22
23
ЧТОТАКОЕВ. БЕСПАЛЬКО, кандидат педагогических наукПРОГРАММИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ ?ероятно, многие преподаватели уже знают этот термин, едва ли не самый молодой в педагогике. В этой статье нам хочется поближе познакомить их с новой системой учебной работы, кратко изложить ее педагогические основы. До сих пор в области обучения мы имели дело, если можно так сказать, с «ручным» трудом. Принято считать, и не без основания, что конечный итог усилий педагога зависит от его мастерства, от подготовленности учащихся, от однородности (или неоднородности) группы в этом смысле — то есть от факторов в общем субъективных. Как сделать усвоение материала независимым от влияния этих привходящих обстоятельств? Чтобы машина работала без управления человеком, надо задать ей программу в виде системы команд для последовательного выполнения операций. Таким же образом можно запрограммировать и работу человека по приобретению знаний, умений, навыков. Надо составить программу, которая будет вести его от незнания к знанию через команды перехода, составляющие четкую схему. • Мы понимаем, конечно, что наше сравнение условно, но оно, в основном, отражает идею метода — к аждый учащийся обязан самостоятельно «добывать» знания, а процесс обучения должен быть строго индивидуализированным. Известно, что учащиеся по-разному воспринимают материал. Это различие определяется не только их физиологопсихологическими особенностями, но и уровнем предшествующей подготовки. Как же создать наиболее благоприятные условия для обучения каждого из них? Одним из основных условий является выбор темпа подачи учебного материала, соизмеримого со скоростью его восприятия курсантом. Сплошь и рядом при обычном групповом обучении эта синхронность не соблюдается. А отсюда одни не успевают, другим — скучно (преподаватель ведь вынужден ориентироваться на «средних»). Программированное обучение разрешает это основное противоречие традиционного построения учебного процесс а — оно обеспечивает посильный для каждого учащегося темп работы. Шаг 16-й предпочтительнее кие? II. а — рама, б — оси, в рессоры, г — ш ины ; III. мягкие. Шаг 18-йВКаждый работает самостоятельно, по специально составленному программированному тексту. Устное вступление преподавателя занимает при этом весьма ограниченное и подчиненное место. Программированный текст включает весь обязательный учебный материал. Он излагается отдельными частями, каждая из которых содержит законченную мысль, тесно связанную с предшествующими. Это, однако, только начало учебной процедуры, охватываемой программированным текстом — первый, информационный кадр учебного шага. Но урок не может быть закончен информированием, как это бывает, скажем, на лекции. Следующий кадр заставляет ученика произвести некотор ую операцию, требующую использования только что полученных знаний, проявить активность, внимательно отнестись к изучаемому явлению, предмету. Наконец, в заключительном, контрольном кадре предлагается вопрос или задача, ответы на которые позволяют оценить усвоение материала, дают учащемуся возможность проверить, насколько успешно справился он с заданием. Активность, самостоятельность в изучении материала является вторым важнейшим принципом и результатом программированного обучения. Однако в этом случае у слушателя (и преподавателя) может вполне законно возникнуть сомнение в правильности его усвоения. Необходимы немедленная проверка и сигнал об ошибке, если она произошла. Поэтому программированный текст содержит кадры «обратной связи», в которых даны правильные ответы на поставленные в операционном и контрольном кадрах вопросы. Рассмотрим один фрагмент программированного текста по устройству автомобиля. В нем легко увидеть элементы программированного текста, о которых говорилось выше. Так, на 16-м шаге мы видим кадр информационный I («Подшипниковые узлы соединяют колеса с осями»), операционный II («Пользуясь рисунком...»), затем — контрольный III («Попытайтесь указать...») и, наконец, кадр обратной связи II и III. Нетрудно найти эти элементы ив остальных шагах текста, хотя контрольный кадр может и не входить в каждый из них. Ш аг 19-й I. Кинетическая энергия раскачивающегося кузова быстро расходуется на работу амортизатора, п ревращаясьв тепло. II. Схема устройства а) п оказана на рисунке. В цилиндре 1 пер емещаетсяпоршень 2, отверстия в котором закрытыклапанами 3. В цилиндр залито масло. Шток 4поршня соединен с б) (см. рисунок и учебное пособие), а цилиндр ев ) II. а — амортизатора, рамой, в — осью. •I. Подшипниковые узлы колес соединяют колеса с осями. II. Пользуясь рисунком, перечислите изапишитеназвания деталей, входящих в состав подшипникового узла. III. Попытайтесь указать , чем удерживаются детали подшипникового узла во время работы., II. ступица. подшипники. ось гайка крепления; III. гайками крепления подшипников.Шаг 17-йI. Теперь посмотрим, к ак соединены между собой: а) р ама автомобиля и б) оси с колесами. II. а) и б) соединяются при помощи в) рессор; в) . . . я вляютсякак бы вторым упругим барьером, который защищает узлы автомобиля от толчков на неровностях дороги. Первым барьером служат г) . . . III. Как вы думаете, какие рессорыI . Мягкие рессоры, конечно, предпочтительнее, т аккак они хорошо «поглощают» удары. Однако у них есть недостаток: при них происходит продолжительное раскачивание кузова после проезда дорожного препятствия . Чтобы устранить этот недостаток, между рамой и осью устанавливают: а) а мортизатор (показан на рисунке). II. а) служит для быстрого гашенияколебанийкузова на б) . . . рессорах. III. Каким видом энергии обладает колеблющийся на рессорах кузов? II. а — амортизатор, о мягких; III. в — кинетической (Т).Ш аг 20-й Iи II. При наезде на неровность дороги амортизатор а) (сожмется, растянется), а миновав ее, б) . . . . (сожмется, растянется). При сжатии в) масло перетечет в полость г) (над, под) поршнем через отверстия в нем. II. а — сожмется, б — растянется, в — амортизатора, г — над.22 II. По устройству а) различают автомобили с зависимой подвеской колес ис независимой б) . . . . колес. II. а — подвески, б — подвесШ аг 23-й I. Ось автомобиля с колесами называют мостом. II. Р азличают передний и задний а) Бывают мосты с зависимой и б) подвеской колес. Передние мосты грузовых автомобилей имеют зависимую подвеску колес, п ри которой мост оказывается более простым по устройству, прочным и надежным. Передние мосты легковых автомобилей имеют в) ,. . подвеску колес, обеспечивающую большую комфортабельность езды. Шаг 21-й II. а — мосты, б — независимой; в — независимую. ... -. » u iаг ze-и II. Сравните рисунки (если в классе соответствующие учебные пособия, е ь рассмотрите их) и попробуйте назвать основное различие в работе мостов с зависимой и независимой подвеской колес. II. При независимой подвеске колеса колеблются независимо одно от другого, боковые раскачив ания кузова слабее. Итак, мы рассмотрели устройство ходовой части автомобиля — той тележки, которая образует его основание. Посмотрите еще раз рисунки и учебные пособия, установленные в классе, и перечислите основные детали ходовой части автомобиля и их назначение.ЭТОсамостоятельное усвоение материала — постоянный контроль — активизация учебного процессаI и II. При растяжении амортизатора масло потечет в обратном направлении — а) (вверх, вниз). На перетеа СЛаЛЬИеотвестия ^ ^„7^ ^?,^п^^ ^ Р в поршне расходуется б) с H, K 1r B) 2S?5SS « 2Sn^. °?t °,°* ™, rt кузова, а масло в это время . г I . . . . (разогревается, охлаждается). II. а —- вниз. б — кинетическая, в — рессорах, г — разогревается. Ш аг 22-й I. Детали, соединяющие ось с рамой (рессоры, амортизаторы, рычаги, тяги и пр.), н азывают подвеской.этоавтоматика на службе педагогикиПрограммированный текст изучается непосредственно на уроке, после непродолжительного вводного объяснения педагога. Содержанием такого объяснения обычно является обзор материала, который предстоит изучить, и организационные указания. Основой для программированного текста может служить учебник. Пока нет готовых текстов такого типа, создание их, очевидно, должны принять на себя преподаватели. Методика программирования, как мы видели, несложна, и эта работа им под силу. Однако следует предупредить, что трудно запрограммировать целый курс сразу. Начать можно, скажем, с какого-либо одного раздела. Как должен пользоваться программированным текстом ученик? Он кладет чистый лист бумаги на страницу программированного текста так, чтобы были закрыты кадры обратной связи. На этом листке он пишет все, чего требуют операционный и контрольный кадры. Выполнив работу, он открывает кадр обратной связи и проверяет правильность своих действий. Но работа по программированному учебнику не дает полной уверенности в том, что учащийся^-достаточно самостоятелен и не пользуется кадрами обратной связи, прежде чем сам не обдумает ответ. Он может сделать это и невольно. В этом смысле ощутимые преимущества даст применение специальных приборов. Наиболее простой из них показан на рисунке. В ящике 1с крышкой 5 расположен подающий механизм 4, запираемый храповиком 2. Вращение ручки 3 возможно только по стрелке. При помощи механизма 4 передвигается программированный текст, который появляется в кадровом окне 6. Кадры обратной связи идут в тексте с некоторым отступлением. В окне 7 проходит чистая лента, на которой ученик пишет ответы на вопросы, содержащиеся в операционном и контрольном кадрах. «Кадровое» окно 6и окно «обратной связи» 8 закрыты стеклом. Текст программы и лента чистой бумаги движутся синхронно. Поэтому ответ, записанный учеником, уходит под стекло в окно «обратной связи». Он может теперь сопоставить свой ответ с эталонным, появляющимся в окне 6и выАвтор статьи В. Беспалько проводит занятие по системе программированного обучения. Его слушатели — у чащиеся одиннадцатилетней политехнической школы № 270 г. Москвы, — з аканчивая школу, получают вместе с аттестатом зрелости и специальность шофера-автослесаря. Фото В. Бровконести суждение о правильности усвоения материала. Исправить свою запись он уже не может. Это позволяет преподавателю объективно анализировать ход усвоения материала и вносить необходимые исправления в программу и свои вводные объяснения. Что дает программирование? Во-первых, оно позволяет ученикам усвоить весь учебный материал без опасения что-либо пропустить. Во-вторых, дает возможность преподавателю дозировать задания с учетом способностей учащихся, создавая программы, разные по трудности. В-третьих, преподаватель разгружается от чисто механических обязанностей по устному изложению всего учебного материала, за ним остается лишь творческая работа по организации бесед, дискуссий, объяснению трудных мест, демонстрации и другим узловым моментам учебного процесса, связанным с индивидуальной помощью учащимся. Думаем, что новая система найдет немало приверженцев среди преподавателей автомотошкол. Качества, которые она позволяет выработать даже за партой, — сосредоточенность, самостоятельность мышления и быстрота решений — это как раз то, что нужно будущим водителям. Следует предостеречь читателя от поспешного вывода о том, что программированное обучение отметает традиционную педагогику. Напротив, оно базируется целиком и полностью на основных положениях советской педагогики и психологии — посильности изучаемого материала, активности и сознательности обучения. Программированная система более практично использует их ив этом смысле является шагом вперед.