24
25
ЗЕЛЕНАЯ ВОЛНАСтраницы 24—29Занятие первоеПроблема безопасности движения становится с каждым днем острее, несмотря на значительные усилия, прилагаемые для ее решения. Сегодня статистика дорожно-транспортных происшествий стала осязаемой для любого из читателей журнала — веяний без труда найдет знакомых, которые попали в аварию, если эта неприятность не произошла с ним самим. Анализ приводит к неумолимому выводу о том, что никакие организационные и технические мероприятия, отдельно взятые, не позволят коренным образом снизить аварийность, потому что 60 — 70°; ДТП случается в результате ошибок водителей и пешеходов. Стало быть, важнейший'резерв снижения дорожных происшествий заложен в повышении общего уровня мастерства вождения. Можно различать три ступени мастерства: первая — доведение до автоматизма приемов управления автомобилем в нормальных условиях движения; вторая —умение изменять режим в аварийных ситуациях в зависимости от изменения реакций автомобиля на управляющие действия; третья — способность предвидеть развитие дорожной обстановки настолько далеко, что вероятность возникновения аварийных ситуаций сводится прантичесни к нулю. Существующая система подготовки водителей решает только первую задачу. На нашем «автодроме» мы попытаемся подняться на вторую ступень, рассказать в серии материалов, как и почему именно тан, а не иначе следует управлять автомобилем в сложных ситуациях. Должны сразу оговориться: возможности наши ограничены. Ясно ведь, что лучше один раз увидеть и повторить прием самому, чем сто раз прочесть об этом. Поэтому цель будет достигнута, если наши «теоретические занятия» вы подкрепите практикой, разучив те или иные элементы вождения на площадке, где нет движения. Говорят, «театр начинается с вешалки». Первое представление о мастерстве водителя можно составить по его манере сидеть за рулем и обращаться сор ­ ганами управления. Каждый, кто хочет достичь высокого мастерства, должен научиться постоянно анализировать свои действия. Начнем анализ водительского мастерства с посадки, которая оказывает большое влияние на утомляемость, на уверенность и надежность управления в аварийных ситуациях. В вопросе о том, как правильно уп ­ равлять автомобилем, до сегодняшнего дня много субъективного. Об этом уже говорил на страницах журнала «За рулем» Собеслав Засада, описывая свои попытки выяснить у хороших гонщиков, как и почему именно так они проходят повороты. Скажу больше, в одном зарубежном исследовании были розданы анкеты с просьбой оценить свое умение управлять автомобилем по четырехбалльной системе: плохо, средне, чуть выше среднего, хорошо. 98% опрошенных водителей оценило себя «чуть выше среднего». Это означает, что практически все опрошенные имеют свое твердое мнение о том, как правильно управлять автомобилем. Поэтому тем, кто усомнится в приведенных ниже рекомендациях, можно только сообщить, что все они сложились в результате прово24АВТОДРОМили как действовать водителю в критических ситуацияхдимых много лет автополигоном НАМИ теоретических и экспериментальных исследований поведения автомобиля в аварийных ситуациях. Вы видите на рисунке правильную посадку за рулем. Корпус водителя при этом отклонен на 15—25° от вертикали. Углы между корпусом, руками и ногами обеспечивают наиболее расслабленное состояние мышц. Поскольку у вас нет, разумеется, транспортира для определения углов, можно руководствоваться следующим. Сначала лучше всего отрегулировать положение сиденья по горизонтали. Желательно установить его как можно дальше от руля, но не настолько, чтобы приходилось тянуться при управлении педалями. После этого нужно отрегулировать наклон спинки сиденья так, чтобы при контакте с рулем в самой удаленной точке рука была слегка согнута и не возникало необходимости наклоняться вперед. Наиболее точно это можно проверить, пристегнувшись ремнями безопасности. Если окажется, что для сохранения удобного положения рук надо наклониться к рулю, следует подвинуть вперед все сиденье, уменьшив несколько углы, образуемые ногами. В общем, для наилучшей посадки человека от самого низкого до самого высокого роста необходимо регулировать взаимное положение руля, с и ­ денья и педалей. У большей части автомобилей регулируется только само сиденье, поэтому каждому водителю желательно найти такое его положение, при котором углы, образуемые руками и ногами, имели бы минимальное отклонение от нормы. После этого необходимо проверить возможности управления переключателем света, стеклоочистителем, омывателем. Если с пристегнутыми ремнями безопасности это окажется затруднительным, надо еще продвинуть сиденье вперед,так чтобы можно было выполнять все операции, наклоняясь в пределах, допускаемых ремнями. Окончательную доводку сиденья можно сделать только в процессе непродолжительной поездки. Найти удобное положение сиденья — На рисунках (слева направо): п равильная посадка за рулем; сиденье установлено слишком близко к рулю, что затрудняетуправление автомобилем; в такой позе дажекороткая поездка будет утомительной важный, но только самый первый шаг на пути к выработке правильной посадки. Нужно научиться сохранять ее в процессе управления автомобилем. Один из первых вопросов, возникающих при этом: как держать руль? На эту тему есть масса рекомендаций и еще больше мнений. Достаточно взглянуть на проезжающие мимо автомобили, и возникает мысль: часть водителей твердо убеждена в том, будто руль удобнее всего держать одной рукой. Другие, видимо, считают самым верным соединить руки на руле, что практически равноценно управлению одной рукой. Не вдаваясь в подробности, укажем на то, что точность перемещения руля одной рукой значительно меньше, чем двумя. В этом может убедиться каждый. Выстройте из флажков высотой 1 метр коридор шириной, равной габаритам автомобиля плюс 30 сантиметров. После этого, управляя одной и двумя руками, определите максимальную скорость, при которой вы сможете многократно проехать по этому коридору. Если не пожалеете времени, то легко убедитесь в справедливости сказанного выше. Поэтому советуем браться за руль двумя руками. Если представить его в виде большого циферблата, то левая рука должна находиться между 9и 10 часами, а правая — между 2и 3. Держать руль двумя руками вовсе не значит судорожно сжимать его, что очень скоро вызовет утомление, а когда понадобится быстро повернуть руль, то, как ни странно, сделать это окажется затруднительным. Пальцы должны свободно охватывать обод рулевого колеса. Очень удобно, когда руки «висят» на больших пальцах, как на крючках, где «вешалкой» служат спицы. Для этого нужно, чтобы в нейтральном положении рулевое колесо с тремя спицами было сориентировано центральной спицей на «6 часов», а у колеса с двумя спицами они должны показывать на «3» и «9». Кстати, при таком положении руля ничто не будет закрывать контрольные приборы. Приучите себя поворачивать руль двумя руками, не изменяя их положения на нем. К сожалению, некоторые руководства по вождению автомобиля рекомендуют противное. Почему же мы считаем свой совет правильным? Во-первых, не перебирая, а поворачивая руль двумя руками, мы получаем возможность более точно управлять автомобилем. Проверить это можно в том же «коридоре», особенно наглядно — если сделать его извилистым. Во-вторых, это дает возможность устанавливать управляемые колеса относительно нейтрали в любое нужное положение, что является определяющим для уверенной ликвидации заноса. Ведь гашение курсовых колебаний возможно, если поворот управляемых колес будет опережать поворот кузова. Между тем стоит только водителю перехватить руль, и он потеряет возможность опережать события, так как для этого необходимо знать, при каком положении руля колеса будут в нейтрали. Правда, чтобы выйти из заноса, поворота руля на угол 180—200°, при котором возможно сохранить статичным положение обеих рук на рулевом колесе, может оказаться недостаточно. К тому же занос возможен на кривой, требующей поворота руля больше чем на 200°. Поэтому нужно уметь сохранять положение одной руки на руле и тогда, когда возникнет необходимость перехватить его (см. фото). Освоить такой прием можно только постоянной и длительной тренировкой. В связи с этим решающее значение приобретает привычка, манера езды в самых обыденных ситуациях. Если рассмотренные выше приемы управления не станут естественными в нормальных режимах движения, то при возникновении аварийной обстановки вы окажетесь безоружны. Выработке правильной посадки очень мешает инстинктивное желание податься вперед при осложнении ситуации. Отучить себя от этого совсем не просто, о чем могу судить по своему опыту. Помочь в этом могут ремни безопасности, которые просто не позволяют наклоняться. Кроме того, хорошо выработать в себе привычку поступать наоборот — откидываться от руля, прижимаясь к спинке сиденья. Для этого левая нога всегда должна иметь хороший упор, что предотвратит, кстати, и сползание с сиденья под действием боковых сил. Вне всякого сомнения, найдутся водители, которые будут доказывать, что, подавшись вперед, они смогут лучше, увереннее управлять автомобилем. Возражу: рекомендуемая здесь посадка и манера управления рулем выработались прежде всего в среде гонщиков, а гонки, как известно, не страдают отсутствием сложных ситуаций. Для их ликвидации необходимо действовать предельно точно и быстро. Именно эту возможность и обеспечивают предлагаемые посадка и способ управления машиной. Не меньшее значение имеет и то обстоятельство, что такая посадка замедляет развитие утомления. Чтобы завершить разговор о том, как нужно управлять рулевым колесом, отмечу очень распространенную ошибкубеспричинное его вращение при движении по прямой. Нужно поворачивать руль только тогда, когда в этом действительно есть необходимость. В противном случае возникают высокочастотные траекторные колебания, которые на дороге с низким коэффициентом сцепления могут привести к заносу автомобиля. Водить автомобиль надо плавно. К большому сожалению, еще очень часто можно встретить водителей, которые считают, что признаком высокого мастерства является резкая езда. Не говоря уж о том, что такая езда доставляет массу неприятностей пассажирам, особенно если таким «асом» является водитель автобуса, — это прямая дорога к созданию аварийных ситуаций, так как вероятность заноса при этом резко увеличивается. Резкая езда свидетельствует о том, что водитель опаздывает с выполнением действий, которых требует от него изменяющаяся дорожная ситуация. Интересный факт: в прошлом году группа советских гонщиков прошла курс обучения в одной английской автошколе (об этом писалось в январском номере журнала за нынешний год). Так вот, их учили ездить по трассе быстро, но... плавно. Поэтому я хочу еще раз подчеркнуть, что плавность изменения режимов движения — не просто признак хорошей манеры езды, а верный показатель мастерства водителя. О. МАЙБОРОДА, заведующий лабораторией надежности управления автомобилем автополигона НАМИ Фото С. Львова