ния образцовых. Чаще всего «срезаются» при проверках практических навыков у курсантов. К сожалению, случается, что недоученные специалисты все же попадают в воинские автомобильные подразделения. У меня не выходят из головы такие невеселые цифры, вы их слышали на сборах. Помните? В одном из подразделений проверили группу молодых водителей. Вот что выяснилось: 21 % не умел обгонять идущий транспорт, столько же — не знало правил встречного разъезда, 27% — совершало ошибки при остановке автомобиля в колонне по команде. Некоторые слабо были подготовлены к техническому обслуживанию, к устранению элементарных неисправностей в агрегатах и узлах автомобиля. Чтобы не допустить подобных явлений, мы должны уделять самое пристальное внимание повышению уровня практического обучения водителей, в том числе шоферов для народного хозяйства, автолюбителей и мотоциклистов, прививать им прочные навыки в вождении, умении устранять неисправности в пути.подавателей, в особенности инструкторов вождения. О них мы порой забываем. Е. И. Приймак. Полностью разделяю эту точку зрения. Но есть еще одна, близкая проблема — общежития для курсантов, обучаемых с отрывом от производства. Это в основном юноши из колхозов и совхозов. Кто был осенью 1973 года на сборах в Хмельницком, видел общежитие при автошколе. Сколько вопросов оно снимает! Ребята живут вместе, им созданы благоприятные условия для самоподготовки, культурного развития. К ним всегда можно зайти, поговорить по душам, помочь, посоветовать. Это трудно сделать, когда они расселены по частным квартирам. Правда, мы, например, не сидим сложа руки. Разработали целую «систему влияния» на иногородних курсантов. Начинаем с того, что помогаем им удобнее расселиться, потом навещаем наших питомцев, стараемся увлечь интересными мероприятиями — это и поездки по местам боевой славы Черниговщины,Хроника пятилетки ДОСААФОборонное Общество страны встречает XXV съезд Коммунистической партии успехами в военно-патриотическом воспитании трудящихся, в совершенствовании материально-технической базы, в подготовке специалистов для Вооруженных Сил и народного хозяйства. Вот некоторые цифры, характеризующие деятельность ДОСААФ в девятой пятилетке. ф Пятилетка знаменовала собой значительный шаг вперед на пути улучшения качества подготовки водителей для армии. Ведущее место в этом деле занимают передовые автомобильные и технические школы. За успехи в социалистическом соревновании в 1974—1975 учебном году 15 автомобильных и две технических школы награждены переходящими Красными знаменами Военных советов округов. Среди них волховская, евпаторийская, житомирская, омская, саратовская, свердловская, ташкентская, улан-удэнская, черниговская автомобильные, хабаровская и шяуляйская технические школы. # В учебных организациях ДОСААФ за прошлую пятилетку для народного хозяйства, по предварительным данным, выпущено 680 тысяч водителей автомобиля 3-го класса, 1565 тысяч водителей повысили квалификацию на 2-й и 1-й классы; обучено 1430 тысяч водителей-автолюбителей и 2797 тысяч водителей мотоцикла. ф Значительная доля в подготовке специалистов для народного хозяйства ив обучении владельцев личного транспорта приходится на спортивнотехнические клубы, обладающие, как правило, добротной материально-технической базой. За годы пятилетки создано 511 штатных СТК (районных, городских) и свыше 700 — при крупных первичных организациях. ф Для учебных целей в организации Общества направлено 7856 грузовых, 8000 легковых автомобилей и 22 тысячи мотоциклов. ф Общепризнана ведущая роль ДОСААФ в развитии военно-технических видов спорта. За девятую пятилетку спортивные коллективы получили около 34 тысяч мотоциклов, 6100 картов. ф Размах капитального строительства в 1971—1975 гг. превзошел все, что было сделано раньше. По предварительным данным, сумма капиталовложений составила 278 миллионов рублей. ф За девятую пятилетку построено: 172 дома военно-технического обучения, 47 зданий для объединенных технических школ, 94 — для автошкол, 127 гаражей и пунктов технического обслуживания, 274 других объекта. 3качестваО. П. Гачава. Думаю, недоработки в практическом обучении объясняются в значительной мере тем, что мы мало тренируем курсантов вождению в сложных условиях — ночью, в колонне, по трудным дорогам. Некоторым удается экономить моторесурс, горючее, а потом устраивать марши на сотню-другую километров, где и отрабатывают приемы вождения в трудных условиях. Слышал, что готовится новая программа. Скорее бы ее получить. Л. Л . Ройзен. Правильная мысль. Хотел бы попутно узнать: когда начнется производство тренажеров, разработанных в Харькове? Тренажер в практическом обучении — вещь очень эффективная. Убедились на собственном опыте. Пока нет промышленного производства, мы наладили тренажерную подготовку следующим образом. В старом здании оборудовали пункт ежедневного технического обслуживания. Поставили там списанные автомобили трех марок и три первые темы по вождению отрабатываем на них. Закрепили для этого одного постоянного инструктора. Вскоре почувствовали, как быстро курсанты усваивают темы. И линейные машины сберегаются. Вместо трех инструкторов — занят один. Корреспондент. По нашим сведениям, тренажеры с теневой приставкой, разработанные специалистами харьковского конструкторско-техно логического бюро ДОСААФ , приняты межведомственной комиссией. С месяца на месяц ожидается их промышленный выпуск... Ну а раз уж зашла речь об «узких местах» и нуждах, давайте начистоту — о бо всем, что затрудняет работу. О. П. Гачава. Всех проблем наберется слишком много. Хотел бы затронуть вопрос дальнейшей подготовки и переподготовки преподавательских кадров — главной силы в обеспечении качественной работы. Методические совещания, учебные сборы многое дают. Для руководящего состава школ создается курсовая сеть. Это хорошо. Надо, чтобы ею было охвачено как можно больше преразличные встречи, тематические вечера. j Корреспондент. Строительство общежитий и многих других новых объектов, вероятно, завтрашний день наших автошкол. Вообще хотелось бы послушать, каким вы его представляете. А. Г. Миракян. Собственно, если говорить о материально-технической базе образцовых учебных организаций Общества, то среди них есть такие, кто уже входит в это завтра. Возьмите тех же таганрожцев. Вот построят они пятиэтажное общежитие, новый пункт технического обслуживания, крытые гаражи более чем на полсотни машин, совместят автодром с картодромом, выстроят трибуны для зрителей — все это у них запланировано — что еще надо? О себе скажу. Многое из того, что перечислил, у нас уже есть — целый учебно-спортивный комплекс. Но ведь не будем же мы без конца расширять свое хозяйство. Теперь надо идти, если можно так сказать, вглубь. В десятой пятилетке — пятилетке высокого качества — предстоит с большей эффективностью использовать имеющуюся базу — автомобили, оборудование, автодромы, помещения. A. Я. Сульдин. Для коллектива нашей читинской автошколы завтрашний день, я имею в виду десятую пятилетку, — это все-таки строительство современного комплекса. Для него подобрано в районе автодрома хорошее место. Проекты сооружений согласуются. B. М. Денисов. Заботы о новостройке предстоят и нам, свердловчанам. Однако не стану задерживать на этом внимание. Обозримое будущее наших автошкол я представляю себе еще и так: у пульта тренажеров, программирующих приборов, у стендов, за рулем автомобиля рядом с курсантом вижу преподавателя, наставника с высшим образованием, отлично знающего и технику и методику. И сегодня и завтра мы должны готовить умелых специалистов, способных в сжатые сроки овладеть боевой техникой, стать настоящими защитниками Родины. Беседу вел А. БАБЫШЕВ