.essПОСЛЕ ЧЕМПИОНАТА1963 года по гаревым гонкам, уместно упомянуть о том, что весной в комитет трековых гонок Федерации мотоциклетного спорта СССР поступило предложение из Уфы: разыграть командное первенство не в пять, а в три этапа (с выбыванием). Комитет не принял его, ибо система с выбыванием чревата случайностями и может лишить заслуженной победы сильнейшую команду. Дебаты уже в прошлом, и мы напоминаем о них лишь для того, чтобы предостеречь от рецидивов. Борьба команд была довольно острой. Со второго этапа лидерство захватил коллектив Спортивного клуба армии из города Львова (СКА-1) и не уступил его до конца. Г. Куриленко, В. Шило, А. Грузинцев и К. Кришталь обеспечили своей команде звание чемпиона страны и завоевали переходящий приз Федерации мотоциклетного спорта СССР. Правда, их задача была облегчена тем, что лидер команды «Башкирия» Б. Самородов во время первых двух этапов выступал за рубежом, а Ф. Шайнуров выбыл из-за травмы в первой же гонке, не принеся команде ни одного очка. Прошлогоднему чемпиону — «Башкирии» — пришлось довольствоваться вторым местом. Третьим призером стала «Сирена» — команда автобазы скорой помощи г. Москвы. В ее составе — мастера спорта В. Кузнецов, Ю. Оленев, В. Нерытов и Е. Плотников. На четвертом месте «Радуга» (Ровно). Радует успех молодой комчнды «Салават» (треста Салаватстрой). Пятое место — хороший дебют. Командное первенство страны этого года прошло куда более организованно, чем предыдущее. Оно заметно двинуло вперед «гаревый спорт», дало возможность выявить большую группу способных мотогонщиков, привлекло на стадионы тысячи новых любителей спорта. И все же нас не могут удовлетворить результаты прошедшего чемпионата. Слишком узкой оказалась его география. Из девятнадцати заявленных команд пять было из Башкирии (в том числе — четыре из Уфы), четыре из Львова, три из Москвы и Московской области. Мы всячески приветствуем уфимцев и львовчан — энтузиастов мотоспорта, много сделавших для популяризации гонок на гаревой дорожке. Но первенство страны не может и не должно замыкаться на трех-четырех городах. В чемпионате были представлены команды из РСФСР, Украины, Эстонии, Москвы и Ленинграда. Остальные республики не выставили свои коллективы. Никакого оправдания не может- быть у руководителей мотоспорта Грузии, которые сначала заявили команду, а затем лишили спортсменов возможности участвовать в розыгрыше командного приза. В первенстве прошлого года приняла участие белорусская команда «Зубр», но на этом и закончились ее выступления на всесоюзных соревнованиях. Отрадно, что в нынешнем году вошло в строй несколько гаревых дорожек. Но срочно нужны новые треки в восточной и, особенно, в южной части страны. Юг поможет ликвидировать сезонность в гаревых гонках, предоставит спортсменам возможность тренироваться круглый год. Гонки по гаревой дорожке, как и гонки по льду, проводятся на самоокупаемости. При этом каждый организатор соревнований на месте почему-то действует по своему разумению, а не по существующим инструкциям. Отсюда — разные ассигнования на питание, премирование, проезд и т. п. Настало время решить вопрос ио награждении победителей. Действующее Положение, на наш взгляд, не отражает специфики гонок по гаревой дорожке. Эти предложения, понятно, не исчерпывают нужд гаревого спорта. Однако практическое решение затронутых здесь вопросов позволит нам подняться на более высокую степень в мотоспорте. Е. ДИСКИН, судья республиканской категории. режде чем рассказать о результаПтах командного первенства СССРТОН ЗАДАЮТ ВЕТЕРАНЫуть ли не самым притягательным в гонках по гаревой дорожке зрители считают неожиданность исхода борьбы. Ну кто бы мог предполагать, что не знавший на протяжении сезона поражений чемпион страны Борис Самородов не только проиграет заезд своему постоянному сопернику И. Плеханову, но и отдаст очки в единоборстве с Л. Дробязко и В. Моисеевым. А между тем именно с этих сюрпризов началась первая серия стартов личного первенства страны 1963 года. Любители мотогонок из Львова многого ждали от этих двухдневных соревнований, проходивших в их городе. Победа Спортивного клуба армии (Львов) в командном чемпионате, успех лидера львовских мотоспортсменов Геннадия Куриленко на гаревых дорожках Швеции вселили в сердца болельщиков надежду на то, что с гегемонией уфимцев будет наконец покончено. Надеждам суждено было рухнуть очень скоро: во втором заезде у мотоцикла Куриленко 'неожиданно отказал двигатель. Правда, в третьем и пятом заездах его земляк В. Шило смог одержать две чистые победы над сильнейшими конкурентами и повторить рекорд трека — 1 мин 18 сек, принадлежащий Б. Самородову, но в последующих двух стартах он погорячился и не прибавил в свой актив ми одного очка. Предполагавшейся дуэли между уфимцами и львовчанами не произошло. И все же финал первенства прошел, как и подобает финалу, в горячих, страстных поединках. Первый день ознаменовался триумфальным шествием Плеханова. Один из ведущих наших гонщиков летом огорчил болельщиков бесцветными выступлениями в чемпионате мира. К концу сезона он обрел былую спортивную форму. Пятнадцать очков из пятнадцати возможных в первый день (победитель, как и обычно, определялся по сумме очков, набранных за два дня) открыли ему «зеленую улицу» к золотому трофею. Даже неожиданный проигрыш молодому К. Кришталю и очко, отданное без борьбы Б. Самородову в заключительный день, ничего уже не могли изменить. Игорь Плеханов, набрав 28 баллов, вернул себе утерянное на год чемпионское звание и завоевал третью золотую медаль. «Серебро» досталось Б. Самородову (27 очков). Неполностью оправившись после травмы, полученной в Швеции, он выступил несколько ниже своих возможностей. Бронзовым призером • стал Л. Дробязко (24 очка). На последующих двух местах — львовские. мастера Г. Куриленко и К, Кришталь (по 21 очку).ЧИтак, снова все три медали остались в Уфе, у ветеранов. Глядя на них, невольно думалось — как далеко шагнули наши ведущие мастера за пять лет. Нельзя было не восхищаться разнообразием тактических приемов Плеханова: он умело пользовался обманными движениями, сбивая с толку соперников. Никто из них не мог предугадать — где и когда предпримет уфимец маневр для обгона. Как и всегда, блеснул высокой техникой, особенно на старте, Б. Самородов. Порадовало и то, что редким исключением стали столь частые раньше случаи выхода из строя мотоциклов. Так обстоят дела с авангардом гаревиков. Ну, а молодежь? Мы довольно часто и не без гордости говорим: «У нашей спортивной смены хорошие задатки». Что же мешает реализовать их и добиваться полноценных побед? Ответ на этот вопрос нетрудно было дать, наблюдая за стартами молодых во Львове. Да, они действовали старательно, задорно, но одним не хватало выдержки и хладнокровия (Г. Куриленко, В. Шило), другим — тактической грамотности и физической тренированности (Л. Краев, А. Грузинцев). Тревожит выступление москвичей. Из четырех участников финала только один В. Моисеев вошел в десятку сильнейших, заняв с 15 очками 9-е место. Мы не раз отмечали одаренность столичных гонщиков, да и сейчас не очень склонны винить их в скромных результатах. Ведь до сих пор в Москве нет гаревой дорожки. Удивительную инертность и равнодушие к этим соревнованиям проявляют Московский городской комитет ДОСААФ , Московский автомотоклуб и комитет мотоспорта. Трудно поверить, что в столице, располагающей четырьмя десятками стадионов, нельзя приспособить хотя бы одну беговую дорожку для мотогонок. Если положение не изменится, то ряды московских гаревиков поредеют еще больше. Во Львове бросались в глаза такие малопривлекательные факты, как «дележ» очков в заезде. Плеханов отдал по-приятельски очко Самородову, без борьбы уступив ему победу в заключительном заезде первенства. Дробязко оказал такую же любезность Куриленко. Стоит ли говорить, что такие поступки не имеют ничего общего с духом честной спортивной борьбы. Судейские коллегии не имеют права проходить мимо столь явных случаев нарушения спортивной этики, которые, кстати говоря, возможны потому, что очень слаба воспитательная работа среди гонщиков. Пятое первенство страны завершено. Оно принесло и надежды и огорчения. Вступая в год III Всесоюзной спартакиады по техническим видам спорта, мастера гаревой дорожки должны сделать правильные выводы из уроков ми ­ нувшего сезона. Б. ШЕЙГДМ, председатель комитета трековых гонок Федерации мотоспорта СССР, судья всесоюзной категории.25