минут и проделать в энергичном темпе несколько гимнастических упражнений. Когда позволяет обстановка, рекомендуется и поспать 15—20 минут. К тому же не думайте, что реакция ухудшается у водителя только к концу работы. В большинстве случаев она бывает ниже нормы ив так называемый период врабатываемости — в первые 1—2 часа за рулем. И конечно же, в тот день, когда он садится за руль, водитель не имеет права брать в рот ни капли спиртного. Даже малые дозы алкоголя резко ухудшают реакцию, хотя на самочувствии человека могут и не сказываться. Это и обманывает. Пресловутые «100 грамм» — и вы реагируете на опасность в среднем на 0,2 секунды позже. Еще 100 — и начинает сужаться поле зрения, многое в дорожной обстановке остается «за кадром». В состоянии не только опьянения, но и похмелья время реакции может возрасти в несколько раз. К чему это приводит, показывает статистика дорожных происшествий: каждое третье из них—на совести нетрезвых водителей. Знайте также, что время реакции на возникающие препятствия увеличивается с наступлением темноты, причем довольно заметно, в среднем на 0,6—0,7 секунды. И это одна из причин, по которой скорости движения ночью должны быть ниже, чем днем. Наконец, не забудьте сделать поправку на возраст водителя. Как показывают наблюдения, после 50 лет его реакция замедляется, и эта потеря быстроты у пожилых водителей не всегда компенсируется даже большим профессиональным опытом, умением прогнозировать изменения дорожной обстановки. Для них превышение разумной скорости движения особенно опасно. Ведь объем информации растет, времени на ее переработку и принятие решения нужно все больше. Вот почему такой водитель должен быть вдвойне осторожен. Итак, повторим в заключение: важнейшим условием сокращения времени ре ­ акции является готовность водителя действовать в ответ на внезапные изменения дорожной обстановки. Степень этой готовности тем выше, чем он внимательнее и осторожнее. Будьте собранным за рулем, и вы не совершите многих ошибок, не окажетесь перед лицом опасности в цейтноте, который не даст вам возможности отвести беду. Н. ИГНАТОВ, кандидат медицинских наук, Г. КЛИНКОВШТЕЙН, кандидат технических наукСзаконом «наВы»Задачи по основам законодательстваВодитель одного из автохозяйств Иванов систематически привлекался к сверхурочным работам в вечернее время и выходные дни. Случилось так, что однажды он трудился в течение двух суток подряд по 14 часов. На следующий день, не успев как следует отдохнуть, он опять был направлен начальником автоколонны Красновым в дальний ночной рейс. В дороге переутомленный водитель заснул. Неуправляемая машина неожиданно для окружающих выехала на полосу встречного движения й столкнулась с автобусом. В результате несколько человек погибло, многие пассажиры получили телесные повреждения различной степени тяжести. Кто несет ответственность в данном случае? Водитель? Руководство автохозяйства? За что ив соответствии с каким законом? Другой пример. Водитель районного объединения «Сельхозтехника» Суханов частенько во время работы прикладывался к бутылке. Однажды, увидев, что он в нетрезвом состоянии, заведующий гаражом Федотов хотел было отправить его домой, но срочно потребовалась машина для перевозки картофеля. Поверив Суханову, что все будет в порядке, Федотов оформил путевой лист и дал указание выпустить автомобиль из гаража. Нагрузив в поле картофель, Суханов по пути в райцентр посадил в кузов нескольких граждан. Выбравшись на шоссе, водитель прибавил «газ». Автомобиль, развив высокую скорость, через несколько минут резко выехал на обочину, попал в кювет и опрокинулся. Трое пассажиров получили тяжкие телесные повреждения, и только по случайности никто не погиб. Кто ив каком порядке будет отвечать за случившееся? Должен ли нести ответственность заведующий гаражом, и если должен, то какую и по какой статье? По какой статье закона несет ответственность водитель Суханов?Ответы — в следующем номеревующих статей уголовных кодексов многих союзных республик повторный угон наказывается лишением свободы до трех лет или исправительными работами на срок до одного года. При этом не играет роли, угонял ли в первый раз виновный машину или только пытался это сделать (попытка угона квалифицируется как покушение на угон), а также был ли он за первый угон осужден или нет. Уголовная ответственность за угон наступает ив тех случаях, когда транспортному средству не причинено никакого вреда. Если же угнавшее транспорт лицо во время движения допустит нарушение Правил дорожного движения, повлекшее причинение существенного ущерба транспорту кан угнанному, тан и любому Другому, либо смерть или телесные повреждения пострадавших, то ответственность наступает по совокупности за каждое из преступлений: за угон автомототранспорта (статья 2121 УК РСФСР) и за нарушение Правил дорожного движения (статья 211 УК РСФСР). Бывает, что в угоне транспорта принимает участие группа лиц, роли которых каким-то образом распределились. Один взламывал запор дверей гаража, другой помогал пускать двигатель, третий непосредственно управлял машиной. В таких случаях действия всех участников квалифицируются одинаково и ответственность за угон автотранспорта наступает независимо от того, кто им управлял. Следует указать, что привлечение к уголовной ответственности за угон автомототранспорта не освобождает виновного и от гражданской ответственности — от обязанности возместить вред в случае причинения ущерба. Даже при отсутствии нарушений Правил дорожного движения. Если потерпевший или организация, признанная гражданским истцом, предъявят иск о возмещении вреда, суд, рассматривая уголовное дело, разрешает и вопрос о взыскании с виновного средств в возмещение материального ущерба.Ответы на пятую задачу («За рулем», 1976, № 1JВ соответствии с действующим в союзных республиках уголовным законодательством угон автомототранспортных средств или других самоходных машин без цели их хищения является преступлением, за которое предусматриваются и соответствующие меры наказания. Угоном считается захват транспортного средства и движение на нем, хотя бы на несколько десятков метров от места его стоянки. Статья 2121 Уголовного кодекса РСФСР устанавливает, что виновный (виновные) в угоне автомобиля, мотоцикла, троллейбуса, трамвая и других самодвижущихся транспортных средств наказывается лишением свободы на срок до одного года, или исправительными работами на тот же срок, или штрафом до ста рублей. Вопрос этот решает суд с учетом общественной опасности содеянного, личности подсудимого и других обстоятельств. Например, виновный угнал машину «скорой помощи», которая должна была через несколько минут выехать к больному. Тем самым он поставил под угрозу жизнь больного. Его действия, безусловно, могут быть расценены как представляющие более высокую опасность, чем угон личного автомобиля или мотоцикла, брошенного через 100—200 метров. (Наконец, в стадии дознания или предварительного следствия орган дознания, следователь, прокурор вправе прекратить уголовное дело и направить материал по месту работы или учебы виновного в угоне для применения к нему мер общественного воздействия.) Подобные меры наказания предусмотрены соответствующими статьями уголовных кодексов большинства союзных республик. Однако есть и исключения. Так, в Казахской ССР, Литовской ССР и Молдавской ССР за угон лишают свободы и на более длительный срок. Угон, совершенный повторно, наказывается значительно строже. Частью второй статьи 2121 ук РСФСР и соответстСША. Специалисты пришли к выводу, что необходимы научно обоснованные прогнозы об аварийных возможностях разл ичных участков дорог. С этой целью упр авления автомобильных дорог во многих штатах уже начали создавать так назыв аемые «банки информации», где при помощи ЭВМ собираются и обобщаются данные о дорожно-транспортных происшествиях, помогающие разрабатывать мероприятия по их предупреждению. «Банк информации» может немедленно сообщ ить все подробности происшествия, случившегося на данной магистрали много лет назад. ФИЛИППИНЫ. Улицы Манилы, столицы страны, имеют разноцветную проезжую часть. Таким способом власти города, чтобы предотвратить возникновение пробок,осуществили решение отвести отдельные полосы для частныхмашини общественного транспорта. Въезд на чужую полосу наказываетсяштрафом . ФРГ. Поток машин, проходящих через горы в Италию и из нее, достиг 6 тысяч в сутки, поэтому планируется прокладка новой автомагистраличерез перевал Бреннер главного альпийского хребта. Она должна быть оборудована с учетом современных технических нормативов. Перед проектировщиками ставится задача сохранить природный ландшафт . ШВЕЦИЯ. Уделяя внимание сохранению жизни ребенка во время дорожного происшествия, шведские конструкторы пытаются найти ему самое безопасное место в автомобиле. Теоретические расчеты показали, что ребенок должен находиться в специальном детском сиденье, установленном спинкой к направлению движ ения . Однако сами авторы расчетов считают, что нужна еще большая экспериментальная работа, прежде чем эти рекомендации можно будет внедрятьв практику. ЯПОНИЯ. Анализ дорожно-транспортных происшествий на скоростных магистрал ях показал, что свыше половины несчастных случаев приходится на хорошую погоду и ровные участки дороги. Во время гололеда возникает только 1,5 процента общего количества происшествий. В наибольшей части наездов и столкновений участвуют легковые автомобили, а автобусы — менее чем в3 процентах. 27