32
33
нввннУ НАШИХ ДРУЗЕЙОAitLi': i ii v\\Некоторые особенности правил дорожного движения в европейских социалистических странахС каждым годом растет объем автомобильных перевозок между социалистическими странами, все шире развивается автотуризм. Для многих читателей журнала вопрос о том, есть ли ка ­ кие-то различия в правилах движения по их дорогам, приобретает не только познавательный, но и чисто практический смысл. Конечно, в целом дорожные законы во всех европейских государствах отвечают единым требованиям международных соглашений в этой области. Но, как известно, единые требования не исключают некоторых отличий, особенностей, вызванных местными условиями, иногда традициями. Каковы они у наших друзей в соседних социалистических странах? О б этом и пойдет здесь речь, хотя в коротком обзоре можно остановиться лишь на самом главном. А начать, по-видимому, надо с норм, которые определяют максимальные скорости движения в населенных пунктах и на дорогах. Вы их найдете в сводной таблице. Допуски в некоторых графах ее связаны с различной грузоподъемностью (вместимостью) машин или рабочим объемом двигателей. Теперь о некоторых особенностях в правилах маневрирования. Скажем, в Болгарии и Чехословакии любые перестроения должны заканчиваться не ближ е 30 метров перед перекрестком, а в 20-метровой зоне от него и обозначенных пешеходных переходов запрещен разворот. Нельзя разворачиваться и ближе 150 метров от неохраняемых железнодорожных переездов. В Румынии этот маневр не положен ив зоне действия запрещающих и указательных знаков. В Польше нельзя сдавать машину назад на участках дорог с интенсивным движением, а также водителям транспортных средств с разрешенным максимальным весом более 10 тонн. В Румынии двигаться задним ходом можно только на расстояние не более 50 метров. Практически во всех странах правила движения запрещают обгонять перед пешеходными переходами и на них самих, на перекрестках, возле трамвайных остановок, а также воинские автоколонны. Проблема стоянок, как вы знаете, чрезвычайно остра во многих государствах. Не случайно в городах вы нередко увидите указатели и дорожную разметку, которые разрешают стоянку машин даже на тротуарах. В то же время в Болгарии, Польше, Румынии, Чехословакии запрещены остановка и стоянка на мостах и путепроводах, а в Волга-••••••12У\\%Вот что говорят наиболее распространенные, из непривычных нашим водителям зарубежные дорожные знаки: 1 — дорога в объезд населенного пункта (ЧССР); 2 — стоянка оплачивается по паркометру (ЧССР, НРБ, ВНР); 3 - запрещено движение транспортных средств с легковоспламеняющимся, взрывчатым грузом (ВНР, ЧССР); 4 — применение цепей противоскольжения обязательно (ГДР); 5 — полоса для движения только общественного транспорта (НРБ); 6 — пункт информации (СФРЮ); 7 — движение с дистанцией меньше указанной запрещено (СФРЮ); 8 — запрещена стоянка по четным числам месяца (СРР); 9 — пересечение дорог с круговым движением: уступите движущимся по кругу (ПНР); 10 — начало дороги, на которой действуют правила движения по автомагистралям (СРР); 11 — движение всех видов механических транспортных средств запрещено (ГДР), указанным видам транспорта въезд запрещен (ВНР); 12 — участок дороги с ограниченной видимостью в продольном профиле (ВНР).©©•O0Q0Q©©*АВСТРИЯ. В декабре прошлого года здесь вступило в действие дополнение к правилам движения, обязывающее водителей двухколесных машин (исключая велосипедистов) ездить днем и ночью с включенным ближним светом и иметь при себе «права» или служебное удостоверение личности с фотокарточкой. Согласно новому дополнению, водители автомобилей, перевозящие на переднем сиденье ребенка до 12 лет, не пристегнутого специальным ремнем безопасности, наказываются штрафом в 300 шиллингов. Таким же штрафом караются мотоциклисты и водители мопедов за перевозку детей, а автомобилисты за превышение ограничений скорости на 20—30 км/ч. Полиции предоставлено право отбирать у водителей ключ зажигания в случае нарушения ими некоторых пунктов правил. Раньше эта мера применялась лишь в том случае, если водитель был в нетрезвом состоянии. ВЕЛИКОБРИТАНИЯ. По данным «Справочника дорожной статистики за 1977 год», движение по автомагистралям в 10 раз менее опасно, чем езда по улицам городов. ВЕЛИКОБРИТАНИЯ. Анализ ряда дорожно-транспортных происшествий показал, что причиной их может быть голод. Если водитель отправляется в рейс, не позавтракав, или допускает слишком большие перерывы между приемами пищи (до 12 часов), то очень низкое содержание сах арав крови может вызвать слабость, головокружение, мгновенное выключение сознания, двоение в глазах и другие болезненные явления. ИТАЛИЯ. В январе густой туман оказался причиной ряда цепных дорожно-транспортных происшествий на автомагистрали Милан — Венеция. В районе Милана в один день столкнулось более 800 автомобилей. На участке Бергамо — Врешиа, где видимость не превышала 10 метров, столкнулось свыше 200 машин. Погибло девять человек, более ста получили ранения. Несколько автомобилей сгорело. Из-за этих аварий магистраль была закрыта для движения на несколько часов. США. Суд назначил пожизненное заключение 57-летнему X. Лангфорду, который, управляя автомобилем в сильном опьянении, развил скорость 140 км/ч и выехал на полосу встречного движения, где столкнулся с другой машиной, водитель которой погиб на месте происшествия. Впервые в судебной практике США дорожно-транспортное происшествие со смертельным исходом квалифицировано как убийство. Этим и была обоснована суровость приговора. Общественность одобрила его, видя в этом одну из попыток хоть как-то уменьшить растущее число ДТП, виновниками которых оказываются пьяные водители.32 МАКСИМАЛЬНЫЕ СКОРОСТИ ДВИЖЕНИЯ Участки дорог и категории транспортных средств В населенных пунктах легковые автомобили мотоциклы автобусы грузовые автомобили На обычных дорогах легковые автомобили мотоциклы автобусы грузовые автомобили На автомагистралях легковые автомобили мотоциклы автобусы грузовые автомобили ГДР ВНР НРБ1ПНРСРРСФРЮ ЧССР50 50 50 5060 60 50 50 50 60 50 50 - 6 050 50 50. 5060 40 40 4060 60 60 60 100 80 7060 60 60 6090 100 100 90 70 80 90 70 80 80 70 80 100 120 120 100 80 100 100 80 100 80 80 100100 80 — 100 60 70 70 50 - 7 0 70 60 100 70 70 100 10080 8080 7080 80Прочерк означает, что скорости правилами не регламентированы. рии — и в зоне действия знака «Обгон запрещен». Правила проезда перекрестков почти не отличаются от тех, что приняты у нас, однако о значении некоторых сигналов светофоров и регулировщиков есть смысл сказать особо. В Польше, например, можно встретить укрепленную под светофором белую табличку с зеленой стрелкой направо. Стало быть, в этом направлении можно двигаться при любом сигнале светофора. В Болгарии и Венгрии у светофоров с дополнительными секциями можно поворачивать при зеленом сигнале и тогда, когда «стрелка» не горит, но лишь после того, как пропустите следующие прямо транспортные средства и пешеходов. В Чехословакии это положение распространяется только на случаи поворота налево (заметим, что сами дополнительные секции имеют здесь квадратную форму и располагаются на уровне красного сигнала), а когда «стрелка» горит, поворачивающие налево имеют преимущество перед всеми другими транспортными средствами, в том числе и трамваем. Наши водители приучены, что при горящей «стрелке» налево разрешен и разворот. Но это правило не применяется в Болгарии. Здесь разворот на «стрелку» разрешен лишь в том случае, если на перекрестке установлен знак «Место разворота», И последнее о светофорах. В ГДР секция правого поворота также крепится у красного сигнала светофора. Ряд своеобразных жестов применяют регулировщики. У венгерских, например, взмах правой руки за спину и ладонь левой руки, вытянутой в сторону, означают разрешение двигаться во всех направлениях со стороны правого бока регулировщика и запрет проезда всем остальным водителям. В Румынии автоинспекторы прибегают к таким дополнительным сигналам: поднятая вверх и согнутая в локте левая рука означает, что со стороны груди регулировщика всякое движение запрещено, а вытянутая в сторону правая рука запрещает движение со спины регулировщика. Несколько слов о правилах проезда нерегулируемых перекрестков. В ЧССР у трамвая на пересечениях равнозначных дорог нет никакого приоритета перед другими транспортными средствами, а в ПНР водители, находящиеся на перекрестке с круговым движением, имеют преимущество перед теми, кто въезжает на него, В Венгрии при поворотах водитель трамвая, как и все другие, обязан уступить дорогу попутным транспортным средствам, движущимся прямо. Почти во всех,странах требуют, чтобы водители нерельсовых транспортных средств останавливались у расположенных посредине проезжей части трамвайных остановок во время посадки и высадки пассажиров, если площадка для этой цели не обособлена бордюром или хотя бы линиями разметки. Пешеходные переходы вы можете встретить двух типов. На «зебре» преимуществом пользуется пешеход; на переходе, обозначенном двумя прерывистыми линиями,— транспортные средства. Упомянем, к слову, еще о некоторых особенностях в дорожной разметке, Места, где водитель должен останавливаться, чтобы пропустить тех, кто движется по главной дороге, могут обозначаться двойной пунктирной линией (Румыния), широкой прерывистой линией (Болгария, Венгрия, Чехословакия, ГДР). В Польше пешеходный переход, кроме «зебры», может быть выделен двумя сплошными линиями, нанесенными на некотором расстоянии одна от другой, Полосы для общественного транспорта в Болгарии отделяются от остальной проезжей части дороги сплошной линией желтого цвета, в Югославии желтой прерывистой, а в остальных странах, как иу нас, — сплошной белой линией. Внутри такой полосы наносят надписи «BUS» (например, в Болгарии) или «BUSC» (Венгрия), В Чехословакии направляющие островки в местах разделения или слияния транспортных потоков очерчиваются как сплошными, так и прерывистыми линиями; в первом случае на островок заезжать нельзя, во втором — можно. В заключение — о пользовании зву• ковыми и световыми приборами. Подача звуковых сигналов в принципе не запрещена. Лишь в городах и других населенных пунктах Польши и Румынии есть такие ограничения на время с 22 до 6 часов. В темное время суток ив других условиях плохой видимости принято за правило ездить, как минимум, с ближним светом фар, не пользоваться в тоннелях дальним светом и выключать его всегда, когда расстояние между вами и встречной машиной сократится до 150—200, а попутной — до 50 метров, Попадаются на дорогах Европы и незнакомые нашим водителям знаки, но в большинстве случаев их рисунок понятен и без перевода, а те, что нуждаются в этом, воспроизведены здесь. М. АФАНАСЬЕВ, начальник отдала ВНИИ БД А. РОМАНОВ, научный сотрудник ВНИИ ВДВ1С1Е1П01США. Сенат принял закон, запрещающий с 1980 года - выпускать автомобили, потребляющие' более 14,6 л бензина на 100 км. . ТУРЦИЯ. Началось строительство второго подвесного моста через Босфор. Завершится оно, как предполагают, в 1982 году. Кроме того, намечено построить под Босфором железнодорожный тоннель. ФРАНЦИЯ. По данным страховых обществ, водители в возрасте 18 лет вызывают в четыре раза больше ДТП, чем люди 30 лет и старше, 19-летние — в три раза больше, 24-летние — в два раза. ФРАНЦИЯ. Неудачей закончился эксперимент полиции в Тулузе, попробовавшей вместо штрафа применять к нарушитеICIBIEITIA•£*•••©•<чительно ухудшается. Офтальмологи склонны объяснить это неправильным питанием, длительной работой при.электрическом освещении и малым содержанием кислорода в воздухе. ШВЕЙЦАРИЯ. С марта прошлого года-все лица, желающие получить права на вождение автомобиля и мотоцикла, обязаны представить свидетельство об окончании курсов по оказанию первой медицинской помощи пострадавшим при дорожных происшествиях. ШВЕЦИЯ. Водителям всех автомобилей и мотоциклов в стране с1 октября минувшего года вменено в обязанность в любое время суток двигаться с включенным сигнальным освещением или ближним светом фар. По расчетам исследователей, езда «днем с огнем» позволит снизить количество ДТП на 20—30%.лям правил движения меры морального воздействия, посылая им всякого рода поучения и предупреждения. Водители быстро поняли, что отныне им ничто не грозит, и число нарушений возросло в 10 раз. Полиция была вынуждена вернуться к испытанной практике. ФРГ. Опубликовано сообщение о том, что, по данным офтальмологов ряда стран Европы и США, дальтонизм приобретает все большие масштабы. Сейчас в мире около 22% взрослых либо не различают вообще, либо плохо различают один из основных цветов — красный, зеленый и синий. В 1938 году таких людей ,было всего 2—3%. С дальтонизмом часто бывает связана и так называемая ночная слепота, при которой человек днем обычно хорошо видит и на большом расстоянии, а ночью ив сумерках зрение зна33