34
35
о & оV-1ф фшXо Xос о.>х >« 2и Xа2Каждый успех гонщика или команды в международных соревнованиях оценивается в нескольких измерениях. Он не только повышает авторитет отечественного спорта, говорит о высоком уровне его развития в стране, но и является как бы дополнительным стимулом в поисках новых талантов, в стремлении молодых спортсменов к завоеванию более значимых высот. Эта связь прослеживается в мотокроссе очень четко. Вспомните Игоря Григорьева, первым из советских гонщиков завоевавшего «бронзу» на мировом чемпионате. Этот результат стал плацдармом, с которого вскоре московский армеец воспитанник подольского автомотоклуба ДОСААФ Виктор Арбеков шагнулв чемпионы. Все любители спорта радовались первому «золоту» на первенстве мира в классе 250 смз. А тренеры и специалисты кросса уже через два сезона могли констатировать, что в нашей стране появилась группа молодых талантливых гонщиков, способных повторить успех Арбенова, — это Г. Моисеев, В. Кавинов, В. Погребняк, Л . Ш инкаренкои некоторые другие. И вот в 1974 году мы сноварадовались победе — новым чемпионом мира стал ленинградский армеец Геннадии Моисеев. Что же принесла минувшая спортивная пятилетканашему мотокроссу? Конечно, у крашение ее — т риумф Моисеева. Заметными событиями являются такж е призовые места советской сборной в командных соревнованиях — третье (1972 г.) и второе (1973 г.) в «Трофее наций», неофициальном командном первенстве мира в классе 250 см 3 , и третьи (1973, 1974 гг.) в: «Кроссе наций», аналогичном соревновании в классе 500 см 3 . Другой не менее радостный итог, самым непосредственным образом связанный с этими достижениями , — притон свежих сил в сборные команды. Первую «обкатку» в мировых чемпионатах прошли молодые гонщики А. Овчинников, В. Корнеев, А. Бочков, В. Гринберге, В. Худяков, Ю. Худяков, В. Попенко. Включены в сборные коллективы С. Высоцикас, Ю. Сёмко, В. Бородай, Р. Бракманис, В. Поздняков, А. Ефимов, А. Чернобылов, Н. Чванов. П оставщиками классных гонщиков стали не только спортивные клубы Москвы, Киева, Л енингра ­ да — п ризнанные опорные пункты мо-О>х ох ФX9- о хУXu -л" 55 iга >° <°X оОС *• X вОХхТ акуж повелось: от советских мотоболистов в международных матчах ждут только победы. И в общем-то, это закономерно: до 1975 года наша команда пять раз принимала участие в розыгрыше Кубка Европы и четырежды выигрывала почетный приз. Победными для них оказывались итоварищеские встречи с вед ущимизарубежными клубами. Приятно, конечно, что тренеры, болельщики верят в нас, мотоболистов, верят в то, что ив очередном розыгрыше Кубка мы не подкачаем, но одновременно это и нелегко. Словом, есть от чего волноваться, когда готовишься к очередному спору за звание лучшей мотобольной команды на Европейском континенте. В прошлом году мы вновь отправились во Францию . Напомню, что именно здесь в 1972 году наша команда сделала единственную осечку, уступив в финале хозяевам поля. Хотелось на этот раз доказать, что то поражение было досадной случайностью. К акивпрежние годы, к остяк сборной команды СССР составляли спортсмены элистинского «Автомобилиста» — бесспорного лидера советского мотобола. Достаточно сказать, что за последние пять лет мы лишь однажды уступили золотые медали чемпионов и Кубок страны, три раза выигрывали Кубок Европы. Особенно напряженным был для «Автомобилиста» м инувший сезон. До выезда во Францию нам удалось очень успешноОСО П^¥Шa.МПн хо •<So> Sо fхх Фх g3I I§Из всех мотоциклетных соревнований комплексное мотомногоборье спортсменов оборонных организаций социалистических стран самое молодое. В международном календаре оно появилось лишь шесть лет назад. Видимо, нет необходимости подробно говорить о программе этих состязаний: она во многом схожас принятой на чемпионате СССР по многоборью среди владельцев личных мотоциклов на призы «За рулем». Те же военно-прикладные элементы — стрельба, гранатометание, прохождение кроссовой трассы и штрафных кругов за промах на огневом рубеже ив секторе для метания гранаты. Правда, есть отличия: все упражнения сложнее, и выступают участники международных состязаний не на дорожных, а на спортивных мотоциклах класса 250 см 3 . Существуют также возрастные ограничения. В каждой команде три юниора не старше 21 года и столько жемужчин не старше 25 лет. Н аши спортсмены выступали во всех шести встречах ивпяти из них победили. Л ишь однажды, в 1974 году в Чехословакии, были третьими . В том году у нас выдалось засушливое лето, спортсмены тренировались на сухих трассах, а здесь пришлось выступать осенью, в снегопад, с менявшийся дождем. К тому же основной иштрафнойкруги проходили по сильно пересеченной местности, с крутыми подъемами и длинными спусками. И хотя члены нашей сборной приложили немало усилий, о ни уступили своим соперникам — спортсменама 5оX2о Б*н * о ? О х Х<• нО XиI • IsX sояосО. « *10О! °5 о. п. £ 23х2 ° х34Может быть, автомоделизм не столь популярен, к ак ралли, кольцевые гонки , кросс, но, поверьте, этот спорт малых форм также увлекателен для тех, нто им занимается. С каждым годом он получает все большее признание иу нас и за рубежом. Отрадно, что советские автомоделисты прочно завоевали ведущее положение на международной арене, добиваются' высоких результатов. Вот уже пятнадцать лет как проводятся встречи команд социалистических стран. Сначала в них участвовали сборные Польши, Венгрии, Чехословакии и СССР, а затем включились также представители Болгарии и Румынии. За минувшие пять лет наши спортсмены ни разу не уступили первенства. У спех сопутствовал им ив ежегодных, весьма представительных венгерских соревнованиях, где стартуюти спортсмены из некоторых капиталистических государств. Главные призы неизменно получают советскую «прописку». Но, конечно, самой серьезной проверкой мастерства наших спортсменов, их умения готовить модели является чемпионат Европы. В нем мы участвовали уже трижды. Дебют состоялся летом 1973 года в ФРГ. Н ашимисоперниками были сильные автомоделисты из Италии, Западной Германии, Ш вейцарии , которые выступают с моделями, специально подготовленными на известных итальянских фирмах, производящих микродвигатели. И тем не менее советские спортсмены завоевали первое командное место и одержали победу в классе 2,5 смз, где В. попов установил мировой рекорд. Еще один рекордный результат показа- О достижениях авто- и мотоспортсменов в девятой тренеры и напитаны сборных команд Советского Союзатокросса, но и Тбилиси, Кировограда, Челябинска, Калининграда, Вентспилса, Л иепаи . К работе со сборными командами вместе с опытным наставником Ю. Трофимцом (250 см 3 ) привлечены видные в прошлом гонщики А. Д ежинов (500 см 3 ) и Л . Черный (125 смЗ). Пополнение главных коллективов та ­ лантливой молодежью стало возможно ещеи потому, что нашиклубы за последние годы получили много современных кроссовых машин , и прежде всего 43 чехословацкого производства. Т аким образом, у молодых гонщиков появилось больше возможностей тренироваться и выступать на высококачественной технике, быстрее оттачивать мастерство. К сожалению , приходится признать, что наши мотоциклетные заводы по-прежнему в большом долгу перед кроссовым спортом. Выпускаемые ими модели значительно уступают лучшим зарубежным образцам. На мой взгляд, сборная команда в классе 250 см3 за минувшие пять лет прогрессировала. Правда, не теми темпами, к ак того хотелось бы, но общий количественный и качественный рост все же заметен. Значительно больше претензий можно предъявить нашим «пятисотникам». Они топчутся на месте, несмотря на попытки тренеров обновить состав, опробовать в чемпионате мира перспективных гонщиков . Они не могут избавиться от неверия в возможности мотоциклов, от непонятной робости, а порой и откровенной осторожности в споре с зарубежными соперниками. Общий прогресс советского мотокросса был бы куда заметней, если бы нам , тренерам, удалось решить ряд проблем, связанных с различными сторонами подготовки гонщиков самого высокого класса. В большинстве видов соревнований для гонщика , команды пик спортивной формы планируется к накому-то одному, самому важному выступлению. В кроссе все иначе: старты следуют с апреля по октябрь, и каждый самый важный. К ан продлить этот пин, к ак подготовить и сохранить на столь длительный период физические, т ехническиеи психологические качества гонщика? Определенного ответа на эти вопросы пока нет. А он должен быть даниможет быть дан на основе совместной работы тренеров с представителями научныхучреждений , институтов физкультуры, со спортивпятилетнеговорятными медиками. В этом направлении до сих пор еще только предпринимаются робкие попытки : я имею в виду две кни ­ г и , вышедшие за последние годы, — «Мотоциклетный кросс. Подготовка гонщиков» Ю. Трофимца и «Психологичес кая подготовка мотоциклистов-кроссменов» В. Гаврилюка и В. Соколова. Этими пособиями пользуются тренеры, 1 но они не покрывают дефицит в специальной методической литературе. Пока же мы самостоятельно ищем пути к новым победам. Главное здесь — четная организация подготовительного периода, проведение различных по своему назначению тренировочных сборов. В этом году опробуем несколько измененную систему. Общефизической подготовкой члены сборных команд занимались в своих клубах. В их интересах первую пробу сил — этап чемпионата страны в классах 250 и 500 см 3 провели какни ­ когда рано, е щев январе. Затем — новые сборы итоварищеские международные выступления. Постараемся сделать так, чтобы все наши «сборники» подошли к мировым первенствам (ныне 3 мы выступаем в классах 125, 250 и 500 см ) в полной боевой готовности.провести большую часть матчей первенства Советского Союза, стать чемпионами летних спартакиад народов Российской Федерации и СССР. О матчах во Франциижурнал «За рулем» у же писал. Могу только добавить, что мои товарищи по «Автомобилисту», а также Ю. А лексинскийи В. Захаров из полтавского «Вымпела» — все, к то выступал в форме сборной, сделали все возможное, чтобы укрепить авторитет советского мотобола, отечественного спорта в целом. И когда после окончания финального матча на трибуне для почетных гостей мне, к аккапитану , вручили Кубон Европы и над стадионом в честь нашей победы прозвучал Государственный гимн СССР, мы были по-настоя щему счастливы. Почетный приз в пятый раз получил советскую «прописку». Победа эта не случайна. Все наши клубы, и в особенности «Автомобилист», строят свою игру на высокой ездовой и физической подготовке мотоболистов. Т акие сложные приемы, к ак разворот на 180° при большой скорости, «гаревое» прохождение поворотов в левую и правую сторону, позволяет нам контролировать почти всю площадь поля, внезапно менять направление атак . Что же касается физической подготовки, то, вероятно, л учше всего о ней скажеттакой факт: больше всего мячей мы забивали вза ­ ключительных периодах, когда соперники — спортсмены Бельгии, Ф ранциии ФРГ явно уставали от предложенного нами высокого темпа. М ожно смело утверждать, что в своем развитии советский мотобол опередил европейский. Опередил настолько, что ему мешают некоторые пункты французс ких правил, по которым проводятся матчи Кубка Европы. Запрет, введенный зарубежными арбитрами на применение сложных, но для нас вполне естественных приемов, обедняет мотобол, делает его менее зрелищным. Думается, пять побед, о держанных нашей сборной, дают основание для составления нового свода правил с советскими мотивами. От этого мотобол только выиграет.ЧССР и ГДР. Естественно, мы учли этот урок. Пять побед, согласитесь, х ороший результат. Он базируется на всесторонней подготовке наших мотоциклистов. К ак правило, они кроссмены или многодневщ ики . Именно из этих видов соревнований пришлик нам в сборную О. Флоринс кий , Г. Я рыгин , А. Моськин и другие. В 1975 году в ГДР чемпион СССР пэ многодневке Г. Я рыгин , сделавший один промах при стрельбе (а за это полагается пройти штрафнойкруг ) , все-таки сумел благодаря высокой ездовой подготовке наверстать упущенноеи занять первое место. Побеждал он несколько лет подряд и вносил самый весомый вклад в успех нашей сборной команды.Есть у нас, тренеров, и трудности. Существующие в комплексном мотомногоборье возрастные ограничения вынуждают часто обновлять состав команды, непрерывно заниматься поисками , отбором. До сих пор нам удавалось находить резервы среди способной молодежи, занимающейся кроссом и многодневными соревнованиями. Резонно спросить, почему же вне поля зрения оказывались победители и призеры всероссийских и всесоюзных соревнований по мотомногоборью среди владельцев личных мотоциклов. Ведь, казалось бы, именно в родственном состязании нужно черпать пополнение. Все дело в том, что «личники», обладая неплохими навыками в стрельбе игранатометании , значительно, к ак правило, у ступают кроссменам и многоднев-щ икамв специальной ездовой подготовке. Пригласив их в сборную команду, прежде всего пришлось бы учить новобранцев технике езды на спортивных, более мощных мотоциклах. А это дело непростое. Легче, думается, выработать навыки в стрельбе игранатометании . Теперь, возможно, положение Изменится. Международные соревнования по комплексному мотомногоборью решенос нынешнего года проводить на серийных машинах (кстати, на этот раз они состоятся в Минске). Это уже создает предпосылки для более внимательного изучения возможностей тех, кто на личных мотоциклах оспаривает призы «За рулем». Хотелось бы только видеть на этих соревнованиях больше молодых участни ­ ков.ла модель класса 5 смз, з апущенная Н. Треневым. Третьим здесь был В. Якубович, Э. Черников стал третьим призером в классе 1,5 смз. Не менее успешно мы выступили во Франциив следующем году. Советские автомоделисты подтвердили, что они являются сильнейшими на континенте . За ними была победа в номандном зачете и два личных первых места (А. Ш илин — 1,5 смз и В. Попов — 2,5 смз). Новый мировой рекорд установил Попов. И наконец. н аша сборная вновь победила в 1975 году в Италии. В классе моделей 1,5 смз чемпионом и рекордсменом стал Б. Еремеев. Вторым в этой кубатуре был А. Клименко. В. Попов занял второе место в классе 2,5 смз. У спехинаших автомоделистов стали настолько привычными, что тому, к тоследит за их выступлениями, может показаться, будто это дается легко. Конечно, дело обстоит не так . За каждым дос тижением — большая, трудоемкая и нропотливая работа наших тренеров, спортсменов, являющихся подлинными энтузиастами увлекательного спорта. Сила автомоделизма в том, что им с успехом могут заниматься и школьник и , и люди в летах. И, думается, н аши победы на зарубежных нордодромах объясняются в первую очередь тем, что в сборной команде прекрасно сочетается дерзание молодежи с большим опытом, расчетливостью спортсменов, у же не раз выступавших на ответственных соревнованиях. Сейчас кандидатами в сборную являются 17-летний студент Тбилисского политехнического института Д. Чхаидзе и 38-летний А. Клименко —и нженер - к онструктор из Нинолаева. В составе нашей команды в основном инж енеры , хорошо знающие принципы работы двигателей, у меющие подобрать нужный металл и сделать цилиндр, поршень, опробовать модель, одним словом, подготовить ее на уровне современных требований. Кандидаты в сборную отбираются по результатам матча сильнейших и соревнований на установление ренордов, учитываются при этом и итоги чемпионата страны. Систематически проводятся учебно-методические сборы, где проверяется выполнение индивидуальных планов, доводятся модели. Готовясь к новым трудным испытаниям, н аши мастера работают над тем , чтобы их модели были самыми лучшими , самыми быстрыми.35