объятиях и том с бреющего, упала перед самым расказал: диатором. Взрывом взломало лед — об— Вашего подвига ленинградцы ниразовалась огромная воронка, и через когда не забудут! мгновение грузовик Твердохлеба пошел В ту ночь благодарности Военного ко дну. Совета Ленинградского фронта удостоились многие товарищи Максима — шоферы. Хлеб, доставленный ими, пом ог сохранить жизнь тысячам советских людей. Не всегда удавалось избежать опасности. Был случай, когда фашистская бомба разорвалась позади машины, и «газик», подпрыгнув, пошел на дно. Твердохлеб успел выскочить. В этом месте было неглубоко, и кабина оставалась над водой. Машину подняли на другой день. Твердохлеб снова поставил ее под погрузку . В другой раз фашистский пилот сбреющего бросил бомбу перед самым радиатором. Раздался взрыв, и через мгновение грузовик пошел ко дну. Твердохлеб под водой выбрался из ка^bfcj" -?*чЛт' бины, но, всплывая, ударился головой об лед. Последним усилием воли рванулся к светлому пятну наверху, схва-i В один из декабрьских дней 1941 го ­ да начальник политотдела выехал в авиационный полк, особенно отличившийся в боях над Ленинградом. Пред- . стояло вручить партийные билеты мо ­ лодым коммунистам. За рулем «эмки», как всегда, находился Сильвестр Бычков. Его знали во всех эскадрильях, называли мастером «высшего автомобильного пилотажа». И правда, он был знатоком своего дела. Однажды во время жестокой бом ­ бардировки Бычков вез в термосах обед для летчиков. На открытом участке дороги , километрах в десяти от аэродрома, «юнкерсы», пикируя, б ро ­ сили бомбы — одну серию за другой . А Сильвестр, пренебрегая смертельной опасностью, продолжал вести машину. Ему ив голову не пришло остановиться, укрыться в кювете: приказ — доставить пищу идущим в бой летчикам — должен был быть выполнен.Чжшж\тж\6 На аэродроме, увидев, что крыло машины разбито, спросили: — Зацепился? — С фашистским бомбардировщиком повздорил, — отшутился Бычков. И больше ни слова. Такой уж он был, шофер Бычков. Сейчас не было ни обстрелов; ни бомбежек. По обочине заснеженной дороги брели трое ребятишек. Ш о ­ фер вопросительно посмотрел на начальника политотдела. Полковой ко ­ миссар одобрительно кивнул. — А ну садитесь, быстро! — с напускной строгостью крикнул Бычков, останавливая машину. Ребята, худенькие, словно прозрачные от недоедания, замерзшие, сели в машину и застучали озябшими ногами. Скоро дневной паек комиссара и шофера был поделен на всех. Ведь это было тяжелое время ленинградской блокады... Сразу после боевого вылета комиссар вручал билеты члена партии Ленина молодым коммунистам и каждому говорил: — Желаю вам новых побед над фашистскими извергами! Один партийный билет остался: совсем недавно принятый в члены парЙ ,тии летчик в этот день погиб в бою... Когда возвращались, Бычков все время думал о неврученном партбилете, о голодных детях. И потом сказал: — Пошлите меня в летное училище, товарищ полковой комиссар. Хочу стать истребителем, уничтожать фашистов! Комиссар понял своего шофера. После ускоренного обучения Сильвестр вернулся в то самое соединение, в котором служил шофером. И вскоре он стал героем многих воздушных боев. Правы оказались летчики, называвшие Бычкова асом. Он был искусен ив воздушных боях, и в штурмовках, и в разведке. Более десятка «юнкерсов» и «мессершмиттов» уничтожил летчик-истребитель Бычков в балтийском небе. Здесь, на фронтовом аэродроме, был вручен ему билет члена Коммунистической партии. День полного освобождения Ленинграда от блокады — 27 января 1944 ~£ года — Сильвестр встретил кавалером четырех орденов Красного Знамени, командиром гвардейского подразделения. В тот день, между прочим, ему вновь пришлось сесть за руль автомашинытолько не «эмки», а полуторки. Надо было немедленно выезжать по тревоге к самолетам, а молодой водитель, оглушенный разрывами снарядов, растерялся. Бычков посмотрел на часы: времени —• в обрез. — Садись рядом! — приказал он и сам сел за баранку. По дороге водитель робко спросил: — Были шофером, товарищ командир? — Почему «был»? — ответил Бычков. — Был, есть и буду еще,' когда победим! ...Двадцать лет прошло с того памятного времени, большой срок. А передо мной и сейчас в глазах этот удалой, умный, внешне сердитый, « о по-настоящему душевный капитан Сильвестр Бычков — шофер и боевой балтийский летчик, герой боев за город Ленина на земле ив воздухе.ленном вчера, 27 января 1944 года, в последний день ленинградской блокады. Этот рассказ о товарищах, о них самих, захватил командира и всех авиаторов. И не знали летчики и их боевые друзья техники, что был еще один герой, о котором не сказано в газете, хотя он — шофер дивизионной газеты «Победа» — имел к ее рождению непосредственное отношение. Рядовой Костя Зайцев был водителем ЗИС-5, на котором расположилась типография дивизионной газеты. Возил он типографию без происшествий, хотя не раз оказывался под огнем и бомбами. Был рядовой Зайцев долговяз, страшно худ, тяжело переживал голодИ если бы только голод! Не сладко и сытому в тридцатиградусный мороз. На колодках типография стояла мало — частенько приходилось перебазироваться. На рассвете памятного дня прорыва блокады дальнобойные артиллерийские установки противника начали обстреливать район расположения штаба. Снаряды рвались все ближе к типографии. Надо было принимать решение. Редактор газеты капитан Михаил Семенович Фридман вызвал Зайцева, объяснил обстановку и приказал приготовиться к перебазированию, чтобы, вырвавшись из зоны обстрела, обосноваться на аэродроме N, как только последний будет Мастер «высшего автомобильного пиосвобожден от фашистов.лотажа», как называли Сильвестра Бычкова в эскадрильях, стал мастером возРаботники редакции и типографии душного боя, бесстрашным летчиком-ис­забрались в фургон. В маленькое оконтребителем. Более десяти «юнкерсов» и це они мало что видели. Но редактор, «мессершмиттов» уничтожил гвардеец находясь в кабине рядом с Зайцевым, по-настоящему мог оценить его маБычков в балтийском небе.ГАЗЕТА ВЫШЛА ВОВРЕМЯ... Герой Советского Союза Василий Голубев взял в руки еще пахнущий свежей краской номер дивизионной газеты «Победа». Вокруг сразу собрались летчики, техники, мотористы. — Смотрите, здесь о нашем вчерашнем бое! — Голубев стал вслух читать газету. В коротких заметках говорилось о героизме балтийских летчиков, проявстерство и волю. Маневрируя между воронками от бомб и снарядов, сохраняя хладнокровие при близких разрывах, Зайцев уверенно вел автомобиль.Вот почему утром, как всегда, вышла газета. Отвага шофера осталась незамеченной. Впрочем, так ли? Вместе с прославленными летчиками Героями Советского Союза Голубевым, Цыгановым, Цоколаевым, Костылевым и многими другими давал гвардейскую клятву и рядовой Зайцев — водитель редакционного грузовика. М. ЛЬВОВ, подполковник запаса.Маневрируя между воронками от бомб и снарядов, сохраняя хладнокровие при близких разрывах, Зайцев уверенно вел редакционный автомобиль. В опасной обстановке ярко проявилось мужество рядового шофера. Рисунки Е. Селезнева