«ШМЕЛЬ» С ШИННЫМ НАСОСОМБЫВАЛЫХПРОБКА-ЗАПЧАСТЬПосле нескольких лет эксплуатации «Запорожца» разрушились резиновые колпачки на крышке распределителя зажигания, надетые на высоковольтные провода. Как выход из положения, я применил вместо них полиэтиленовые пробки от бутылок (четыре штуки от полулитровых бутылок, одну от бутылки емкостью 0,7 л), просверлив в донышках отверстия диаметром 5 мм. Пробки служат исправно уже три года. В. РИККОНЕН 198263, г. Ленинград, пр. Ветеранов, 152, к. 5, не. 84 На «Волге» ГАЗ —24 после 20 — 25 тысяч километров пробега начал скрипеть шарнир в подвеске педали сцепления. Когда не удалось найти новую капроновую втулку взамен изношенной, я поставил вместо нее полиэтиленовую пробку, просверлив отверстие в донышке и подогнав длину по гладкой части болта. Такая втулка служит столько же, сколько штатная. М. КАЛИМУЛИН 414024, г. Астрахань, ул. Черненко, 17Туристский примус «Шмель» популярен у автомотолюбителей благодаря удобству пользования и простоте обслуживания. Но долговечность его насоса невелика, а ремонт путем замены деталей редко дает положительный результат. Вернуть примус в строи можно довольно простым способом. Заделайте, как показано на рисунке, в крышку 2 насоса посредством пайки штуцер 1 от автомобильной или мотоциклетной камеры и накачивайте воздух в бачок примуса шинным насосом, который всегда есть в автомобиле. В. СЕМЕНЮЧЕНКО Мурманская область, Североморский район Установка штуцера: 1 — шинный штуцер: 2 — крышка насоса: 3 — корпус насоса.НАДЕЖНАЯ КОНТРОВКАНа «запорожцах» вилки кардана полуосей крепятся к ступицам колес, четырьмя болтами. Контровка их штатными пружинными шайбами не очень надежна, и в процессе эксплуатации приходится болты подтягивать. Чтобы избавиться от этой заботы, я установил вместо шайб пластины, показанные на рисунке. После затяжки болта края пластины отгибаю на грани головки. что обеспечивает надежное стопоренне. В. ПОЛОСКОВ 196128, г. Ленинград, ул. Кузнецовская, 14, кв. 4Стопорный пластина для двух болтов. Материал — жесть, латунь и т. п. толщиной 0.8—1,0 ммБЛОКИРОВКА ОШИБОЧНОГО ПУСКАПредлагаю тиристорное устройство, предотвращающее включение на «жигулях» стартера во время работы двигателя. Схема его приведена на рис. 1. В качестве диода Д1 могут быть использованы тиристоры: КУ202 (с любым буквенным индексом). Д235, Д238, Т10 и др., допускающие импульсный ток до 10 — 25 А. Диодом Д2 может служить любой кремниевый диод, рассчитанный на прямой ток 100—300 мА (Д226, Д237 и др.). Все устройство собирается на гетинаксовой пластине размером .50x50 мм и толщиной 5 мм. Резисторы и диод Д2 располагаются на изоляционном основании, а диод Д1 устанавливается над ними на радиаторе площадью 20—25 см 3 , изготовленном из дюралюминия толщиной 1,5 — 2 мм. Собранное из исправных деталей устройство в наладке не нуждается. Крепить прибор удобнее всего на специальной дюралюминиевой пластине (рис. 2), которая устанавливается на тех же винтах, что и штатное реле РС527. В цепь управляющего электрода диода Д1 можно ввести выключатель и использовать его в качестве дополнительного противоугонного средства. Прибор безотказен в работе и не требует ухода. В. ЛАВРИНЕНКО 220012, г. Минск, Ленинсний проспект, 93, кв. 71 Рис. 1. Схема устройства, блокирующего ошибочное включение стартера: 1 — провод, идущий к стартеру; 2 — к замку зажигания; 3 — к клемме «30/51» реле РС702. Рис. 2. Пластина толщиной 1,52 мм для монтажа устройства. 87 Ор (к 5локу предохр.) генератору) Те. кто установил на «жигулях» дополнительное реле РС527 по совету С. Воробьева («За рулем», 1976, № 1) — это предотвращает включение стартера при работающем двигателе — столкнулся с досадной неприятностью. Как только стартер раскрутит коленчатый вал до оборотов выше средних, когда на зажимах генератора появляется напряжение и контрольная лампа заряда батареи гаснет, стартер автоматически отключается, независимо от того, пустился двигатель или нет. Между тем', чтобы стартер подчинялся лишь ключу зажигания, достаточно ввести в схему три диода, как показано на рис. 3. При включении стартера ключом напряжение на обмотку реле РС527 подается через диод Д1, а затем в процессе раскрутки коленчатого вала — через диод Д2 до тех пор, пока водитель пе отпустит ключ зажигания. Диод ДЗ служит для защиты контактов реле и замка зажигания от экстра-токов, возникающих 2в обмотке реле. Поскольку их величина становится небольшой, есть возможность ввести в схему «секретный» выключатель-тумблер (В) для защиты автомобиля от угона. Кстати, если выйдет из строя замок зажигания, можно пускать двигатель этим выключателем, соединив предварительно между собой накоротко провода, подходящие к замку зажигания. Для этого случая вместо тумблера лучше использовать кнопку (например, типа КМ-1-1). Устройство обеспечивает надежное включение стартера и предохраняет контакты замка зажигания и реле от подгорания. Это проверено на нескольких машинах в течение двух с лишним лет. Р. ЯХОНТОВ, Ю. ЛОЖКИН 630007, г. Новосибирск, ул. Свердлова, 21, кв. 56 (Р. Яхонтов)Рис. 3. Схема подсоединения реле и диодов.Жл (кКД 203ЛКД202Дкдгогл3