Автоэкспедиция журнала «За рулем»В ДОРОГУ ПОЗВАЛА ИСТОРИЯ!Шахтерский город Донецк очаровывает широкими проспектами, зеленью парков и скверов, массой цветов, чистотой улиц. Очаровывает и внушает уважение к его людям. Все-таки 105 огромных терриконов, нависающих над городом (нам называли эту цифру), — грозная сила, сулящая немалые неприятности. Справиться с ней было не просто. Потребовался огромный многолетний труд сотен тысяч людей, объединенных общим стремлением... В Донецке, как и на всем пути, нас интересовали военно-патриотические дела. В папке с архивами лежала критическая заметка, напечатанная в нашем журнале № 19 за 1937 год. мест в республике. Это не легко, уверяю вас. Область сложная, самая большая на Украине и вторая в стране по численности населения. И готовим мы специалистов массовых технических профессий больше, чем даже некоторые республики. А если говорить о водителях, то число автомобилистов и мотвциклистов, обученных для народного хозяйства в организациях ДОСААФ за год, составляет примерно 27 тысяч человек! Я говорю «примерно», потому что год от года эта цифра растет. Любому ясно — обучить столько людей, и при этом обучить хорошо, можно, только располагая мощной базой, имея опытных преподавателей. У нас эта база выглядит так: сотни учебных автомобилей и мотоциклов. Что касается преподавателей, то большинство из них работает в нашей системе до десяти лет и больше. Многие имеют высшее и среднее техническое образование. К примеру, в артемовской образцовой автошколе таких 11 человек, и все получили образование, у же работая в ней. Кстати, артемовская школа два года подряд оставляет позади нашу донецкую, тоже образцовую. Как говорится, обидно, но факт. У руководства школами стоят офицеры запаса, коммунисты. Они умеют ис людьми работать и порядок поддерживать. А где порядок — там успех... Сказать о тех пунктах, что названы в заметке? Пожалуйста. Первым упомянут учпункт в Славянске. Там у нас сейчас городской спортивно-технический клуб. По итогам соревнования последние три года он занимает первое место в области, экзамены там люди сдают, как правило, с первого раза. В Красном Лимане также есть СТК. Сейчас для него строится новое здание. Этот клуб занимает три года первое место по оборонно-массовой работе среди сельских. Да, там в заметке упомянуто еще о «выбракованных машинах». Так вот, только за последнюю пятилетку парк учебной техники у нас вырос в три раза и главным образом пополнился автомобилями последних моделей. Это, к о ­ нечно, благотворно сказалось на качестве обучения. При всем желании мы не смогли побывать ни в Славянске, ни в Красном Лимане, ни в Артемовске. Но мы прошли по классам донецкой образцовой автошколы ДОСААФ , увидели ее гаражи и автомобили, стали свидетелями того, как строгие военные экзаменаторы проверяли навыки и знания курсантов. Мы увидели огромные светлые помещения, где проходят лабораторно-практические занятия. Поговорили с теми, кто готовит здесь шоферов. И теперь с полной уверенностью можем заявить: донецкий ДОСААФ отлично готовит водителей!.. В донецкой образцовой автошколе ДОСААФ. Идут экзамены. Председатель экзаменационной комиссии майор-инженер В. Куценко беседует с курсантом В. Галагузом (фото справа). фото В. Князева«За рулем», 1937, № 19. В областном комитете ДОСААФ эту заметку взялся прокомментировать заместитель председателя И. В. Рохлин.Из рассказа Ивана Васильевича Рохлина, заместителя председателя донецкого обкома ДОСААФ— Любопытные строчки, ничего не скажешь. Так это когда было напечатано? Ого, почти 40 лет назад! Что ж, наверное, критика пошла на пользу — областная оборонная организация давно и уверенно занимает одно из ведущих О тДонецка до райцентра Старобеше во — около 30 километров отличного асфальта. Н аш « И Ж - К омби » , привыкший пожирать километры сотнями, справляется с ними в считанные минуты. Спрашиваем первого встреченного на улице мотоциклиста, где райкомДОСААФ . О н улыбается широкоидружелюбно : — Здравствуйте! Я председатель райкома Константинов. Выехал вас встречать! А райком находится водном пом ещении со спорттехклубом. П оезжайте за мной...г>ГЛАВНОЕ КАЧЕСТВО ПАШИ АНГЕЛИНОЙКогда в 1031 р. при Старо-Бешовсяон МТС, ДоноикоП области, местная колхоэница-toucoнолка Пата Лягголнна организовала свою пер' вую женскую тракторную бригаду, колхозники смеялись: - Пустая это затея... Но за свое дело девчата берутся-. Не верили .Kftfyfifl""*" что такие CJIOJ обработать 1952 гектара, а обработала 2 578 гектаров, выполнив задание на 132V<. — И тогда в дирекцию МТС посыпались заявления от всех колхозов,— рассказывает Паша. — Пожалуйста, пришлите нам женскую бригаду, пускай она возьмет на буксир наших трактористов-мужчин. Они плохо работают и не выполняют плановых пгттпщ||ЦвиЪ йвнга*£41а аСПИз рассказа Леонида Савельевича Константинова, председателя старобешевского райкома ДОСААФ— Вот вы в начале нашего знакомства спросили, помним ли о своей знатной землячке. Я вам тогда не ответил и прямо повез вмузей Паши Ангелиной. Вы его посмотрели, и теперь формально, наверное, на тот вопрос можно бы не отвечать. Но я-то понимаю, что спрашивали вы не просто, а, если можно так выразиться, с подтекстом: дескать, п омним ли мы, досаафовцы, ту Пашу, которая была активной осоавиахимовкой. Верно я понял? А если верно, то попробуюи ответить как могу. Имя Паши Ангелиной стало известно всей стране в 1935 году, когда еежен ­ ская тракторная бригада добилась не ­ бывалого успеха: вспахала 1250 гектаров. А в 1938 году Паша Ангелина на всю страну бросила клич: «Сто тысяч подруг — на трактор!» И не прошло двух месяцев, как ЦКВЛКСМ сообщил: на призыв откликнулось 200 тысяч де ­ вушек из России, Белоруссии, Казахстана, С редней Азии, Закавказья... Почему об этом вспоминается? Д а потому, что в этом уже видна Ангелина-патриотка. Д ело ведь было не только в самом факте — вот, дескать, девушки управля-ют тракторами не хужемужчин . О на смотрела дальше, отчетливо понимала, что в случае войны девушки смогут за ­ менить своих отцов, братьев. И именно так произошло спустя всего три года! Вы, конечно, в музее обратили внимание на грамоту, которой награждена была в январе 1939 года «капитан пулеметной команды тракторной бригады П. Н. Ангелина». Вот еще одно свидетельство того, как относилась Паша к оборонным делам. Ее команда заняла тогда первое место в заочных соревнованиях пулеметчиков, в которых участвовало свыше 5000 юношейи девушек. Ну, и таких фактов можно было бы привести множество. Ангелина- всегда воспринимала деятельность Осоавиахима как исключительно важное инужное дело. И рядомс самыми высокими наградами носила значки «Ворошиловский стрелок», «Готов к труду и обороне». Из личных впечатлений, а у меня есть и такие, я ведь работал в ее бригадев 1956—1957 годах, могу сказать, что и на стане (помните этот стан? М ы туда заезжали, он и сейчас носит имя дважды Героя Социалистического Труда П. Н. Ангелиной) она поддерживала же ­ лезную, почти армейскую дисциплину. Много внимания уделяла спортивным занятиям молодежи. А если говорить о мотоциклах, так она добилась того, что все члены ее бригады имели личные мотоциклы, да ещеи одного цвета. Устраиваются соревнования — и мы выставляем готовую коман ­ ду! Я понимаю, что мало просто помнить об этом, н ужно развивать оборонную работу. И менно этим мы и занимаемся изо дня в день. Цифры, если хотите, м о ­ гу назвать — они мнеи ночью снятся: 84 первичные организации в районе, 26,5 тысячи членов; за прошлый год проведено 589 соревнований, в том числе около 50 автомобильных ипримерно 30 мотоциклетных. И учебную работу ведем. План перевыполняем вдвое, а очередь все равно остается. Вы ведь видели, сколько у нас в селах мопедов? Так мы и мопедистов обучаем, Только в 75-м году выпустили 105 человек. Учатся охотно, и аварий по их вине становится меньше. Главный наш учебный центр — это, конечно, старобешевский СТК. Здание новое, построено только пять лет назад. 12 классов, 400 м2 площади... — да вы сами видели, что я рассказываю. И в районе есть курсы — на ГРЭС, на руднике, в колхозах. Кстати, наш клуб тоже вырос из кур ­ сов, созданных сразу после войны по инициативе Прасковьи Никитичны. И мы чтим ее память — у чрежден специальный переходящий Красный вымпел в честь первой трактористки страны, активистки оборонно-массовой работы. ...Осталось позади гостеприимное Старобешево. Утренний, умытый и причесанный Донецк помигал нам огоньками светофоров. И снова перед автомобилем расстилаются золотые хлебные поля, зеленые моря кукурузы, солнечные веселые квадраты подсолнухов. Новомосковск, Харьков, Ахтырка... Большие и Маленькие города остаются позади. Только в Сумах мы задерживаемся .«За рулем», 1932, № 12.Эта заметка — самая давняя по хронологии, В ней нет ни фамилий, ни адре ­ сов. И потому мы, посовещавшись, р е ­ шили на ходу: не будем тратить время на поиски — вряд ли они что дадут, а посмотрим-ка на месте, кто же сейчас ведет досаафовскую работу, занимается военно-техническими видами спорта. Ведь не секрет — часто успех дела за ­ висит от того, в чьих оно руках. Итак, слово — энтузиастам, слово — об энтузиастах.Из рассказа Нины Савельевны Клемкарской, инструктора сумского обкома ДОСААФ по военно-техническим видам спорта— Ой, хороших людей, болеющих за дело, у нас много. Я даже боюсь называть фамилии — не обидеть бы кого, не забыть. С амого большого энтузиаста назвать? Так тут и думать нечего — это Игорь Шабля. Вы представить себе не можете , какой это человек! О н раньше жил во Львове, там с пятого класса и начал заниматься мотокроссом . В 1965 году выполнил норму мастера спорта СССР. А потом случилось несчастье. Н а ­ верное, слышали про Игоря Григорьева? Точно такую же травму получил Шабля. Ноги совсем отказали. А человек-то живет! Переехал он к нам. Возглавил вгородском СТК мотоциклетную секцию. На «Жигулях» ездит — куда там здо ­ ровому, с ногами... На всех тренировках, на всех соревнованиях бывает. У одного мотор послушает, подскажет, что нужно сделать, другому посоветует, как трудный участок лучше пройти, третьего просто подбодрит... Спрашиваете, кто это сейчас заходил? Это Валерий Кожушко — старший инструктор-методист. Валерий Матвеевич, если уж официально. Т оже из фанатиков — живет делами спорта и автошколы. И сам хороший спортсмен — и7 мотоциклист, и автомобилист. И трассы ищет для соревнований, и готовит их. Вот прошлой зимой на льду расчищали площадку для картинга, ну и трактор провалился. Так Валерий сам нырял в ледяную воду, цеплял трос. «За себя, — говорит, — ответить проще, чем за когото!» ...Нет, всех я, конечно, все равно не назову. Только еще об одном хочу упомянуть — о начальнике автошколы Дмитрии Григорьевиче Мациевском. Школа и спортивные дела — это неразрывное целое. У нас так поставлено: выпускник должен получить такие навыки вождения, чтобы суметь и «фигурку» откатать на третий разряд! Без всяких скидок, конечно. А путь в спорт всегда ведь начинается с третьего разряда. А дальше... Вон, скажем, возьмите Леню Коломийца — выпускник автошколы, сейчас работает водителем. Уже два го ­ да подряд завоевывает первое место в областных авторалли. Этот разговор шел в помещении областного комитета ДОСААФ . Сначала в кабинет заглядывали люди. Но постепенно в здании становилось все тише. Пошел уже восьмой час вечера. Наконец, решив, что и так злоупотребили временем хозяйки, мы извинились и сказали, что вопросов больше нет. Нина Савельевна рассмеялась: — Жаль, что уходите. Мне еще сидеть придется. Опять дома попадет, но не могу уйти. Ребята из Белополья едут на соревнования по картингу и где-то задержались в дороге. Надо дождаться, устроить в гостиницу. Вечером пошел дождь. Он шел всю ночь и весь день, сопровождая нас до самой Куликовки — районного центра неподалеку от Чернигова. Нашим первым собеседником стал заведующий отделом агитации и пропаганды райкома партии П. В. Геращенко.Отечественная война, Григорий Алексеевич Марусик пошел на фронт. А в 1942 году семья получила извещение о то#, что «младший политрук Г. А. Марусик пал смертью храбрых...» Трое его товарищей — Марко Алексеенко, Александр Спутай и Илья Гордиенко оставались до последнего дня в МТС, по поручению райкома партии занимались эвакуацией людей и колхозного имущества. Когда отходили, попали в руки фашистов. Первым погиб Александр Константинович Спутай. Марко Александрович Алексеенко некоторое время сидел в черниговской тюрьме (может, держали потому, что узнали: был перед войной секретарем райкома комсомола). Погиб он 28 сентября 1942 года, А Илья Григорьевич Гордиенко попал в концлагерь. Трижды бежал, и трижды его ловили. Прошел все круги ада, вынес фашистскую неволю. Даже успел после освобождения еще повоевать. А сейчас живет в селе Дроздовка.Из рассказа Ильи ГордиенкоГригорьевичаИз рассказа Павла ГеращенкоВасильевича— Тут в подписи к фотографии допущены две опечатки. Следует читать не Скутай, а Спутай, и не Марусин, а Марусик... Ну как же мне не знать: эти люди — гордость района, зачинатели трудовой славы. На их примере воспитываем новые поколения. Как складывались их судьбы? Да точно так же, как судьбы сотен тысяч комсомольцев тридцатых годов. Курсы трактористов, ударная работа, занятия в кружках Осоавиахима. За стахановский труд — награды Родины. Когда же началась Великая— Нет, родился я не здесь. Воспитывался в Чернигове, в детском доме. А в Дроздовке живу с 1928 года. Тут я пошел на курсы трактористов. Кончил их и стал в МТС работать. Осоавиахимовская работа у нас. была на высоте. Жили мы перед войной радостно. И работали не жалея сил, не считаясь с усталостью. В 1935 году я был награжден орденом Трудового Красного Знамени. Как сейчас помню, вручил орден Михаил Иванович Калинин. А после вручения с нами, группой орденоносцев, сфотографировались руководители партии и правительства. Вот в те годы мы и решили призвать всех механизаторов (тогда, правда, такого слова не было, но смысл именно этот) создавать на местах работы из трактористов танковые экипажи запаса. Мы думали так: умеем водить машины — значит, в бою сможем заменить друг друга. Хорошо сдружились на работе — это тоже важно: в бою верить в товарища, знать, что он не подведет. Нас поддержал тогдашний директор МТС Дмитрий Тимофеевич Ремизов. И мы четверо — Алексеенко, Спутай, Марусик ия — стали членами такого «экипажа запаса». Никто из нас, конечно, не думал, что так скоро придется на деле проверять, на что способны эти экипажи. Однако пришлось. Начался освободительный поход Красной Армии в западные области Украины и Белоруссии, мы вчетвером сели в одну боевую машину. Ябыл водителем, Марусик — командир, Спутай — башенный стрелок, Алексеенко — радист. Не успели домой вернуться — на Карельском перешейке неспокойно стало. И мы, снова вчетвером, отправились в Карелию. Вернулся я домой в 1940 году... Женился-то я еще раньше, в тридцать третьем. В тридцать четвертом уже сын родился, Петр (сейчас он майор, ракетчик). А второй сын, Григорий, родился в тридцать шестом. Живет в Чернигове, работает агрономом... Нет, это не все. «Довоенных» у меня еще трое — Людмила, Александр и Галя. А после войны, в сорок седьмом родился младший — Николай. Этот учится в академии, капитан, летчик... В первые дни Великой Отечественной меня по заданию райкома — я ведь в партии с 1936 года — оставили для эвакуации тракторов, а потом для подпольной работы... Ну, а обо всем остальном вам в райкоме партии рассказали. Чем сейчас занимаюсь? Это только так говорится: «на пенсии». Все равно хожу на работу — и косить помогаю, и сеять. Все что угодно. Я ж любую машину знаю... Как я теперь расцениваю свое былое увлечение оборонными делами? Да что тут сказать. Два моих сына — офицеры, защитники Родины. Этот путь они выбрали не случайно. Но и сейчас, как 40 лет назад, думаю, что каждый гражданский водитель, каждый тракторист должен быть готов к защите Родины. Опыт всей жизни показывает, что это совсем не лишне. Собственно, на этом заканчиваются наши путевые записи, и можно было бы с полным правом поставить здесь точку. Но мы хотим, пользуясь случаем, сказать несколько слов в адрес автомобиля, который верой и правдой послужил нам в экспедиции. Как уже упоминалось, мы совершали пробег на «ИЖ-Комби», том самом, который прошлым летом был выделен заводом для проведения редакционных испытаний. Машина прошла за время экспедиции почти 7 тысяч километров. Были длинные 700-километровые дневные пробеги по жаре, было двухчасовое «плавание» в раскисшем черноземе, была ночная езда в режиме, близком к спортивному. Машина за всю дорогу ни разу не закапризничала. И это в значительной мере способствовало успеху экспедиции. Бригада «За рулем»: Б. ДЕМЧЕНКО, П. ГАЛАБУРДА, В. КНЯЗЕВ Донецк — Старобешево — Сумы — Куликовка — МоскваОрденоносцы ку.шкоеской МЩ^фйцйаторы сазд'апия танковых ркипажеи. Слева напряло: тт. At. Алексеенко, A. Ctcymini, i. AiapvcuH и //. Гордиенид «За рулем», 1940, № 5. 8П 1ОИлья Григорьевич Гордиенко. Фото 1976 года.