Л. МОТЫЛЕВ, начальник Главного управления Госстраха СССР, доктор экономических наук Еще в первые годы Советской власти, в далеком теперь ужа от нас 1921 году В. И, Ленин подписал декрет Совнаркома «О государственном имущественном страховании». За время, прошедшее с тех пор, страховое дело в стране получило широкий размах. В нынешних условиях развитого социалистического общества необычайно возросла его роль как экономической категории. Государственное страхование в нашей стране — одно из важных звеньев всей финансовой системы. Оно способствует развитию экономики, укрепляет материальное положение трудящихся. О растущей популярности различных видов добровольного имущественного и личного страхования красноречиво свидетельствуют такие цифры. В 1967 году Госстрах заключил с населением 47 миллионов договоров, а в минувшем — уже 128 миллионов. В девятой пятилетке мы выплатили по ним 8,2 миллиарда рублей, а в текущей — только за два года — 6,6 миллиарда рублей. Естественно, что с массовой автомобилизацией получило широкое распространение страхование находящихся в личном пользовании автомототранспортных средств. Приведем еще несколько цифр, которые, полагаем, будут интересны читателям журнала. За последние пять лет число договоров с авто- и мотолюбителями увеличилось более чем втрое, размер страховых выплат — • семь раз.Сегодня в крупных городах каждый третий из находящихся в личной- собственности автомобилей застрахован. А всего под защитой Госстраха около 20% автомобильного парка индивидуального пользования. Думается, число это будет расти еще быстрее после того, как с1 января 1978 года введены в действие новые Правила страхования транспортных средств. Они, на наш взгляд, в большей степени учитывают потребности и интересы их владельцев, условия эксплуатации, характер и причины дорожных происшествий. Прежде всего, расширился круг наших возможных партнеров. Мы теперь страхуем не только автомобили и различную мототехнику, но и любое транспортное средство, которое регистрируется в ГАИ. В частности, автоприцепы, мотонарты (снегоходы), аэросани. Договор с Госстрахом могут заключить не только те, кому транспортное средство принадлежит на правах личной собственности, но и пользующиеся им по доверенности или получившие от органов социального обеспеРасширен и перечень событий (мы их именуем страховыми случаями), при наступлении которых Госстрах обязуется возместить вам убытки. Это не только аварии, похищение транспортных средств или их повреждения при попытке угона. Возмещается ущерб от всяких стихийных бедствий — пожара, удара молнии, взрыва, бури, урагана, землетрясения, обвала, наводнения и т, п. Мы оплачиваем расходы на ремонт повреждений, которые возникли как при дорожных происшествиях, так ив результате, например, выхода из строя водопроводной или отопительной системы в гараже, где находилась машина. Стекло, разбитое камнем или иным предметом, отлетевшими изпод колес другого транспортного средства, тоже страховой случай. За что же мы не несем ответственности? За гибель или повреждение транспортного средства, если это произошло вне пределов нашей страны; похищение отдельных частей и принадлежностей машины, если она самане была угнана, или, допустим, за повреждение, причиненное во время перевозки морским, железнодорожным или другим видом транспорта. В последнем случае ущерб возмещает не Госстрах, а организация-перевозчик. Страховое возмещение выплачивается в полном объеме убытка, но, разумеется, и пределах страховой суммы. Например, ваш ВАЗ—2103 стоит 7500 рублей, застрахован он на 5000 рублей, ущерб от аварии составил 3000 рублей. Вы получите 3000 рублей возмещения, хотя машина и не застрахована на полную свою стоимость. Но если бы убыток превысил страховую сумму, предположим, равнялся 6000 рублям, то вы все равно получили бы 5000 рублей. Хочу подчеркнуть: наши тарифные ставки рассчитаны таким образом, чтобы заинтересовать владельцев страховать машины на полную стоимость. Так, если'ваш автомобиль застрахован на 500 рублей, то с каждых 100 рублей страховой суммы вы платите 4 рубля, а всего, стало быть, 20. Если же страховая сумма составляет 3000 рублей и выше, то с каждых 100 рублей с вас высчитывают только 1 руб. 50 коп. Следовательно, застраховав машину на 500 рублей, придется выплатить 20, а на 3000 — только 45 рублей. В пользу страхования на максимальную сумму можно привести и другие соображения. Вряд ли надо доказывать, что, случись серьезная авария, — и замена таких крупных частей, как кузов, или других дорогостоящих узлов и агрегатов автомобиля просто неизбежна. В таких случаях высокая страховая сумма дает возможность осилить любой ремонт или даже приобрести новую машину. Другой пример. У одного из наших клиентов новый ВАЗ — 2106 был похищен. Преступников не нашли. Но Госстрах выплатил потерпевшему ПОЛНУЮ страховую сумму — 7900 рублей. Человек смог купить другой автомобиль. Наконец, учтите, если вы непрерывно в течение двух или более лет страховали автомобиль или мотоцикл и при этом не совершили по собственной вине ни одной аварии, то при заключении договора на новый срок имеете право на скидку: два года без аварий — 10% от общей суммы платежа, три года и более — 15%. К тому же тот, кто заключает договор на весь год и вносит за страховку не менее 30 рублей, может выплачивать нам эту сумму в два приема: первую половину сразу при получении страхового свидетельства, вторую в течение четырех месяцев с момента вступления договора в силу. При краткосрочном страховании, а также по договорам, заключаемым для увеличения страховой суммы, рассрочка не предоставляется. Продав автомобиль или мотоцикл, вы можете теперь передать страховое свидетельство новому владельцу или переоформить договор на вновь купленное транспортное средство, если оно той же категории, что и проданное. Но самое существенное из последних изменений в правилах страхования состоит в том, что Госстрах возмещает теперь ущерб не только тогда, когда пашей вины в случившемся нет, но и если авария — результат ваших собственных неправильных действий. Даже уголовно наказуемых, если вы не осуждены и нарушение Правил не повлекло смерть или тяжкие телесные повреждения других лиц, а также если вы не управляли транспортным средством в состоянии опьянения. Продолжается работа по дальнейшему совершенствованию условий страхования. В частности, есть проект комбинированного страхования по одному свидетельству и автомобиля, и его владельца (от несчастного случая), и багажа или предметов дополнительного оборудования машины, Предполагается ввести тариф для заключения договора на период участия водителя в официальных спортивных соревнованиях. Изучается и вопрос о государственном обязательном страховании гражданской ответственности индивидуальных владельцев автомототранспортных средств. Жизнь не стоит на месте — развивается экономика, повышается материальное благосостояние народа, совершенствуется социальная структура общества. И характер государственного страхования не остается незыблемым. Мы уверены, что по мере улучшения его условий и расширения услуг оно будет находить все больше и больше приверженцев.Преподавателям автошкол и клубовВремя быстротечно. Я не перестаю удивляться его бегу. Вот, кажется, еще вчера сидел со мной рядом человек, боявшийся дотронуться до рычагов и педалей. А сегодня смотрю в его водительскую книжку и вижу, что программа в основном выполнена. И за рулем сидит уже не новичок, а водитель. Он, конечно, еще «зеленый». Конечно, не знает еще, да и не может знать шоферской «алгебры» — ведь мы освоили только простейшие «арифметические» действия. Но основные водительские качества в нем сформировались. Самые нужные навыки закрепились, И если чего-то я не доглядел, что-то упустил — за оставшиеся несколько часов, наверное, ничего изменить не удастся. Шлифовать, оттачивать приемы он будет уже без меня. Либо за рулем военной машины, либо в народном хозяйстве, либо на собственном автомобиле. Но взглянуть на его работу как бы со стороны и оценить наши просчеты очень важно, чтобы не повторять их в будущем. И потому одно из последних занятий я провожу не так, как все предыдущие. Я выпускаю «водителя» в «самостоятельный рейс», Это, если хотите, своего рода первая комплексная проверка всех его знаний и умений, его готовности остаться один на один с городом. Чуть ниже я расскажу, как строю это занятие. А сейчас считаю нужным сделать некоторые пояснения, Минувший учебный год существенно отличался от предыдущих тем, что' мы окончательно освоились с новыми учебными программами. В них по существу отразилось характерное для пятилетки направление деятельности трудовых коллективов, которое применительно к нам можно назвать всемерным повышением эффективности и качества подготовки водителей. Оно выдвигает на первый план в учебном процессе вождение и основы безопасности движения. Это главные критерии в оценке квалификации водителя. Таким образом, неизмеримо повышаются требования, предъявляемые к нам, мастерам практического вождения, людям, от которых в наибольшей степени зависит, каким быть водителю. А это обязывает искать новые пути и методы достижения поставленных целей. Именно в этой связи я уже не раз говорил о том, как с первых шагов важно научить хорошей манере езды, культуре водителя — всему тому, что обеспечивает производительный труд, безопасность движения. Теперь перейду к рассказу о «самостоятельном рейсе». Вспоминается одна из последних таких* См. «За рулем», 1978, Ш 1 — 4.4