С законом «на Вы»Задачи по основам законодательстваПо городу Клину мчался грузовой автомобиль. Как выяснилось потом, «правил» им подвыпивший водитель Силантьев. На повороте машина, не снижая скорости, чуть не столкнулась со встречным автобусом, а затем наехала на заканчивавшего переход пешехода. Удар буфера отбросил его на несколько метров вперед ив сторону, почти на тротуар. Водитель в таких случаях обязан остановиться и, как это предписывает пункт 15 Правил дорожного движения, вызвать «Скорую медицинскую помощь», а если это невозможно, — отвезти потерпевшего в ближайшую больницу или поликлинику. Но Силантьев... увеличил скорость и скрылся. Пострадавшего заметили через несколько минут прохожие и позвонили в «скорую помощь». Пока она прибыла и отвезла человека в больницу, прошло около двадцати минут. Врачи смогли его спасти с большим трудом. Другой пример. Водитель «Волги» Чумаков, соблюдая все требования Правил дорожного движения, проезжал перекресток, когда неожиданно из-за идущего справа автомобиля на проезжую часть выбежала женщина. Принятые водителем меры, в том числе торможение, не дали результата. Крылом автомобиля женщину бросило на асфальт. Машина, двигавшаяся впереди, уже поворачивала за угол. Осмотревшись и увидев, что свидетелей нет, Чумаков быстро набрал скорость и скрылся с места происшествия. Сбитую им женщину доставили в больницу слишком поздно, и спасти ее не удалось из-за большой потери крови. Судебно-медицинская экспертиза установила, что пострадавшая осталась бы в живых, если бы своевременно попала в больницу. Оба водителя, разумеется, были разысканы. Оба дали следователю одинаковые показания: скрылись потому, что испугались ответственности. Между тем расследованием было установлено, что в наезде вины Чумакова нет. Вот два имеющих некоторое сходство случая. Попробуйте ответить: за что и как, по какой статье или статьям уголовного кодекса будет отвечать Силантьев? Имеет ли значение то обстоятельство, что в этом случае жизнь потерпевшего удалось спасти? Будет ли отвечать Чумаков, который хотя н скрылся, но наезда на пешехода избежать не мог, и если будет, то за какое преступление, по какой статье? Ответыв следующем номереОтветы на задачу, помещенную в № 2В обоих примерах, конечно, в первую очередь несут ответственность непосредственные виновники дорожно-транспортных происшествий — водители. В их действиях налицо признаки преступления, предусмотренные статьей 211 УК РСФСР: оба нарушили требования пункта 14 Правил дорожного движения. Водитель Суханов — сев за руль в состоянии алкогольного опьянения, а Иванов — управляя транспортным средством при такой степени утомления, когда оно ставит под угрозу безопасность движения. Поскольку нарушение Правил дорожного движения Ивановым повлекло более тяжкие последствия — гибель людей, он должен нести ответственность по части третьей статьи 211 Уголовного кодекса РСФСР, предусматривающей более суровое наказание, а водитель Суханов — по части второй. Совершили преступления и выпустившие в рейс этих водителей — начальник автоколонны Краснов и заведующий гаражом Федотов. Действия их должны быть квалифицированы по статье 211» Уголовного кодекса РСФСР, предусматривающей ответственность за выпуск в эксплуатацию заведомо технически неисправных автотранспортных или городских электротранспортных средств, тракторов или иных самоходных машин или иное грубое нарушение правил их эксплуатации, обеспечивающих безопасность движения, совершенное лицом, ответственным за техническое состояние или эксплуатацию транспортных средств, если это повлекло последствие, указанное в статье 211 настоящего кодекса. Согласно этой статье, виновные в совершении преступления (работнини государственных, общественных организаций, на которых действующими инструкциями или правилами, соответствующим распоряжением либо в силу занимаемого ими служебного положения возложена ответственность за техническое состояние или эксплуатацию транспортных средств) могут быть наказаны лишением свободы на срок до пяти лет, или исправительными работами на срок до одного года, или штрафом до ста рублей с лишением права занимать подобного рода должности на срок до пяти лет. Но ведь Краснов и Федотов выпустили на линию исправные автомобили? Дело в том, что по смыслу закона их действия подпадают под «иное грубое нарушение правил» эксплуатации транспортных средств, обеспечивающих безопасность движения. Пленум Верховного Суда СССР в своем постановлении от б октября 1970 года «О судебной практике по делам об автотранспортных преступлениях» разъяснил, что к «иному грубому нарушению» правил эксплуатации транспортных средств, предусмотренному статьей 211 2 УК РСФСР и соответствующими статьями УК других союзных республик, следует относить и допуск к управлению транспортным средством лица, находящегося в состоянии опьянения, либо... грубое нарушение режима работы водителя, невыполнение других требований, направленных на обеспечение безопасности эксплуатации транспорта. При этом Пленум Верховного Суда подчеркнул, что уголовная ответственность наступает, если «иное грубое нарушение» правил эксплуатации транспортных средств находится в причинной связи с наступившими последствиями, то есть дорожнотранспортное происшествие случилось именно из-за того, что должностные лица выпустили на линию машину, которой управляет водитель в нетрезвом состоянии или в состоянии переутомления, в результате чего он не был способен правильно оценивать обстановку и находить верное решение. Пленум указал также, что каждое должностное лицо признается виновным, когда оно предвидело наступление этих последствий, а если не предвидело, то должно было и могло предвидеть. В первом примере начальник автоколонны Краснов, направляя в рейс водителя, работавшего подряд несколько ночей в течение времени сверх установленно.го трудовым законодательством, мог и обязан был предвидеть, что переутомленный водитель может заснуть за рулем. В другом примере заведующий гаражом Федотов мог и обязан был знать, что пьяный водитель за рулем — это реальная опасность дорожно-транспортного происшествия, а потому должен был категорически запретить ему выезд на линию. Не сделав этого, он совершил -преступление. В соответствии с разъяснением Пленума Верховного Суда, по статье 211 г УК РСФСР несут ответственность и владельцы индивидуальных транспортных средств, передавшие в нарушение действующих правил управление транспортом лицу, заведомо для него находящемуся в опьяненном состоянии, то есть лицу, опьяненное состояние которого очевидно для владельца транспортного средства, либо не имеющему вообще водительских прав на управление данным транспортным средством. Если опять-таки в результате этого случится дорожнотранспортное происшествие с последствиями, определенными в статье 211 УК РСФСР и соответствующих статьях УК других союзных республик (когда иное не предусмотрено законодательством этих республик).НА ДОРОГАХ ВСЕГО СВЕТАГДР. Обработаны результаты опроса населения по проблемам городского движения, который проводился по специальной методике дрезденского технического университета. Полученные данные станут основой для долгосрочных планов развития городского транспорта. Вот некоторые выводы из исследования. Чем больше город,-тем меньше люди ходят пешком, тем чаще они совершают поездки на различных видах транспорта, исключая мотоциклы. Среднесуточное число передвижений по городу в семье без автомобиля составляет 2,4, с автомобилем — 5,2. ПОЛЬША. Лазеньковская трасса с мостом через Вислу и Вислострада значительно улучшили пропускную способность и условия движения в польской столице. Сейчас начато строительство новых магистралей — городского кольцевого шоссе и торуньской дороги. Они будут сданы в эксплуатацию в 1980 году. 28 НЕПАЛ. Для безопасности движения по одному из высокогорных мостов непрерывно расхаживает дежурный, на спине которого плакатс такой надписью: «Этот человек движется перед твоим автомобилем, чтобы принудить тебя не превыш ать скорость 6 миль в час». Мост же настолько тесен, что объехать такой «дор ожный знак» невозможно. ФРГ. З еленыйнарядразделительных полос на автомагистралях должен защищ ать глаза водителей от света встречных автомобилей и играть при аварии роль амортизатора. К тому же эти посадки должны быть устойчивы к воздействию выхлопных газов и соли, которой посыпают полотно при гололеде. Специалисты предложили высаживать здесь низко обрезанные вербы и тополя. Осенью листья тополя опадают поздно, а верба зеленеет ранней весной, и такой зеленый пояс выполняет свою функцию почти круглый год. США. Статистика показывает , что количество происшествий ночью в два раза больше, чем вдневноевремя . Главная причина их — ослепление водителей светом фарвстречных автомобилей. Для борьбы с ним стали устанавливать на разделительных полосах магистралей стальныесетчатыебарьеры , полностью перекрывающиевстречный свет. Б арьер изготовляют из листовой стали толщиной 1,3 мм сгальваническимпокрытиеми придают ему вид решеткис ромбическими ячейками , р ебракоторыхнаклоненык плоскости листа под углом 22 градуса. США. Образцом длядругих городов страны служит система управления движением в Вашингтоне. В настоящеевремя она включает более 500 детекторови большое количество аппаратурыдля обработки получаемых данных, п ередачии исполнения команд. Система охватывает 114 перекрестков и, по подсчетам, сниж аетзадержкитранспорта на пересечениях на 5 процентов.