н ая ) с хема . Здесь крупнодана основн аямаршрутнаямагистраль со всеми службами сервиса, п риведены схемы проездов крупных городов, а ннотациик туристским объектам — памятникам, м узеями т. п. А втомобилистыимотоциклисты могут воспользоватьсяисхемами всесоюзных туристских маршрутов ВЦСПС, р ассчитанных , к акправило , на автобусные поездки . В них, н арядус маршрутами путешествия, краткие сведенияо том, что и где можно увидеть. Т ольков 1977 году вышло более 150 наименованийтуристских схем и атласов общимтиражомоколо 14 миллио ­ нов экземпляров , в том числе 12 схем и шесть атласовспециальнодля водителей. Вот некоторыеизвышедшихвминувшем году туристских схем. «Москва—Киев—Закарпатье». Она познакомитсмногочисленными историческими и архитектурными памятниками, р асположеннымиутрассыив некотором отдалении от нее, с памятными местами минувшей войны. «Москва—Харьков — Симферополь». На этой схеме историческиеи архитект урныепамятники , п амятникина Курской дуге, где в 1943 году было одно изкрупнейшихсраженийВеликой Отечественной войны . Схема адресуеткнаходящимсянеподалеку от трассы муз еям - у садьбам А. П. Ч еховав Мелихово, В. Д . П оленоваврайоне Серпухова, Л . Н. Толстого вЯснойПоляне , И. С. Тургенева в Спасском-Лутовинове. «Симферополь — А лушта — Я лта — Севастополь — Симферополь» — м арш ­ рут по Крымскому полуострову, который позволяет ближе познакомиться спримечательнымиместами всесоюзной здравницы . Н а схеме помещеныпланы городов, у казаны адреса туристских организаций и баз. «Большое Кавказское кольцо» — схем амаршрута по территорииКраснодар ­ ского края , Грузии, А рмении , Азербайд жана , Ч ечено - И нгушетии , Северо-Осет инской АССР, К абардино - Б алкариии Ставропольского края , рассчитанного на очень опытных автотуристов (путешествие самой высокой категории сложности).« Л итературные места Центральной России» — схема включает памятные литературные места Московской, Тульской, Орловской иКалужской областей, с вязанныесжизньюи творчеством А . С. П ушкина , М. Ю. Л ермонтова , Н. В. Гоголя, Л . Н. Толстого, И. С. Тургенева, Н. А . Н екрасова , Ф. И. Тютчева, А. А . Ф ета , Н. С. Л ескова , И . А . Б унина , А. Н. А пухтина , Л . Н. Андреева, пути подъездакэтимпунктам . Из схем всесоюзных туристских маршрутовсавтобусным сообщением, и зданныхвпрошлом году, м ожно отметить «Огненную дугу», п освященнуюКурской битве (Орел, К урск , Белгород, Х арьков ) , «По БуковинеиГуцульщи не», о хватывающую Черновицкую иИвано - Ф ранковскую области. Последн яяиз схем ведет по живописным мес там , в частности по берегу реки Черем ошк городу Вижнице — центру прик ладного искусства, Ш епотскому водопаду, к горному поселку Верховина. В 1978 году Главное управление геодезии и картографии планирует издать для автотуристов 18 туристских схем иатласовавтомобильных дорог. Среди них «Золотое кольцо России» (Московс кая , Я рославская , В ладимирская , Кос тромскаяиИвановскаяобласти ) ; «По пяти республикам на автомобиле» ( Р СФСР , Б елорусская , Л итовская , Латв ийскаяиЭстонская ССР); «Ленинг рад — К иев — О десса » ; «По местамсраженийВеликой Отечественной войн ы1941 — 1 945 гг. в Подмосковье» ; «По КазахстануиКиргизии » ; «По гоголевс кимместамУкраины » и другие. Туристские схемы можно приобрести вкнижныхмагазинах , т оргующихкартографическойпродукцией , и ли зак азатьвмагазине « К арта — п очтой » по адресу : Москва, Е-116, Э нергетическая ул., 8. Е жегодно Главное управление геодезии икартографии при Совете Министров СССР издаеттематическиепланывыпуска — к аталоги . С каталогом изданий « К артыиатласы . 1978 г.» м ожно познакомиться в названных магазинах. В августе—сентябре выйдет каталог 1979 года. Л. РУСИНОВА, старший редактор Управления картографическойслужбы ГУГКЭКЗАМЕН НА АРМЫОтветы на задачи, помещенные на стр. 29. Правильные ответы — 2, 3, 7, 8, 11. 13, 16, 17, 19, 24. I. Табличка под знаком 1.6. указывает на то, что непосредственно перед самим перекрестком водитель встретит знак 2.15. а он, как известно, требует обязательной остановки независимо от того, есть на пересекаемой дороге транспортные средства или нет (пункты 26. 2.15 и 35, 5.2в). II. Водитель автоцистерны находится на главной дороге, а потому независимо от направления движения пользуется преимуществом (пункт 110). Затем' проезжает мотоциклист, как не имеющий помехи справа (пункт 111). III. Такой знак указывает на протяженность зоны разворота, а не на способ выполнения маневра. Число рядов для разворота указывает другой знак — 4.116 (пункт 33, 4.11). IV. Этот знак обязывает уступить дорогу встречным транспортным средствам, иными словами, не заставлять их водителей внезапно тормозить или менять направление движения. А это произойдет, если водитель въедет на суженный участок дороги. Стало быть, то обстоятельство, что он подъехал к нему раньше, дела не меняет. Надо останавливаться и пропускать встречного водителя (пункты 9и 26, 2.24). V. Водитель вправе выбрать при повороте любой удобный для него путь, лишь бы на выезде с перекрестка он не оказался на полосе встречного движения (пункт 87). Но пересекающая дорога имеет три полосы, а в этих условиях водителям грузовых автомобилей занимать для движения крайнюю левую полосу запрещено (пункт 7Э). VI. «Отбойный» знак 2.25г «Конец всех ограничений» отменяет все ограничения, введенные запрещающими знаками, но не предписывающими (пункт 26, 2.25). Поэтому требование знака 3.1а — движение только прямо — остается в силе до следующего пересечения. V II . Указательный знак 4.8 говорит о том, что с этой полосы разрешено двигаться налево. Но с крайней полосы можно и разворачиваться, если это не запрещено соответствующим знаком — 2.17, а его, как видите, перед перекрестком нет (пункты 33, 4.8 и 87). V III . Прерывистая желтая линия у края проезжей части говорит о том, что в этой зоне запрещена стоянка (пункт 42, 1.10). Стало быть, остановиться для посадки или высадки пассажира здесь можно. IX. Если не горят оба подфарника, то всякое движение вообще запрещено (пункт 166). Если не горит один подфарник, надо обеспечить свет с левой стороны транспортного средства и следовать в гараж (пункт 165, VB, примечание). X. На пораженное при ожоге место надо наложить сухую стерильную повязку. Перед этим можно смочить кожу спиртом, водкой, но ни в коем случае не смазывать вазелином или другими мазями, жирами.КАРТИНГЗа последние годы этот вид автоспорта получил значительное развитие в некоторых странах Европы. Об этом можно судить по статистическим сводкам за 1977 год. Так, во Франции насчитывалось 243 специализированных клуба, которые объединяли 4494 спортсмена, в Италии1282 гонщика. Сюрпризом для многих любителей спорта стал большой размах «картингизма» в Японии. В настоящее время там зарегистрированы 22 трассы, на которых ежегодно проходят около 200 соревнований. На ежегодно разыгрываемом «Большом призе Гонконга» в классе 100 см 3 , собирающем почти такой же сильный состав участников, к аки чемпионат мира, японцы показывают высокие результаты. В гонках 1977 года, которые выиграл англичанин М. Алден (карт «Дивинсон». мотор «Сирио»), они заняли пятое (Т. Кусакабе), шестое (С. Сугияма) и седьмое (И. Сугая) места. Третьим в Гонконге был Г. Хит из Австралии, а девятым К. Лэмбден из Новой Зеландии; обе эти страны располагают достаточным числом гонщиков и картов.КРОССТрадиционный тысячекилометровый кросс «Баха-1000» в Мексике всегда проходит в острой борьбе. Его трасса пролегает по пустынной каменистой местности, где нет ни дорог с твердым покрытием. ни населенных пунктов. На кроссе «Баха-1000», состоявшемся в самом конце 1977 года, абсолютно лучшее время показал американский экипаж В. Уоллингсфорд—С. Харден на мотоцикле «Хускварна» с 360-кубовым двигателем. Сменяя друг друга, они прошли 1000 км за 14 часов 36 минут, то есть со средней скоростью 68,4 км/ч. Второе место в абсолютном зачете (15 часов 10 минут) заняли автоспортсмены М. Смит и Б. Фельдкамп (США). Они выступали на одноместном зацнемоторном автомобилебагги «Фанко-СС2» с двигателем воздушного охлаждения «Порше». В этом кроссе помимо абсолютного существует зачет по 13 классам машин: мотоциклы, одноместные специальные багги, двухместные специальные багги, джипы серийные ис форсированным двигателем. пикапы, легковые автомобили с водяным охлаждением, «фольксвагеныжуки» и другие.31