только в силу своей одаренности, но еще и потому, что имеет возможность постоянно оттачивать мастерство в международных соревнованиях любых рангов и на протяжении всего года. К этому вопросу вплотную примыкает другой, касающийся обслуживания мотоциклов, подготовки их к соревнованиям. Мы видели, как Иван Маугер на тренировке проходил круг, отдавал машину механикам, садился на другую, стартовал, снова менял машину... Он доводил ее, настраивал, как хороший музыкант настраивает инструмент перед концертом. Наши же гонщики, приняв на прикидке два-три старта и сделав несколько кругов, покинули дорожку. О том, чтобы отладить технику, настроить, и речи не шло. Чемпионат мира — событие в спорте очень серьезное. Интерес к нему всегда необычайно велик. А в Польше гонки по гари особенно популярны. И потому вокруг соревнований шли самые жаркие споры, в которых выдвигались и разумные, интересные предложения. В частности, изменить систему розыгрыша чемпионского титула, ввести вместо однодневных финальных соревнований серию гонок на разных дорожках, подобно тому, как это делается в мотокроссе. Такой метод, безусловно, позволил бы исключить многие случайности. И последнее, о чем думалось на чемпионате. Нет сомнений, что наши лучшие гаревики, получив в свои руки современные мощные мотоциклы, смогут достойно бороться за самые высокие звания. Но ведь этого мало. За спиной лидеров не видно той молодежи, которая должна бы составлять «тылы» нашей сборной. Об этом речь тоже шла не раз — но проблема остается. Проблема, от решения которой в немалой степени зависит будущее нашего спидЕея. Б. ФЕДОРОВ, спецкор «За рулем»Мастер в роли дебютантаГонки по 1000-метровому треку — что это: «длинный спидвей» или «короткий ипподром»? Такой вопрос был поставлен в отчете о первом чемпионате СССР в3 гонках по ипподрому на мотоциклах класса 500 см («За рулем», 1976, М 4). » И вот снова Таллин. Второй чемпионат СССР в этом виде мотоспорта. Среди его участников — много прошлогодних знакомых: В. Смирнов, А. Щербаков, В. Пржевальский, Я, Мюрк и другие. Уже один этот перечень фамилий говорит о том, что на 1000-метровом треке пробуют силы специалисты разных видов соревнований — спидвея, гонок по льду, ипподрому и «кольцу». Условия зачета подсказывали особую тактику. В отборочных стартах не обязательно было побеждать: главное — по сумме предварительных заездов занять место не ниже двенадцатого, а в полуфинале войти в первую тройку. Этой тактики строго придерживался дебютант соревнований Сергей Тарабанько. Да, да, наш прославленный «ледовик», двукратный чемпион мира впервые вышел на 1000-метровую дорожку (лишь немногим раньше он стартовал в первенстве РСФСР и стал победителем). Здесь, в Таллине, Сергей трижды финишировал третьим, однажды вторым и спокойно обеспечил себе выход в финал. Не раскрывал всех своих возможностей и прошлогодний чемпион В. Смирнов. Дважды он приходил вторым и дважды первым. Причем побеждал только в тех заездах, где стартовали заведомо более слабые соперники. Кроме них в финал проби3 лись чемпион СССР 1975 года по ипподромным гонкам в классе 350 см Я. Мюрк, бронзовый призер В. Пржевальский, а также О. Добринский и А. Щербаков, которые в минувшем первенстве не дошли до полуфиналов. Однако на старт встало пятеро: Сергею Тарабанько не удалось пустить двигатель своей ЯВЫ. В ходе финального заезда неудача постигла Смирнова (падение) и Пржевальского (неполадки в мотоцикле). Ну, а как же с вопросом, поставленным в начале статьи? Ответ на него дал Сергей ТАРАБАНЬКО, с которым корреспондент журнала беседовал перед нача- • лом и после гонок. — За последние два года вы добились громких побед на ледяной дорожке — стали двукратным чемпионом мира, победили в первенствах СССР и РСФСР. Что побудило вас заняться ипподромными гонками? — Хотя страна наша лежит во всех географических широтах, сезон ледяных гонок очень короток — не более четырех месяцев. Как сохранить спортивную форму? Участвовал в командных гонках по спидвею. Но там и скорости пониже, чем на льду, и техника езды другая: ведь в зимнем спидвее занос заднего колеса не применяется. Гонки же по ипподрому отличаются очень высокой скоростью — 130—140 км/час. А это, на мой взгляд, важно для «ледовика». 1000-метровый трек вырабатывает реакцию, смелость, расчет; возвратясь после него на лед, где скорость пониже (около 100 км/час), быстрее и легче начинаешь разбираться в любой ситуации, внезапно возникающей на дорожке, увереннее чувствуешь себя. — Есть ли принципиальное различие в технике езды на ледяной и ипподромной дорожках? — Техника езды на 1000-метровом треке — нечто среднее между «гарью» и «льдом». На ипподроме не всегда нужен занос, и выигрывает чаще тот, кто меньше его применяет. В зависимости от состояния грунта можно на повороте «положить» машину в вираж и этим сохранить высокую скорость. Такой прием здесь, в Таллине, давал большой эффект, так как дорожка мягкая и практически нет риска упасть. В Майкопе, где проходил чемпионат Российской Федерации и где мне удалось выиграть первое место, грунт на ипподроме, наоборот, жесткий — класть машину в вираж опасно. Кроме того, подготовка мотоцикла к гонкам по ипподрому требует более высокого знания техники и более тщательной, точной регулировки двигателя. Здесь обороты даешь не только выше, но главное держишь их дольше, чем на 400-метровой дорожке. — Что пригодилось вам из опыта «ледовика» в ипподромных гонках? — На этот вопрос можно ответить очень коротко: хладнокровие, реакция, знание соперников. — Из-за обидной случайности вам не удалось здесь побороться за медаль. И тем не менее гонки понравились? — Само собой разумеется. Хочется, чтобы эти соревнования проводились чаще: два раза в год это мало. 1000-метровый трек—это отличная тренировка и для «гари» и для «льда». А точнее — не только тренировка; это самостоятельный, эмоциональный и зрелищный вид мотоспорта. Таллинский ипподром отвечает международным требованиям, и есть смысл приглашать сюда ведущих гонщиков мира для серии товарищеских встреч. Может быть, тогда советские спортсмены будут стартовать ив первенстве мира по 1000-метровому треку. Что же касается моей неудачи, то в ней винить некого. Сам виноват. Решил не торопиться с выходом на старт и начал заводить двигатель только после вызова участников. В итоге двух минут не хватило. Обидно, конечно, но это не последний мой старт на «длинном треке»: в будущем году постараюсь выступить лучше. Беседу вел Г. А ФРЕМОВ Результаты соревнований 1. Я. Мюрк (ДОСААФ, Ярваканди. Эстонская ССР); 2. О. Добринский (ВС. Ленинград); 3. А. Щербаков; 4. В. Пржевальский (оба — ДОСААФ. Луховицы. Московская область); 5. В. Смирнов (ВС, Ленинград); 6. С. Тарабанько (ВС. Новосибирск). ISг. ХожувИтоги чемпионата мира 1. П. Коллинз (Англия), «Веслейк» — 14 очков; 2. М. Симмонс (Англия). «Веслейк» — 13; 3. Ф. Крамп (Австралия). «Стеферсон» — 12; 4. И. Маугер (Новая Зеландия), ЯВА — 11; 5. 3. Плех (Польша), «Веслейк» — 11; 6. Д. Луис (Англия). «Веслейк» — 9.ТАБЛО ЧЕМПИОНАТОВЧемпионат СССР по многодневным мотосоревнованиям Личный зачет. 125, 175 см3. Юноши: 1. Ч. Рапейко (Минск); 2. С. Поваров (Москва); 3. Ю. Назурук (Калининград): 4. Г. Урбановичус (Вильнюс); 5. Н. Куликов (Подольск, Московская область); 6. А. Лагутенко (Минск). 125 см3: 1. В. Филимонов (Ташкент): 2. Я. Столовой (Львов); 3. В. Рагаускас (Паневежис, Литовская ССР); 4. А. Савченко (Калининград); 5. В. Матвеев (Москва); 6. В. Федоров (Минск). 175 см3: 1. Г. Ярыгин; 2. Е. Антонов (оба — Москва); 3. Е. Королев (Днепропетровск); 4. М. Ка.рев (Ташкент); 5. Я. Эглитис (Огре, Латвийская ССР); 6. В. Коробов (Москва). 250 см3: 1. Г. Шулик (Рязань); 2. Р. Талцис (Рига); 3. А. Мандриченко (Кишинев); 4. И. Артюх; 5. Ю. Морозов (оба — Москва); 6. Н. Зыбин (Видное, Московская область). 350 см3: 1. Н. Рамонас (Паневежис. Литовская ССР); 2. В. Якимович (Львов); 3. В. Берестовой (Джамбул, Казахская ССР); 4. Г. Марну (Кишинев); 5. В. Сидоренко (Киев); 6. А. Корнилов (Ташкент). Командный зачет: 1. Литовская ССР; 2. Москва; 3. Украинская ССР; 4. Узбекская ССР; 5. Латвийская ССР; 6. РСФСР.