Советские спортсмены на зарубежных трассах АвтогонкиОчередные этапы Кубка дружбы социалистических стран состоялись на трассах городов Мост (ЧССР), Торунь (ПНР) и Хавиржов (ЧССР). По итогам сор евнований советский гонщик М. Лайв занялпризовое место. III этап (ЧССР). Класс А2-1300 смз. Личный зачет: 1. 3. Войтех (ЧССР), «Шкода130РС»; 2. Б. Энге (ЧССР), «Шкода-120С»; 3. В. Анкуда (СССР). ВАЗ —21011; 4. В. Том ашек (ЧССР). «Шкода-110»: 5. А. Замыслов (СССР), ВАЗ —21011: 6. Л. Томас (ГДР). «Шкода-120С». Командный зачет : 1. СССР; 3 2. ЧССР: 3. ГДР. Класс Б8-1300 см . Личный зачет: 1. И. Черва (ЧССР), «Металэкс-102»; 2. К. Илек (ЧССР), «Металэкс-103»; 3. А. Патлейх (ЧССР), «Металэкс-102->; 4. И. Ванчура (ЧССР), «Металэкс-103»; 5. У. Мелькус (ГДР). «Мелькус-специал»: 6. И. Шмид (ЧССР). «Металэкс-102»: 7. М. Лайв (СССР), «Эстония — 18М». Командны? з ачет : 1. ЧССР; 2. СССР: 3. ПНР; 4. ГДР. IV этап (ПНР). Класс А2-1300 см 3 . Личный зачет: 1. О. Брунцлик; 2. О. Хорсак; 3. М. Жид (все — ЧССР), все — «Шкода-130РС»; 4. В. Вайшвила (СССР). ВАЗ —21011; 5. Энге; 6. Замыслов: 7. Ю. Крюков (СССР). ВАЗ —21011. Командный зачет: 1. ЧССР; 2. СССР; 3. ГДР. Класс Б8-1300 см 3 . Личный зачет: 1. Илек; 2. Черва; 3. П. Самохил (ЧССР). «Металэкс-102»; 4. X. Линднер (ГДР). ХТС; 5. Лайв; 6. В. Греков (СССР). «Эстон ия — 18М»; 7. В. Б арковский (СССР). «Эстония —18М». Командный зачет: 1. ЧССР; 2. СССР; 3. ГДР; 4. ПНР. 3 V этап (ЧССР). Класс А2-1300 см . Личный зачет: 1. Жид; 2. В. Минарик (ЧССР). «Шкода-130РС»; 3. Войтех... 9. Крючков; 10. Вайшвила... 13. З амыслов . Командный зачет: 1. ГДР; 2. СССР; 3. ЧССР. Класс Б8-1300 см 3 : 1. Черва; 2. Самохил; 3. Ванчура: 4. Илек; 5. Ф. Валович (ЧССР). «Металэкс-103»; 6. Лайв; 7. Греков; 8. Барковский. Командный зачет: 1. ЧССР; 2. СССР; 3. ГДР. Итоговый результат . Клас>. А2-1300 смз. Личный зачет: 1. Брунцлик; 2. Жид; 3. Войтех; 4. Крюков... 6. Анкуда. Командный зачет: 1. ЧССР; 2. СССР; 3. ГДР. Класс Б8-1300 смз. Личный зачет : 1. Черва; 2. Илек; 3. Лайв; 4. Самохил; 5. Ванчура; 6. Патлейх; 7. Греков... 12. Барковский. Командный зачет: 1.ЧССР; 2. СССР; 3. ГДР; 4. ПНР.СПРАВОЧНАЯ СЛЫЖБА— — in вин мнит ВОДИТЕЛИ МЕЖДУНАРОДНЫХ ЛИНИЙЧитатели журнала А. Зубков из Волгоградской области, В. Вавилов из Ленинграда, многие другие спраши ­ вают о порядке и условиях приема на работу в «Совтрансавто». Вот что сообщили нам в Главном управлении международных автомобильных сообщений («Совтрансавто») Министерства автотранспорта РСФСР. «Совтрансавто» осуществляет международные автомобильныеперевозки грузов ипассажироввзарубежныестраны Европы и Азии. Интенсивно развивается в последние годы сообщение между СССР истранами — ч ленами СЭВ, а также Францией , ФРГ, Ш вейцарией , Финляндией, Бельгией, Ираном и рядом других государств. Для выполнения перевозок грузов ипассажировотбираются водители первого и второго классов, имеющие образов ание8 —10 классов, п оложительно зар екомендовавшие себя на работе и, безусловно, годные по состоянию здоровья. Возраст — от 25 до 55 лет. Само собой разумеется , что желающиеработатьв «Совтрансавто» д олжны отлично знать технику, иметь богатый опыт вождения большегрузных дизельных автомобилей. Водители, допускавшие дорожно-транспортные происшествия, и мевшиенаказания за различные нарушения правил движения , трудовой дисциплины, не могут претендовать на место за рулем в «Совтрансавто». П ринятые на работу товарищи перед международными рейсами проходят подготовку на курсах по специальной прог рамме . к отораяпредусматривает изучение особенностей конструкции подвижного состава и вождения по дорогам зар убежных стран, изучение иностранного языка , выработку навыковпользованияразговорникоми др. После сдачи экзаменов по этой программевыдается спец иальное удостоверение. А втотранспортныепредприятия системы «Совтрансавто» с ами не нанимают водителей для международных перевозок. а отбирают их согласно разнарядкам . За всеми разъяснениями необходимо обращаться непосредственно на предп риятия , которые находятся в городах: Ашхабад, ул. Щорса, 96; Баку-108. пос. Дарнаюль, квартал 31/05; Брест; ул. Янки Купалы, «Совавто-Брест»; Брянск, ул. Советская, 88; Вильнюс, ул. Веркю, 44; Киев, ул. Ж меринская . 26; Куйбышев, ул. Р еволюционная , 70; Минеральные Воды, ул. Советская. 114-а; Минск, ул. Серова, 4; Москва, ул. Молодогвардейская, 58 («Совавто-Москва»); Москва, ул. И ловайская , 38а (ПАПМС); Мукачево, ул. И ндустриальная , 1; Одесса, ул. Авдеева, 1; Рига, ул. Раудас, 12; Ростов-на-Дону, ул. Крупской, 82; Таллин, Тартуское шоссе, 15; Ужгород, ул. Радищ евская , 2.ним по кооперациипоставлял ЗИС (ныне ЗИЛ), а коробки передач — другой столичный автомобильный завод — КИМ (ныне АЗЛК). Одновременно М—72 осваивалиив Харькове, п ричемдвигатели поставлял по кооперациикиевский завод медицинских инструментов (ныне мотоциклетный завод). В начале войны московский мотоцикл етныйзаводэвакуировалив Ирбит, где с 1942 по 1956 гг. с конвейера сходила машина М—72, а с 1956 по 1960 гг. — мод ернизированная модель М — 72Н. К выпуску мотоциклов М—72 в годы войны приступил игорьковскийзавод «Красная Этна», к оторый строил их до 1951 года. С 1951 года производство мотоциклов М — 72 развернулнарядусирбитским киевский завод, к оторый продолжал его до 1960 года, когда перешел на более сов ершенную модель. Таким образом, мотоцикл М—72 в разное время строили пятьразных предприятий, и неудивительно, что на этих машинах не было заводской эмблемы — завод-изготовитель был указанлишь на трафаретке , п омещавшейся на рулевой колонке рамы .ПРОЩАЙ, «ПАННОНИЯ»Ю. Донцов из Орла просит уточнить, выпускаются ли в настоящее время в ВНР мотоциклы «Паннония». Ч епельскийметаллургическийи машиностроительный комбинат прекратил производство мотоциклов «Паннония». В связи срастущим спросом на велосипеды было приняторешениерасширить их выпуск. реконструировав цехи, и в 1978 году изготовить на освободившихся площадях полмиллиона велосипедов разн ых типов, что почти в два раза прев ышает их выпускв 1975 году. Чепельский комбинат строил мотоциклы марок ВМ, п озже — «Чепель» и «Паннония».«ВИНИЛОВАЯ КРЫША»Автолюбитель Г. З ирнис из Клайпеды интересуется , влияет ли так называемая виниловая крыша на максим альнуюскоростьавтомобиляи расход топлива . П рименяемое иногда на легковых автомобилях декоративноепокрытиеверха кузова чернымполихлорвиниловым материалом, и меющимзернистую фактуру, о трицательносказывается на динамических и экономических показателях автомобиля. Шероховатая поверхность «виниловой крыши » у величивает аэродин амическоесопротивлениемашины . По данным зарубежных испытаний , такое покрытиеснижает на 5 — 7 км/час макс имальную скорость и приводит к некоторому увеличениюрасхода горючего.МотокроссТрадиционный командный кросс «Трофей наций» в классе 250 см3 проходил вШвейцарии . Победили спортсмены Бельгии. Большого успеха добилась сборная СССР (В. Кавинов. Г. Моисеев, А. Овчинников. Ю. Худяков), к отораявыступала на мотоциклах КТМ. Советские моток россмены провели соревнованияс большим подъемом ивышли на второе место. В шестерку сильнейших вошли команды : 3. ЧССР; 4. Швеция; 5. Англия; 6. США. На командном «Мотокроссе наций» (класс 500 см 3 ) п ервенствоваласборная Бельгии. На последующих местах — с портсмены Голландии, ФРГ, СССР, США и Англии. Сборная ЧССР не получила зачета.ТРЕХСЛОЙНОЕ БЕЗОПАСНЕЕ«Насколько я знаю, — п ишетв ред акцию Г. Чхеидзе из Тбилиси, — лобовые стекла старых машин , таких, к ак ГАЗ — 21, «Москвич — 4 08 » , прочнее устанавливаемых на «Жигули». Почему автомобили ВАЗ оборудованы другими стеклами?» М еханическаяпрочностьлобовых стекол ГАЗ—21 и «Москвича — 408» действительно выше , чем у «Жигулей». Эти стекла подвергаются при изготовлении специальной термической обработке иназываютсязакаленными . Сильный удартакое стекло выдерживает , но покрыв ается при этом густой сетью трещин . Густота их порой так велика, что водитель теряет видимость. Поэтому, по соо бражениям безопасности, лобовые стекла автомобилей целесообразно делать трехслойными (два стекла соединены между собой прозрачнойклейкой пленкой). Прочность стекол от этого несколько уменьшается , но при ударе на них образуется несколько редких трещин или сквозное отверстие, что почти не ухудшает видимость, а осколки не разлетаются — их удерживает клейкая пленка. Применяются на автомобилях ВАЗ изакаленные стекла, но для дверей и заднего окна. В настоящее время трехслойные безопасные лобовые стекла уже разработаны для «москвичей» моделей «J.509» и «1360» (см. «За рулем», 1976, № 1); предполагается со временем применить такие стекла и на «Волге».«СТАРИНА» М - 7 2«Мотоцикл М —72 хорошо знаком многим, — [пишет нам С. Никонов из Мурманской области. — Я слышал, что кроме ирбитсного завода его выпускали и другие предприятия . Какие и когда?» Перед началом Великой Отечественной войны в Москве на базе завода «Искра» были организованыопытный завод и ведущее конструкторское бюро по тяжелым мотоциклам. Там под руководством главного конструктора Н. П. Сердюка вкороткие сроки коллектив инженеров разработал чертежи мотоцикла М — 72, р ассчитанного на работувтяжелых дор ожных условиях. Производство этой модели удалось освоить врекорднокороткий срок — за год. и в 1941 году бывший московский велосипедный завод приступил к выпуску мотоциклов М —72. Двигатели кРаллиНа седьмом этапе первенства мира среди марок — р алли «Тысяча озер» в Финляндии — традиционно выступалисоветские спортсмены. Год от года их результаты становятся все выше . На этот раз К. Гирдаускас и В. Р ожукас . стартовавшие на ВАЗ — 2103, заняли 15-е место в абсолютном зачете. Победителями ралли стали финны М. Ален и И. К ивимяки на «ФИАТ-131абарт». В тройку сильнейших вошли экип ажи П. А йриккалаи Р. Виртанен (Финляндия) на «Форд-эскорт-РС1800», а такж е X. Миккола (Финляндия) и А. Герц (Швеция) на «Тойота-целика». 18