. . . »•..{:* V»•ШШйяКжУкШШкЩСТАТИСТИКА ДОРОЖНЫХ 1РОИСШЕСТВИЙРазными бывают дорожно-транспортные происшествия. Официальная статистика, учитывая те из них, что повлекли гибель или ранения людей, причинили материальный ущерб, делит происшествия на десять видов. Тут и наезд на препятствие, и наезд на стоящее транспортное средство, и многие другие несчастья, почти всегда вызванные невыполнением требований Правил дорожного движения. Но одни из них случаются довольно редко, а другие являются постоянной угрозой безопасности движения. О них и пойдет речь, поскольку водителям прежде всего надо знать и учитывать те опасности, которые чаще других подстерегают их в пути. Основную массу в общем количестве дорожно-транспортных происшествий составляют три их вида: наезды на пешеходов, столкновения транспортных средств и опрокидывания машин. Меньше всего происшествий связано с наездом на животных (0,3%), а удельная доля остальных видов ДТП колеблется от 1 до 5% от общего их числа. Познакомьтесь с таблицей, которая в значительной степени отражает общую картину. Дорожно-транспортные происшествия в 1974 году по видам (в % от всех ДТП]Регион Армянс кая ССР Литовс кая ССР РСФСР Туркменс кая ССР Столкновения ОпрокиНаезды дывания на пешеходов 16,6 17.5 19,8 20,4 46,1 34,5 37.6 31.7Информирует ВНИИ безопасности дорожного движения МВД СССРбольше, чтобы спасти человека, попавшего в беду. Каждое четвертое дорожно-транспортное происшествие является столкновением движущихся транспортных средств или из-за внезапной остановки одного из них. И столкновения случаются чаще в городах, с той лишь разницей, что если соотношение между наездами на пешеходов в населенных пунктах и на загородных дорогах составляет 4 : 1, то для столкновений оно равно 3 : 2. Более всего их в республиканских и областных центрах (29%) и в других городах (19%). Достаточно велико количество столкновений на дорогах общегосударственного значения (14%), для которых этот вид ДТП, как и для дорог республиканского значения, является основным. К тому же в каждом столкновении участвует не менее двух машин, поэтому по общему количеству участников происшествий оно является самым распространенным видом ДТП, Отсюда каждый водитель, мы надеемся, сделает для себя вывод о том, как важно в нынешних условиях движения научиться правильно выбирать дистанцию и интервал. Столкновениям незначительно уступают по распространенности опрокидывания транспортных средств, составляющие пятую часть дорожно-транспортных происшествий. Заметим, что при этом учитываются только опрокидывания одиночной машины, съехавшей с проезжей части на крутом повороте, в результате заноса или перевернувшейся по другой причине. Столкновения и наезды также часто завершаются опрокидыванием, но это другой вид ДТП. Опрокидывания не находятся в такой прямой зависимости от интенсивности движения и плотности населения, как наезды на пешеходов и столкновения. Однако тут значительно большее значение приобретает влияние дорожных условий, возрастает роль квалификации водителя, заметнее воздействие окружающей среды. Почти 70% опрокидываний случается на участках дорог вне населенных пунктов. Характерно, что чем ниже значение или категория дороги, тем больше здесь происходит опрокидываний, тем больше доля этого вида ДТП в общем количестве происшествий на дороге. На дорогах областного и районного значения опрокидывания являются самым массовым видом ДТП и составляют соответственно 36 н 44% от общего числа происшествий на этих дорогах. Отсюда вывод: будьте вдвойне осторожны, особенно в ненастную погоду на незнакомых местных дорогах. Надеемся, что приведенные здесь данные о самых распространенных дорожно-транспортных происшествиях и местах их возникновения в некоторых союзных республиках будут полезны для водителей, лишний раз насторожат их, уберегут от неприятностей.переноса ноги с педали акселератора на педаль тормоза замедляется на 0,1 секунды. Значит, даже в небольших дозах (50—100 граммов водки) алкоголь вызывает нарушение внимания, координации движений, замедляет двигательную реакцию, снижает способность быстро и правильно оценивать ситуацию, вести себя соответственно условиям окружающей обстановки, то есть ухудшает те самые элементы нервных процессов и психики, которые имеют первостепенное значение в профессиональной деятельности шофера. У здорового человека время ориентировочной и двигательной реакций составляет 0,2—0,4 секунды. Д аже при легком опьянении оно удлиняется в 1,5—2 раза, а в состоянии тяжелого опьянения достигает 2—3 секунд. Нетрудно подсчитать, что при торможении автомобиля, движущегося со скоростью 60 км/час, промедление в действиях водителя всего лишь на полсекунды удлинит тормозной путь до 20 метров. Опьянение снижает остроту зрения, замедляет приспособление глаз к изменениям освещенности, что повышает в темное время суток вероятность ослепления водителя светом фар встречных машин. Нарушается также объемность восприятия и глубина зрения, суживается поле зрения. Предметы кажутся плоскими, своевременно не воспринимаются, снижается способность определять на глаз расстояние до препятствий. Наконец, нарушается цветоощущение, особенно красного спектра, что затрудняет восприятие дорожных знаков, сигналов светофора и нередко приводит к авариям. Нервно-психические отклонения, особенно в результате употребления больших доз алкоголя, наблюдаются не только непосредственно вслед за этим, но и на протяжении следующих однихдвух суток. Конечно, не всегда опьянение приводит к аварии. Тут сказывается вероятность везения. Но каждый раз каждый такой водитель потенциально создает аварийную ситуацию. Нет безобидных 50—100 граммов! Это наглядно доказали не только эксперименты, но и частые дорожные происшествия.25,8 27,2 27,2 31.1Как видите, свыше трети всех происшествий связано с наездами на пешеходов — самую многочисленную и, увы, самую недисциплинированную категорию участников дорожного движения. Две трети наездов на пешеходов происходит только по их собственной вине. Где же чаще всего страдают пешеходы? В крупных городах с большой плотностью населения и высокой интенсивностью движения. Почти половина наездов на людей происходит в республиканских и областных центрах, пятая часть — в остальных городах. Пятая часть наездов случается вне пределов населенных пунктов, главным образом на дорогах общегосударственного значения с большой интенсивностью движения. Во всех этих местах водители должны опасаться возможных нарушений Правил движения пешеходами то ли из-за незнания, то ли из-за элементарной недисциплинированности. Хотя в большинстве случаев в таких ситуациях, как мы сказали, вины водителя нет, он может сделать27