Спор решили моторыПочему наши гаревики неудачно выступили в чемпионате мира«Пусть победит сильнейший»... Кто из причастных к спорту людей не знаком с этими прекрасными словами, которые с давних времен предваряют малые и большие соревнования, призывают к честной спортивной борьбе. Звучат эти слова и на состязаниях автомобилистов и мотоциклистов, хотя успех здесь зависит не только от твоего умения, смелости, а в не меньшей мере от той техники, которой ты располагаешь. Об этом думалось на стадионе польского города Хожува, где проходил личный чемпионат мира по спидвею, когда гремели в закрытом парке всеми своими восемнадцатью глотками прогреваемые «веслейки», «стеферсоны» и ЯВЫ. В этой мысли утверждались мы, видя, как заезд за заездом наши ребята последними пересекали финишную линию и привозили «по нулю» очков. В этом мнении укрепились после окончания чемпионата, когда братья Валерий и Владимир Гордеевы замкнули турнирную таблицу, заняв соответственно пятнадцатое и шестнадцатое места. Такого давно не знали советские гаревики. Мы бы, наверно, меньше переживали, если бы имели моральное право упрекнуть спортсменов в слабой подготовке, посетовать на плохую дорожку, намекнуть на необъективность судей... Но ничего этого не было. Вы уже, очевидно, поняли, чем объяснить столь слабое выступление нашихлучших гонщиков. Речь идет в первую очередь о технике. История гаревых гонок, наверное, никогда бы не была написана, не будь чехословацких мотоциклов ЯВА. Многие годы лучшие гонщики мира, сменяя друг друга, завоевывали на них громкие титулы, получали медали и лавровые венки. И вопрос о том, кому подняться на высшую ступень пьедестала почета, действительно решался искусством гонщика — ведь все ехали только на ЯВАХ. Но вот в прошлом году на гаревых дорожках эти мотоциклы появились с более мощными моторами английской фирмы «Веслейк», имеющими четырехклапанные головки вместо двухклапанных «явских». И сразу произошло «перераспределение сил». На первые места выдвинулись английские гонщики, вооруженные этой техникой (о чем, кстати, шел разговор еще в статье «Рыцари в красных нашлемниках», «За рулем», 1975, № 12). Однако новые моторы требовали новых навыков от гонщиков — не там, где прежде, нужно было «закрывать ручку» и не там «открывать». И потому первый год «веслейки», вроде бы, не имели решающего преимущества, несмотря на свои лишние 6—8 сил. (Мы не рассказываем подробно о двигателях; это сделано в статье «Четыре больше, чем два?», «За рулем», 1976, № 11.) В нынешнем году все переменилось. На чемпионат мира в Польшу практически все ведущие гонщики приехали либо на «веслейках», либо на «стеферсонах» — особых моторах, имеющих стандартный «явский» «низ» и специальную австралийскую четырехклапанную головку. Преимущество их теперь уже было столь очевидным, что советская команда еще до начала соревнований фактически оказалась «в последнем вагоне». А гонки только подтвердили: наши ребята умеют брать старт, умеют проходить повороты, не уступая никому из «великих». Но могучие двигатели уносят, особенно заметно на прямой, соперников вперед, и никакое мастерство не может этому помешать. Чемпионат убедительно доказал, что в гаревом спорте произошла своя революция, которую, по выражению польских коллег, мы «проспали». Урок не очень приятный. Но выводы из него могут быть еще более далеко идущими. Естьоснования предполагать, что нынешней зимой «веслейки» перекочуют на ледовые мотоциклы. И тогда, если мы попрежнему не примем мер, борьба за звание чемпиона мира в гонках по льду может развернуться не по нашему сценарию. Конечно, те, кто отвечает за «вооружение» советских «гаревиков» и «ледовиков», отдают себе отчет, насколько серьезно положение. А раз есть ясность, пора действовать. Мы не ставили своей целью определять как именно. Польские товарищи, скажем, закупили партию «веслейков» и смогли намного успешнее, чем в прошлом году, выступить на личном и командном чемпионатах мира. Есть и другие пути. Например, создание во ВНИИмотопроме или на одном из мотоциклетных заводов собственной конструкции двигателя, не уступающей тем, что были представлены в Хожуве. Можно предположить, что чехословацкие мотоциклостроители, ведущие работу над четырехклапанной ЯВОЙ и добившиеся заметного успеха, обеспечат нас такими мотоциклами, поскольку ДОСААФ является крупнейшим потребителем спортивных машин. Любой вариант приемлем, если он гарантирует скорейшую ликвидацию отставания. Итак, главная причина неудачи — несоответствие техники. Но это не единственный вывод. На тренировках, в перерывах между заездами, в гостинице мы встречались со многими спортсменами и тренерами, и они подтвердили то, о чем уже говорилось не раз. Ведущие зарубежные гонщики стартуют в три раза чаще за сезон, чем наши. Те же Маугер, Коллинз, Мюллер, Симмонс и другие встречаются между собой не один десяток раз за сезон. Наши лидеры видят их от силы в десяти заездах. А ведь без знания соперника трудно говорить о победе над ним. Тут есть над чем подумать. Наш мотоспорт — спорт, любительский. Но это вовсе не значит, что по мастерству советские гонщики должны уступать профессионалам, если намерены всерьез поспорить за мировые титулы. И тут, видимо, не мудрствуя лукаво, следовало бы взять на вооружение опыт, накопленный нами в других видах спорта. Например, в теннисе. Такой мастер, как Метревели, смог добиться громких побед и мирового признания неТАБЛО ЧЕМПИОНАТОВЧемпионат СССР по автомобильному кроссуТАБЛО ЧЕМПИОНАТОВТАБЛО ЧЕМПИОНАТОВ1. Б. Юдин (Белорусская ССР); 2. К. Ошиньш; 3. И. Тилл (Эстонская ССР); 4. Я. Берзнньш; 5. Э. Силиньш (оба — Латвийская ССР); 6. X. Ярвенюльг (Эстонская ССР). 350 см 3 А: 1. Б. Юдин; 2. Л. Теесалу (Эстонская ССР); 3. Р. Айзстраутс; 4. Б. Агапитов (РСФСР): 5. С. Мете (Эстонская ССР); 6. Р. Патнашвили (Грузинская ССР). 350 см3 Б: 1. А. Московка; 2. Л. Теесалу; 3. Р. Лонч; 4. И. Блюмфельдс (оба — Латвийская ССР); 5. 3 X. Ярвекгольг; 6. Б. Агапитов. 500 см с коляской: 1. В. Меркушин — В. Зайковский (Молдавская ССР); 2. Т. Сапас — А. Сапас; 3. Я. Вилерт — Т. Карус (оба экипажа — Эстонская .ССР); 4. А. Мельников — В. Седов (РСФСР); 5. Э. Вакс—X. Аалбок; 6. М. Метсик —Т. Рюндва (оба экипажа — Эстонская ССР). 750 см 3с коляской: 1. П. Каар. — В. Метсавийр (Эстонская ССР); 2. В. Паршин—Л. Барашов (Украинская ССР); 3. А. Сибирцев — П. Сосновскис (РСФСР); 4. Э. Ауэиньш — X. Раса (Латвийская ССР); 5. Л. Крумм — К. Леппнер (Эстонская ССР); 6. Э. Вакс —X. Аалбок. Командный зачет: 1. Белорусская ССР; 2. Латвийская ССР; 3. РСФСР; 4. Эстонская ССР: 5. Украинская ССР; 6. Молдавская ССР.Чемпионат СССР по шоссейно-кольцевым мотогонкам Личный зачет. Юноши. 125 см 3 : 1. Г. Нийнепуу (Эстонская ССР); 2. К. Савицкас (Литовская ССР); 3. О. Козинда (Латвийская ССР); 4. В. Юдин (Москва): 5. Л. Калняйс (Латвийская ССР); 6. И. Нагибин (РСФСР). Женщины. 175 см3: 1. Л. Тулл (Эстонская ССР); 2. Н. Гуреева (Казахская ССР); 3. 3. Решетника (Латвийская ССР); 4. X. Коломм; 5. В. Сепала (обе — Эстонская ССР); 6. А. 3Федоренкова (РСФСР). Мужчины. 125 см А: 1. К. Ошиньш (Латвийская ССР); 2. М. Кравченко (Белорусская ССР); 3. И. Антонов (РСФСР); 4. В. Митрофанов (Молдавская ССР); 5. А. Кириллов (Москва); 6. А. Епифанов (Латвийская ССР). 125 смз Б: 1. А. Олейников (Москва); 2. Р. Айзстраутс (Латвийская ССР); 3. В. Лепик (Эстонская ССР); 4. А. Шеренс (Латвийская ССР); 5. Р. Паурис (Литовская ССР); 36. А. Калачев (Белорусская ССР). 175 см Б: 1. А. Московка; 2. М. Кравченко (оба — Белорусская ССР)3. В. Шилов (Латвийская ССР); 4. Э, Пуу (Эстонская ССР); 5. Т. Маро (Ленинград); 6. А. Олейников (Москва). 250 см3 А:Личный зачет. 1-й класс (ГАЗ—69, УАЗ—469): 1. В. Кулагин: 2. Ю. Александров (оба — Москва); 3. А. Кузнецов (РСФСР); 4. А. Карпенков; 5. В. Карпов (оба — Москва); 6. С. Дзобаров (Узбекская ССР). 2-й класс (ГАЗ —51): 1. В. Ященко (Москва); 2. В. Ершов (РСФСР); 3. Е. Телепнев (Москва); 4. Г. Спивак (РСФСР); 5. Р. Куусмик; 6. Э. Пээтс (оба — Эстонская ССР). 3-й класс (ГАЗ —53): 1. X. Абазов; 2. А. Блощаневич; 3. В. Мосин (все — РСФСР); 4. В. Кичапов (Москва); 5. Л. Логвин; 6. Н, Томилин (оба — РСФСР). 4-й класс (ЗИЛ —130): 1. Ю. Асалин; 2. В. Сурнин (оба — Москва); 3. А. Гребенчук; 4. В. Куликов (оба — РСФСР); 5. И. Моисеенок (Москва); 6. В. Жердецкий (Украинская ССР). Командный зачет: 1. РСФСР; 2. Москва; 3. Узбекская ССР; 4. Украинская ССР; 5. Грузинская ССР; 6. Эстонская ССР.24