Поток писем на темы сервиса несколько ослабевает зимой. Но с весны он неуклонно идет по восходящей, чтобы к осени достигнуть апогея. Именно в этот период после проведенного на колесах отпуска автолюбители несколько отходят душой и телом и берутся за перо. Приятная домашняя обстановка и стоящий возле дома автомобиль настраивают серьезных мужчин на добрые советы, выстраданные у бензоколонок и ворот станций обслуживания. Толстая папка с этими советами, заведенная отделом эксплуатации и сервиса, делит их на три части без остатка: первая касается работы АЗС, вторая — проблем придорожного быта, третья — срочного (отпуск идет полным ходом!) ремонта в пути. Использовав зимнюю передышку в переписке с читателями по затронутым темам, редакция попыталась выяснить, что же сделано сегодня по одному из самых острых вопросов, волнующих автомобилистов. Слово нашему корреспонденту. Тольятти чем-то напоминает Мекку для владельцев «жигулей» всех моделей и модификаций. К аких только номеров не встретишь на улицах, ведущих к заводу и расположенному рядом с ним крупнейшему в системе «АвтоВАЗтехобслуживание» спецавтоцентру. Кто действительно проездом, кто завернул «по пути», сделав крюк нилометров в пятьсот, кто — специально посетить автозавод и молодой город. Мы приехали в автоцентр посмотреть, наким. образом организована работа нового, отвечающего чаяниям автолюбителей участка срочного ремонта на оживленном маршруте. Отложив встречи с руководителями управления технического обслуживания на потом, идем сразу в цех, над которым горит надпись «Срочный ремонт». Обстановка здесь, прямо сказать, непривычная для вазовского предприятия сервиса. Людей в фирменных комбинезонах с голубой ладьей столько же , сколько и автомобилей. Но примерно вдвое больше в пальто — владельцев и попутчиков. Первое время присматриваемся, изучая «визитные карточки» — номера машин. Зауралье, Украина, Грузия, Казахстан, Пермь, Куйбышев, Саратов, Удмуртия... Вот вам и не сезон путешествии! Знаномимся с одним из автолюбителей, чья машина стоит на подъемнике. — Кунгурцев Рудольф Николаевич. Из Ижевска. Слесарь-сборщик радиоаппаратуры. Обычно я свой «ноль третий» на СТО у себя в городе обслуживаю, да и сам небольшие работы делаю, но, конечно, хороших навыков еще нет. А сейчас, при такой погоде и грязи на улице не очень хочется лезть под машину. По пути к дому решил привести в порядок коекакие мелочи, а заодно и очередное обслуживание по сервисной книжке пройти. Работы немного. При такой постановке дела, к ак на этом участке, я уже скоро освобожусь. — Вас обслуживают несколько слесарей? — Нет, один, но он на все руки мастер — и механин, и электрик. В мелочах я ему сам помогаю. Это возможно, так сказать, в пределах правил техники безопасности и моих интересов. Извинившись за помеху в работе, поосим ответить на несколько вопросов «мастера на все руки» — Н. Н. Лужилкина. — Николай Николаевич, чем отличается ваша работа на участке срочного ремонта от рыполняемой в основном цехе автоцентра? — Практически только разнообразием дел, с которыми приходится сталниваться в течение дня. За смену через мои руки проходит несколько автомобилей, и, естественно, неполадки у них разные. Но так какv нас в системе принята единая технология оемонта «жигулей», то независимо от места порядок выполнения работ одинанов. — Многие автолюбители считают, что их присутствие улучшает качество работы слесаря'. Какова ваша точка зрения по этому поводу? — Присутствие, к аки отсутствие, владельца автомобиля ни в какой степени не изменяет обязательную для нас технологию ремонта. Именно поэтому сроки гарантии, действующие в «АвтоВАЗтехобслуживании» и за ноторые мы несем личную ответственность, в несколько раз больше, чем в других организациях. В нашу беседу включается мастер участка Дмитрий Иванович Гришко. — Возможно, в будущем, когда немножко изменится психология владельца ма-шины, работать на нашем участке будет легче. Посудите сами, наша бригада из 10 человек ежедневно обслуживает от 60 до 70 автомобилей. При этом мы стараемся строго соблюдать правило: срочный ремонт — в наших заводских документах он называется мелкосрочный — прежде всего существует для транзитных машин и регулярно обслуживаемых у нас по сервисной книжне. Работы, ноторые мы можем выполнять по этому виду услуг, не должны превышать по трудоемкости одного часа. К сожалению, некоторые автолюбители забывают об этом, как только их машина попадает к слесарю. Чувство солидарности с теми, кто еще ждет очереди, утрачивается у них на удивление быстро. И знаете, порой становится обидно, что даже вот такое хорошее дело, начатое для пользы всех автомобилистов, ими жеи осложняется. — Дмитрий Иванович, каким образом снабжается запасными частями участок срочного ремонта? — В пределах тех работ, которые можно выполнить за время, отведенное для мелкого ремонта, спецавтоцентр не делает нам никаких ограничений. У бригады есть запас, позволяющий без долгих оформлений установить деталь на машину и положенный час посвятить делу. Потому-то оно и называется срочным. В конце каждого дня бригадный запас пополняется с центрального склада. Получив представление о новом участие из первых рук, мы направились в кабинет заместителя директора спецавтоцентра по производству И. Н. Ершова. — Игорь Николаевич, каково место и особенности участна срочного ремонта в структуре подразделений вашего предприятия? — Во-первых, это обособленный от всей остальной производственной территории участок, где не действует пропускной режим. Здесь выполняются работы небольшого объема, и поэтому мы исключили процедуру приемки и передачи автомобиля между владельцем и центром. Хозяин не расстается с машиной, все, что с ней делают, происходит под его непосредственным наблюдением. Обязательная для въезда в производственное помещение мойка, если нет работ под автомобилем. может быть исключена. Это тоже кое-что экономит и владельцу и нам. К ак показал наш опыт, в отведенный для срочного ремонта час высококвалифицированные слесари, которых мы ставим на этом участие, справляютсяпрактически со всеми видами дорожных ремонтов. Упростились н наши «бумажные» взаимоотношения с автолюбителем. Получив у диспетчера талон на право въезда в автоцентр, он направляется прямо к участну срочного ремонта. Здесь же мастер в порядке живой очереди оформляет заказ-наряд на основании устного заявления владельца, и автомобиль попадает к свободному слесарю. Пока машиной заняты специалисты, ее хозяин, вне всякой очереди, передает заназ-наряд и требования на полученные запчасти бухгалтеру стола заказов, оплачивает работу и получает отметку об этом в талоне-пропуске. Дубликат заназа-наряда и один экземпляр требования — мастеру, талон со штампом — вахтеру, и счастливого пути! Зная, что у путешествующих на колесах нет выходных дней, мы тоже отказались от них. Срочный ремонт ежедневно открыт с8 часов утра до 8 часов вечера. Летом, чтобы не заставлять автотуристов ожидать долгие часы помощи в самом автоцентре, выставляем передвижные бригады срочного ремонта на каж ­ дом шоссе, ведущем в город, на расстоянии 60 — 70 километров от него. Автолюбители довольны. Не остается в накладе и завод. Мы считаем, что квалифицированная помощь специалистов укрепляет позиции фирменного сервиса. Заключительным этапом нашего пребывания в Тольятти была беседа с заместителем начальника производственного управления «АвтоВАЗтехобслуживанне» по организации и производству Г. В. Кипоруком. — Геннадий Васильевич, читателям «За рулем» хотелось бы иметь представление о масштабах развития срочного ремонта на сегодня, о дополнительных формах обслуживания, которые ваше управление разрабатывает и внедряет на своих предприятиях. — По порядку поставленных вами вопросов — о срочном ремонте. Он реально существует во всех вазовених спецавтоцентрах и будет развиваться дальше, по мере строительства и ввода в эксплуатацию новых предприятий. Этой форме услуг мы считаем целесообразным отводить производственные площади и выделять самостоятельные участки тольно в крупных центрах. Небольшие СТО не загружены в такой степени и способны более гибко строить свои дневные планы. Одновременно со срочным ремонтом ищем такие направления в работе, которые помогали бы устанавливать более тесный контант с автолюбителями. Например, сейчас во всех САЦ вводится в практику техническое обслуживание в гарантийный период в присутствии владельца автомобиля. Считаем, что это только укрепит наше взаимное доверие. На 46 предприятиях, среди которых и САЦ и СТО, мы организовали службу техпомощи на дорогах и на дому. По существу, это одна из разновидностей срочного ремонта, но проводится он по вызову клиента. Как и все услуги, выполняемые нашими предприятиями, новая форма строго регламентирована, и каждый специалист, занятый на вызовах, должен соблюдать и узаконенную технологию работы с автомобилем, и правила заполнения документов, и отчетность за дневную работу. Качество не должно изменяться в зависимости от условий, в ноторых находится нуждающийся в помощи автомобиль. Поэтому в распоряжении специалистов всегда имеется необходимый инструмент, запчасти, эксплуатационные жидкости и средства техники безопасности. По просьбе владельцев «жигулей» на наших предприятиях начинает получать развитие система самообслуживания. Правда, в зимнее время потребность в ней близка н нулю. Но летом, когда количество автомобилей на дорогах существенно возрастает, мы готовимся сотрудничать с автолюбителями, предоставляя им необходимый инструмент, ГСМ, нормали и прокладки. Наши специалисты окажут им помощь в отдельных контрольно-регулировочных операциях и проконсультируют по обслуживанию и ремонту автомобилей. Жизнь подсказывает нам и другие формы работы, которые со временем получат развитие. А пока мы надеемся на взаимопонимание с автолюбителями и общую заинтересованность в дальнейшем развитии службы сервиса. Н.АНТОНОВ г. Тольятти22