Не вы первый и не вы последний. Эту простую/ истину не нужно забывать, оказываясь по какой-либо причине в беспомощном состоянии возле умолкнувшего на дороге автомобиля. Даже самая совершенная техника ломается, а для машины, проводящей всю свою жизнь в тяжелой работе на самых разных и часто далеко не идеальных дорогах, поломка — не событие, это лишь случай, подтверждающий общую теорию надежности. Чем больше работающих деталей, тем вероятнее отказ. Не секрет, что мы сами не очень внимательным отношением к автомобилю, несвоевременным и не слишком пунктуальным соблюдением правил ухода за ним помогаем рождению неисправностей. Появляются они и по другим причинам. А потому, снаряжая автомобиль перед началом эксплуатации различным дополнительным оборудованием, за всей прочей суетой нужно не забыть оставить себе шанс добраться до гаража или до станции обслуживания. Чувство уверенности в окончании любой поездки у намеченной цели появляется вместе с небольшим мотком пенькового или нейлонового троса, уложенного в диск запасного колеса. Можно использовать для буксировки и стальной трос подходящей толщины, но он более груб в работе и передает обеим находящимся в связке машинам все жесткие рывки, возникающие в процессе движения. Независимо от того, из какого материала изготовлен буксир, согласно действующим Правилам дорожного движения, он не должен быть короче 4и длиннее 6 метров. Через равные промежутки на нем должны быть закреплены, соответственно, три—пять флажков, хорошо видимых днем ив темное время. Конечно, это правило не касается стальной трубы, которую можно использовать в качестве жесткого буксира. Ее максимальная длина должнабыть 4 метра. Но жесткий буксир — привилегия казенных автомобилей, которая исключена для автолюбителя. Во-первых, никому в голову не придет возить с собой в машине трубу, пусть даже и не самую длинную из разрешенных, а во-вторых, легковые автомобили не приспособлены для крепления жестких буксиров. Заканчивая разговор о том, на чем буксировать, можно сказать несколько слов о крепежных концах тросов. Они могут быть заделаны петлей — тогда процедура крепления сводится к тому, что петля просовывается в предназначенную для нее проушину и стопорится изогнутым ключом для колесных гаек. Можно закрепить петлю за сам трос карабином — таких конструкций тоже немало среди имеющихся в продаже. Если же у троса нет на концах петель, то их обвязывают вокруг буксирного приспособления самоподтягивающимся узлом, застрахованным от неожиданного разъединения при движении. Каждый из автомобилей имеет места для крепления буксира. У «жигулей» спереди и сзади на кронштейнах бамперов приварены специальные проушины. У «москвичей» они только спереди, а сзади трос, как иу «волг», следует крепить через серьгу правой или левой рессоры. Чтобы буксировать «Волгу» 24-й модели, изготовленную до 1972 года, трос привязывают за стальной пруток-растяжку между первой и второй поперечинами подрамника. В машинах более позднего выпуска на этой же растяжке впереди уже предусмотрена кованая буксирная проушина. «Запорожцы» приспособлены только к тому, чтобы ездить на буксире — трос можно укрепить за петлю на передней подвеске. В качестве тягачей их использовать сложно, так как сзади нет надежного места, за которое можно зацепить буксирный конец. Успех буксировки зависит не только от того, как и чем мы связали автомобили. Бывает и так, что в конце совместной поездки можно приступать к ремонту сразу двух машин — и той, что тянула, и той, которую тянули. Это уже зависит целиком и полностью от водителей, от их умения, согласованности и неторопливости. На сломанном автомобиле спешить некуда, а согласившись помочь человеку, попавшему в беду, не нужно делать вид, что для вас этоПримеры креплениябуксирных концов.Отъездить свой век, ни разу не воспользовавшись буксиром, не удалось еще ни одному автомобилю. «Длинному зажиганию» отведен специальный раздел в Правилах дорожного движения. Только в практической программе подготовки водителей этот жизненно необходимый навык не нашел достойного отражения. Поэтому ежегодное пополнение армии автолюбителей, еще не столкнувшихся со всеми превратностями шоферской судьбы, напоминает порой известный случай с обучением бремя, от которого хочется поскорее избавиться. Такое может произойти ис вами, и откровенная доброжелательность будет вам хорошим помощником. Прежде чем тронуться в совместную поездку, договоритесь о том, как вы будете сигнализировать друг другу о своих намерениях. Есть несколько испытанных правил. Водитель первой машины всегда предупреждает о маневре сигналами поворота, которые тут же дублирует второй. Несколько раз зажженные на секунду стоп-сигналы перед началом торможения предупредят буксируемого о том, что нужно быть внимательным и держать трос в натянутом состоянии. О необходимости остановиться водителю «тягача», в зависимости от времени суток, можно сообщить звуковым сигналом (мы полагаем, в столь редких случаях госавтоинспектор простит нам это нарушение) или мигающим светом фар. Самое главное правило буксировкиравномерное движение с плавными разгоном и торможением. В значительной мере это зависит от искусства водителя буксирующего автомобиля. Трогаться нужно очень медленно с полувыжатым сцеплением и на малых оборотах двигателя. Сначала натянуть трос, а какНА БУКСИРЕТормоза новых «москвичей»Иллюстрации — на 2—3-й страницах вкладки 16Тормоза «москвичей» последних моделей имеют существенные отличия от прежних «москвичовских» или «жигулевских». Вот почему М. Виноградов из Москвы и многие другие автомобилисты, купившие недавно «Москвич—2140», просят нас поместить детальное описание дисковых тормозов и других узлов этой машины. Редакция пригласила на очередное заседание «Клуба» инженера АЗЛК А. И. ЛУКАНИНА. Его выступление не повторяет инструкцию по эксплуатации автомобилей «Москвич — 1500», а дополняет ее.Z0Некоторые общие сведения. Как вы хорошо знаете, тормоза — это в автомобиле главное, от чего зависит безопасность на дорогах. Поэтому, создавая новые модели «москвичей», конструкторы АЗЛК существенно переработали всю систему. Завод применил так называемый раздельный привод тормозов (рис. 1). В системе с дисковыми передними тормозами один его контур (большой) действует на тормоза всех колес, а второй (малый) — только на тормоза передних. Первый из них очерчен на рисунке красным цветом, второй — черно-белым пунктиром.