Зимние работы. чГГЛВяСтраничка мотоциклистаfffe Ъ&Щ '-5» ЩяАМШг^''''• • •/:•1\*Ш1й^Ы^Шк4: • •1. КИМ-10. отмеченный почетным знаком НТТМ-76, на «выездке» выглядел молодцом. 2. Специальный приз журнала «За рулем» получил Н. Пустовоиченко. сохранивший ГАЗ — 6 1 , на котором в первые годы войны ездил маршал И. С. Конев. 3. Перед началом; парада вокруг машин бурлила плотная толпа любопытных — «Скажите, это не ГАЗ—11-73? А почему не видно НАМИ-1?» 4. Самый древний из представленных ветеранов — «Бебе-Пежо» выпуска 1913 года. Фото Т . Дубейиовского, В. Ширшова, Н. Щербаковакружат по площади. Сверкают старые эмблемы, блики играют в рефлекторах фар, и довольно посапывают двигатели... Зрители получили возможность рассмотреть каждую машину со всех сторон, оценить ее сохранность, техническое состояние. А потом — «приговор» ж юри . Три главных награды — почетные знаки и грамоты выставки НТТМ-76 присуждены: А. И. Хлупнову — за самую старую модель, О. Р. Нестерову — за наилучшим образом сохраненный автомобиль (ГАЗ—Ml) и коллективу АЗЛК — з а прекрасно реставрированный КИМ—10. Заметим, что предок «москвичей» был встречен зрителями с особой теплотой. Специальным призом журнала «За рулем» был отмечен полковник в отставке Н. Н. Пустовойченко. Он любовно сохранил уникальную машину — ГАЗ—61. В начале Великой Отечественной войны она верой и правдой служила маршалу И. С. Коневу. На ее кузове — отметина от осколка. Небольшие вмятины на крыльях, чуть потускнела краска, но тем не менее ГАЗ—61 бодро, как и подобает бывалому бойцу, глядит высоко посаженными фарами. Когда шло награждение, долго не смолкали аплодисменты зрителей — каждый участник парада получил памятный подарок. Этот интересный праздник автомобильной истории надолго запомнился всем, кто его видел, кто принимал в нем участие. Н. ПОНОМАРЕВАОбычно в это время года мотоцикл отдыхает. У заботливого хозяина он законсервирован и стоит, накрытый попоной, в гараже или каком-нибудь укромном месте. Требующий ремонта Двигатель снят, разобран и без спешки с тщательной проверкой каждой детали восстанавливается, чтобы к первым теплым дням весны взреветь во всю мощь. Нередко, увлекшись одним важным агрегатом или, наоборот, полагая, что он в порядке, хозяин забывает о других, мелких неисправностях, которые заявят о себе потом, обычно в самый неподходящий момент. Чтобы этого не случилось, как раз сейчас стоит заняться ревизией всей машины. Начнем, как принято, с двигателя. Если он двухтактный, удаляем наружную грязь, снимаем цилиндр и очищаем его каналы и камеру сгорания головки от нагара. Полезно почистить и выпускные трубы, глушители. То же и для четырехтактного. Причем, если клапаны его не очень плотно прилегают к седлам, следует их притереть. Карбюратор промываем в ацетоне или растворителе до удаления смолистых отложений (при этом его лучше разобрать), а жиклеры дополнительно еще и продуваем шинным насосом. Поверх заборной трубки бензокраника стоит напаять колпачок из мелкой латунной сетки. Такая сетка практически не пропускает воду, которая может оставаться в бензине и порой доставляет неприятности при работе двигателя. Краник перед этим тоже надо продуть и промыть в ацетоне. Остается еще осмотреть и, если надо, отремонтировать поплавок карбюратора. После того, как эти работы будут проделаны, подтягиваем все винты половин картера и ставим на место снятые узлы и детали. Одновременно проверяем и, в случае необходимости, подтягиваем болты, крепящие педали переключения передач и стартера. Генератор достаточно очистить от пыли и удостовериться, что щетки (у генераторов постоянного тока) в держателях перемещаются свободно. В прерывателе проверяем целостность пружины и слегка зачищаем контакты стеклянной шкуркой. Смотрим, соответствует ли инструкции зазор между ними. Что касается остального электрооборудования, то надо позаботиться, чтобы изоляция проводов была целой, а их крепление надежным. Если встретятся скрученные соединения и концы проводов, их надо опаять мягким припоем (пользуясь канифолью, а не паяльными жидкостями). Поврежденные места обматываем изоляционной липкой лентой. Контакты переключателей типа П-200 обычно нуждаются в чистке. Внимательной проверки требует силовая передача. Сначала разбираем муфту сцепления и осматриваем диски. Поврежденные вкладыши заменяем или ремонтируем. Внутри пазов ведущего барабана сцепления иногда появляются «набитости». Они отрицательно влияют на четкость выключения сцепления, поэтомуих надо сравнять напильником. После сборки сцепление регулируем. Время зимней паузы — самое подходящее для осмотра, промывки и смазки ведущей цепи. Следует иметь в виду, что растянутую цепь можно укорачивать только на два звена. Если цепь растянулась больше, значит ее износ близок к критическому. Изношенную цепь рекомендуется заменять всегда вместе с ведущей зЕездочкой. В некоторых книгах по мотоциклу дается совет проклепывать звенья изношенной цепи. Но желаемых результатов это, как правило, не дает: цепь вскоре снова разбалтывается. Натяжение колесных спиц к концу сезона обычно ослабевает и, бывает, влечет за собой биение обода колеса, как говорят, колесо «восьмерит». В этом случае надо тщательно и равномерно натянуть спицы, чтобы устранить как радиальное, так и осевое биение. Переднее колесо полезно отбалансировать при помощи кусочков свинцовой ленты, наматывая ее на спицы в том месте, где участок обода наиболее легкий (обычно напротив вентиля). Такая операция помогает отдалить износ протектора шины и способствует устойчивости мотоцикла на высоких скоростях. Быть может, вы запамятовали, что на одной из камер была поставлена временная заплата на резиновом клее. Надо это вспомнить, извлечь камеру и сделать заплату из сырой резины методом горячей вулканизации. И наконец, проверяем все тросы управления. Если какой-либо из них нельзя отремонтировать, то обязательно заменяем новым. Важна и правильная укладка, чтобы исключить защемление их оболочки. В короткой статье невозможно подробно рассказать, как проводятся все названные работы. Да в этом, видимо, нет и нужды. Мы лишь назовем здесь номера журнала, где эти работы подробно описаны. В скобках указаны год, номер и страница журнала. Очистка от нагара глушителей (1975, 2, 38) и выпускных труб (1973. 4, 35). Ремонт топливного краника (1971, 3, 20). Дополнительный фильтр-сетка на кранике (1962, 4, 23). Ремонт поплавка карбюратора (1973, 7, 19). Ремонт ручки «газа» (1970, 3, 28). Притирка клапанов (1966, 6, 25). Съемник для клапанных пружин (1970, 2, 26). Закрепление педалей на испорченных шлицах галов (1971, 10, 17; 1973, 9, 36). Очистка контактов прерывателя (1965, 4, 14). Устранение рывков при включении сцепления (1974, 1, 34). Уход за ведущими цепями (1973, 4, 19). Устранение биения обода колеса (1973, 3, 38). Вулканизация камеры шины (1971, 7, 23). Приспособление для демонтажа шин (1973, 3, 36). Способ «остановить» трещину грязевого щитка и других облицовочных деталей (1972, 2, 38). Ремонт тросов управления и уход за ними (1970, 6, 26; 1971, 1, 25; 1975, 10, 20). Д. АБЕЗЬЯНИН 21