БАГГИО нем все еще спорят. Им продолжают восхищаться. Он поражает. Этот удивительный автомобиль — багги. А ведь совсем недавно его не было. Сегодня в это трудно поверить. «Специальность» багги — кросс по сильно пересеченной местности. Его доступность — в простоте. Его привлекательность — в просторе для технического творчества. Эти машины строят всюду — в клубах, спортивных лабораториях заводов, мастерских. Появились технические требования, и теперь багги уравнены в правах со всеми другими спортивными машинами. Юркие кроссовые автомобили уже вышли на всесоюзную арену. Летом будущего года в городе Цесисе состоится чемпионат страны. А минувшей осенью ЦК ДОСААФ СССР организовал первый Всесоюзный кросс на этих машинах. Дистанция соревнований, проходивших в Рязани, составляла 7500 метров. Все участники, а они представляли семь республик, семь областей РСФСР, города Москву и Ленинград, стартовали в трех классах (по три заезда). Так как в первом классе (до 350 см1) участников не было, победители определялись во втором (до 1300 см') и третьем (свыше 1300 СМ3), где к соревнованиям допускались спортсмены не ниже первого разряда. Кроме того, гонщики второго спортивного разряда состязались отдельно — в объединенном классе. Так что первый Всесоюзный кросс оказался довольно представительным. Были среди участников и теке, рылся в подшивках журналов и газет, выискивая информацию о багги. Улов был невелик, и тогда Володя понял: машину одному не построить, нужно искать сотоварищей. Такие, конечно, нашлись, и вскоре в спортивно-техническом клубе при Управлении главного конструктора завода появилась группа багги. В нее вошли: инженер-дизайнер Сергей Якимов, инженериспытатель Борис Дидковский, инженертехнолог Александр Буренков и «играющий тренер», водитель-испытатель Владимир Чернухин. Потом группа пополнилась еще несколькими энтузиастами. Строить машину, как и полагается, начали на бумаге. Не мудрствуя лукаво, за основу решили взять «Жигули» — все же заводы-соседи. Над ватманом корпели инженеры, по «железу» работал Владимир Завьялов, бригадир комсомольскомолодежной бригады слесарей-сборщиков в экспериментальном цехе. С самого начала было решено строить багги с учетом эстетических требований конструиро-Парни с КамАЗаМашина с надписью «КамАЗ», пофыркивая, остановилась около рязанской автошколы ДОСААФ, и в списке спортсменов, выступавших на багги третьего класса, появилась строчка: Владимир Чернухин, стартовый номер 65. Чернухин первым на КамАЗе «заболел» этими маленькими, юркими машинами. Днем он испытывал многотонные грузовики, а по вечерам засиживался в библиоНЕУДАЧНИК НЕУДАЧНИКУ РОЗНЬХвала победителям, но поговорим о проигравшихЭтот несколько необычный отчет начнем с цифр, которые в какой-то степени дадут читателям журнала представление о XIX чемпионате СССР по авторалли. Итак, эстонский город Выру — старт и финиш соревнований. Дистанция — чуть менее 1400 километров. Три круга: первые два определяют сильнейшие команды, на заключительный, самый трудный, допускают лишь 20 лучших экипажей от каждого класса машин. Им и разыгрывать медали первенства страны. 1400 километров — это в основном гравийные дороги северной, центральной и южной областей Эстонии, это 21 контрольный пункт времени, это 25 скоростных участков, общая протяженность которых около 170 километров, это две кольцевые гонки. В закрытый парк соревнований после технического осмотра поставлено 130 автомобилей — серийных, с незначительными усовершенствованиями, разрешенными в рамках группы 1. А их хозяева — 260 водителей и штурманов, представляющих 15 союзных республик, города Москву и Ленинград, 19 команд от ДСО и ведомств, а также 38 низовых коллективов, — еще раз углубляются в маршрутные карты и проверку «стенограмм» скоростных участков. 22 Принято считать, что перед стартом все равны, все имеют одинаковые шансы на одну из наград. Однако достаточно лишь всмотреться в автомобили участников, чтобы убедиться: это не так. Вот новенькие «жигули», «москвичи» и «волги» — для них знакомство с трассой еще впереди. На черную, подготовительную работу они не тратили сил: это за них сделали запасные, экс-боевые, тренировочные машины. А те, что повезут своих гонщиков по дорогам ралли, снаряжены, что называется, по первому разряду: на приборном щитке в полном комплекте спидпилоты, твинмастеры. Рядом с этими раллийными красавцами стоят автомобильные золушки. Никакая косметика не способна скрыть их истинный возраст — на своем автовеку они многое повидали, и предстоящие сотни километров скорее всего обернутся для них очередным «инфарктом». Что же касается приборов, то здесь в лучшем случае увидишь самоделки, а то просто таксомоторные счетчики — рубли и копейки штурманы видят в ходе гонки как километры и метры пройденного пути. Что ж, — скажет болельщик, искушенный в тонкостях ралли, — в автоспорте, как и вообще в спорте, есть свои лидеры и аутсайдеры, но только здесь они бывают сразу различимы по своему техническому оснащению. А в остальном все то же. Лидеры, как правило, в центре внимания, им уделяется главное место в отчетах о соревнованиях, им аплодисменты, призы. А вот неудачники всегда в тени. Но давайте на этот раз изменим традиции и поговорим именно о тех, кто не смог закончить состязание или занял место, обозначаемое двузначной цифрой. Выясним: почему это случается? И все-таки прежде воздадим должное победителям. Литовские гонщики К. Гирдаускас с напарником И. Сагатаускасом, С. Брундза со штурманом Э. Повилайтисом и на этот раз подтвердили свое мастерство, став чемпионами страны соответственно в 7-м (ВАЗ —21011) и 8-м (ВАЗ —2103 и «Москвич—41 2») классах машин. В 10-м классе, на «волгах», победу праздновал эстонский экипаж В. Хянникайнен — М. Паас. А теперь о неудачниках. В их рядах оказались не только хозяева автомобилей-ветеранов. Многократные чемпионы Эстонии Айво Тамм и Вальдар Нуум первый круг закончили лидерами и не без основания рассчитывали на успех. Все планы перечеркнул нелепый случай — неожиданно на одном из участков трассы появился грузовик. Водитель его грубо нарушил правила движения. Высокое мастерство гонщиков помогло избежать катастрофы. На место происшествия были вызваны сотрудники Госавтоинспекции. Их приезда ждали три с половиной часа. В итоге водитель грузовика был строго наказан, но еще большее наказание получили спортсмены. поскольку