НачалоJfflWСамый первый день, проведенный за рулем, запомнился ему надолго: уж больно он оказался нескладным. Сначала, утром, досталось от постового ми ­ лиционера, стоявшего на Зубовской площади. Федюнин вез на своем ЗИСе кирпичи по Садовому кольцу. День был холодный, осенний, но он, сидя в кабине, обливался потом. Столичная сутолока сковывала нервы. Все эти проворные «москвичи» и «победы», неуклю-же, ремонтировал автомобили, учился сварке и другим вещам. Потом это здорово пригодилось.Еще раньшеЛетом сорок первого восьмиклассник Женя Федюнин в родном селе Андриановка оказался чуть ли не самым старшим среди мужчин. Уходя на фронт, отец, бывший красный командир, первый на селе председатель колхоза, г о ­ ворил: — На тебя теперь, сынок, надежда, Отец погиб через год под Ленинградом. Мать — сельская учительница, у которой не стало учеников, потому что дети, оставшиеся без отцов, ходили не в школу, а на работу, — вязала в поле снопы. Женя, ему не было и шестнадцати, сел на трактор. Быстро взрослела молодежь в военное лихолетье. Семнадцатилетний Женя Федюнин пошел добровольцем на кур ­ сы пулеметчиков. Это было в декабре сорок второго. Через несколько месяцев получил боевое крещение под Мценском, Жаркий был бой. Смело действовал юный пулеметчик, десятки гитлеровцев скосили наши воины. Нелегко досталось тогда. Раненого, увезли Фе ­ дюнина в госпиталь, А после излечения попал в танкисты, стал механиком-водителем грозной «тридцатьчетверки», П ро ­ шел с ней чуть не пол-Европы. Сражался на Курской дуге, в Белоруссии, Прибалтике... Каждый год 9 мая у Большого театра встречается с ветеранами 153-го отдельного гвардейского танкового полка бывший старшина Федюнин . И вспоминают гвардейцы-танкисты о ратных делах. Памятны они до конца жизни. И тот последний бой под Берлином Федюнин никогда не забудет. Танк, который он вел, уничтожил фашистскую самоходку, подмял под себя вражеское орудие и пулемет, И тут, натолкнувшись на завал из бетонных плит и кирпича, остановился. Снаряд гитлеровцев угодил в машину. Но и поврежденная, она продолжала бой, Долгожданную победу встретил он в госпитале на Кавказе. А домойв родную Андриановку прибыл зимой сорок пятого. Пришел к матери и сказал; — С победой тебя, мама. Это наша с тобой победа!Лауреат Государственной премиижие троллейбусы и автобусы будто сговорились вытеснить его с проезжей части. Уворачиваясь от них, Ф едюнин сжимал руль так, что белели пальцы. Все равно не помогало. У Зубовской площади все-таки прижали — выскочил на тротуар; заскрипели тормоза, испуганные прохожие шарахнулись в сторону. Сердитый автоинспектор долго выговаривал Федюнину. Пришлось признаться, что не привык еще к московским улицам — провинциал,., А в конце дня совсем конфуз вышел; когда вез в кузове ценное оборудование по узкому загородному шоссе, вдруг отказали тормоза. По скользкой с наледью дороге промчался с горы со скоростью курьерского поезда. И сейчас еще от воспоминаний как-то не по себе становится, а тогда... Собрал в кулак нервы, спас машину и груз. За это благодарность получил. А вот случай на Зубовской даром не прошел: пришлось временно с водительским удостоверением расстаться. Кое-кто советовал тогда: ехал бы ты, парень, обратно на свою Тамбовщину — не по тебе, видать, столица.,, Но он упрямо отмалчивался и про себя думал: «не в таких переплетах бывал — сдюжил, добьюсь и здесь своего», И добился. После Федюнин скажет «нет худа без добра». Лишившись временно водительского удостоверения, слесарил в гараБригадный подрядВсе началось, пожалуй, с того дня 1969 года, когда во двор 29-го автокомбината въехали четыре новеньких панелевоза. Какое-то недоверие вызывали машины с неуклюжими полуприцепами. Не лучше ли ездить привычно, с кузовом? Однако желающие работать на этих автопоездах, конечно, нашлись. Е, Ф едюнин , А. Арефьев, В. П ирожков , В. Силкин, Е. Урюков, Ю. Филаткин, А. Антипенков, Ю. Дубков сели за руль панелевозов. За плечами каждого из них был уже солидный стаж, и все же поначалу освоить вождение большегрузных машин, научиться быстро кре ­ пить панели ис ходу заезжать в узкие ворота стройплощадки оказалось делом нелегким. Но даже когда и это было позади, оставалась уйма нерешенных проблем. Сколько раз приходилось Федюнину наблюдать одну и ту же картину: ранним утром водители спешили в диспвт-4 черскую за «путевками», каждому хотелось получить рейс с длинным «плечом», Чем больше расстояние, тем выгоднее: будут и тонно-километры, и план, и хороший заработок. Ну а те, кому выпадала ближняя дорога, под всякими предлогами старались от нее отказаться. Ш о ­ феры панелевозов трудились в одиночку, Каждый сам «налаживал отношения» на заводе и стройплощадке, стремился побыстрее проскочить на загрузке и разгрузке. Уставали, до хрипоты рвали горло, а в итоге нередко не выполняли даже план. Ведь им подолгу приходилось простаивать то на заводе, где не всегда! был необходимый запас панелей, то на стройплощадках, когда там не обеспечивали своевременную разгрузку машин. Нельзя сказать, что служба эксплуатации бездействовала. И графики были — ведь перевозки-то централизованные, — и другие условия в договорах предусматривались. И все же одно дело рассчитать все на бумаге, даже очень точно, но «в целом», другое — разные действительные обстоятельства, складывающиеся у каждого водителя в отдельности на конкретном участке ЖБИ, на конкретной стройплощадке, каждодневные непосредственные контакты транспортников со строителями, которые могли осуществлять только сами шоферы. Одним словом, водители были недовольны и тоже, как и «эксплуатационники», искали выход из сложившегося положения. Раньше других его нашел Федю ­ нин. Когда назначили его бригадиром водителей панелевозов, он стал еще внимательнее приглядываться к делу. Посоветовался с товарищами. Пошли к заводчанам. Стали утрясать почасовой график работы завода железобетонных изделий с графиком работы строителей и шоферов. В поисках рождалось новое — работа по бригадному подряду, почин, который потом на автотранспорте назовут его именем — федюнинский метод. По инициативе бригадира, которую поддержала партийная организация, общественность, дирекция заключила подрядный договор с московским заводом железобетонных изделий № 4. Начался эксперимент. Теперь продукцию, выпускаемую участком панелей, поручили вывозить только бригаде Федюнина.УспехПодрядный договор четко определил права и обязанности сторон. Он предусматривал, что бригада водителей перевозит на строительные площадки в полном объеме все панели определенной номенклатуры, выпускаемые заводом ЖБИ NS 4, Она стала отвечать и за расписанную до минут подачу автомобилей, за сохранность грузов, выступая ответственным представителем автокомбината, В свою очередь, завод обязывался выпускать панели, качество которых соответствует техническим условиям (прекратились бессмысленные ездки с бракованной продукцией), а также обеспечить бесперебойную отгрузку продукции, не допускать простоя машин, содержать подъездные пути и погрузочные площадки в исправном состоянии, Строители начали прямо «с колес» вести монтаж жилых домов. Так звенья соединились в непрерывную цепочку «завод — автокомбинат — стройка», в которой водители ощутили себя важным связующим звеном. Теперь бригада шоферов стала нести коллективную ответст-1 венность за своевременную доставку де-1 талей на стройки, При этом они самым прямым образом оказались заинтересованы в том, чтобы установленный объем перевозок был выполнен меньшим количеством автомобилей, так как фонд зарплаты оставался в распоряжении бригады. А главный результат — в возведении сборных домов: счет пошел не на месяцы, а на дни, до минимума сократились простои всего комплекса механизмов и снизилась себестоимость и строительства и перевозок. Новые отношения, сложившиеся в процессе производства, рождали новую атмосферу товарищества. Рабочий день в бригаде начинался с небольших совещаний-пятиминуток, где уточнялись новые адреса стройплощадок, маршруты движения, их особенности и т. д. В конце дня все снова собирались вместе, домой никто не торопился: а вдруг товарищу нужна сейчас помощь. Разумеется, не сразу пошло все гладко. Одна из проблем еще не была решена: ответственность коллективная, а деньги? — Что, если мы начнем трудиться в общий котел? — предложил бригадир.— Всю заработанную сумму складывать, а затем делить между всеми поровну? Администрация автокомбината и здесь пошла навстречу бригаде. Конечно, не все в один день пришли к такой высокой сознательности. Был как-то в бригаде случай с одним из водителей: уехал на комбинат, да так больше в тот день на стройплощадке и не появился. В конце смены товарищи молча подали ему путевой лист, где значилось четыре ездки (сам-то он сделал одну), Но, видно, не оценил он поступок своих друзей, сорвался и во второй раз. И снова за него выполнили норму. После этого шофер искал случая перевыполнить свой план, отработать за других. Сейчас к «котлу» в бригаде привыкли. В бухгалтерии комбината в него складывают и деньги, полученные по больничным листам, и «прогрессивку». Каждый член бригады получает теперь стабильную зарплату: 300—320 рублей в месяц. С внедрением бригадного подряда у федюнинцев резко возросла производительность труда, Каждый сознает теперь, что превыше всего — коллективная ответственность за результаты работы бригады. Коэффициент использования панелевозов достиг рекордной отметки 0,938. Свой пятилетний план федюнинцы выполнили 4 ноября 1974 года. В преддверии XXV съезда КПСС бригада приняла новое социалистическое обязательство: обеспечить вывоз продукции, изготовляемой прокатным станом завода железобетонных изделий № 4, шестью автомобилями, а два высвободить для работы на других заводах. Свое слово она сдержала и на этот раз. Высоко ценит страна дела рабочего человека, Орденами Ленина и Трудового Красного Знамени увенчан труд Евгения Петровича Федюнина, А седьмого ноября мы увидели его имя в списке лауреатов Государственной премии СССР. Он делегат XXV съезда КПСС. А. РИВКИН, сотрудник многотиражной газеты Главмосавтотранса «За доблестный труд»ДЕНЬ РАБОТНИКОВ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТАУКАЗПРЕЗИДИУМА ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР Об установлении ежегодного праздника — «Дня работников автомобильного транспорта» Президиум Верховного Совета СССР постановляет: У становитьпраздник «День работников автомобильноготранспорта » . «День работников автомобильного транспорта» праздновать ежегодно в последнее воскресенье октября . Председатель Президиума Верховного Совета СССР Н. ПОДГОРНЫЙ. Секретарь Президиума Верховного Совета СССР М. ГЕОРГАДЗЕ. Москва, Кремль, 15 января 1976 г.НАЗВАНИЕ СБОРНИКА «АВТОМОТОСПОРТ»Этот сборник информационных материалов. который начал выпускать Центральный автомотоклуб ДОСААФ СССР, давно ждут все, чья деятельность связана с авто- и мотосоревноааниями. Его первый выпуск направлен читателям в конце минувшего года. Цель «Автомотоспорта» — знакомить спортивный актив, работников комитетов ДОСААФ и спортивно-технических клубов с основными решениями президиумов федераций, с результатами соревнований, публиковать материалы в помощь их организаторам, судейским коллегиям, помещать методические разработки для тренеров, и змененияв технических требованиях к автомобилям и мотоциклам для спорта. Сборник будет выходить не реже раза в квартал ирассылатьсяв адрес центральных, республиканских, к раевыхи областных комитетов ДОСААФ. Редакционный совет сборника просит присылать сообщения о наиболее интересных событиях в авто- и мотоспорте, делиться опытом работы, д авать другие материалы, представляющие интерес для спортивного актива, по адресу: 103489, Москва, Восточно-коммунальная зона, ЦАМК ДОСААФ СССР.ВСТРЕЧА В ДОМЕ УЧЕНЫХОчередная встреча редакции «За рулем» с читателями — устный выпуск журнала — состоялась в большом зале московского Дома ученых. Перед собравшимися автомобилистами-учеными выступили приглашенные редакцией членкорреспондент Академии наук СССР Д. П. Великанов, главный конструктор АЗЛК И. К. Чарноцкий, заместитель главного конструктора ВАЗа В. М. Малявин, начальник объединения «Мосавтотехобслуживание» В. И. Слободчиков, заместитель начальника ГАИ ГУВД Мосгорнсполкома А. Е. Лебедев, руководитель лаборатории эргономических исследований НАМИ Б. М. Пиковский, заместитель начальника Главного управления туристских учреждений имаршрутов ЦС по туризму иэкскурсиям В. И. Баулин. Редакция благодарит всех, кто принял участие во встрече. 5