Ночью за рулемВстречаются водители, которые беззаботно заверяют: «А мне все равно когда ехать: днем или ночью. Лучше даже ночью — машин на дороге мало, никто тебе не мешает». Это если не легкомыслие или бравада, то опасное заблуждение. Напомним, что девять десятых всей информации, необходимой для безопасного движения, водитель получает через зрение, а оно в темное время часто не очень-то в состоянии помочь и даже совсем отказывает при ослеплении. Кроме того, биологические часы человека «заведены» так, что днем ему нужно бодрствовать, а ночью спать, и на ночной дороге нам приходится преодолевать естественную сонливость. Далеко не всегда эта борьба заканчивается в пользу водителя. Да что говорить, статистика дорожных происшествий убедительно доказывает: ночная езда и очень трудна и опасна. На эту тему опубликовано много материалов. Здесь мы хотим познакомить читателей журнала с некоторыми рекомендациями по технике и тактике движения в темноте, которые часто приводятся в зарубежных пособиях по вождению. Не забывайте об особенностях зрения человека, вовсе не созданного для ночного образа жизни. Даже у водителя, обладающего весьма острым зрением днем, в сумерках и ночью резко сокращается зрительная зона и целостность восприятия движения по трассе. Однако можно приспособиться довольно сносно видеть в темноте. Если не отвлекаться и сконцентрировать внимание на том, что происходит в поле зрения, оно станет острее. Но не нужно напрягаться. Глаза работают лучше всего, когда они в движении, а не застыли в пристальном всматривании в один объект. Не следует задерживать взгляд на одной точке более одногодвух мгновений еще и потому, что так легко впасть в полугипнотическое состояние. Для четкого зрительного восприятия нужно непрерывно переводить взгляд с одного объекта на другой. Если вы начинаете прищуривать глаза, силясь лучше видеть, постарайтесь расслабить лицо и поглубже вздохнуть. Дополнительно поступивший кислород не только благотворно повлияет на работу мышц, но и сразу может обострить зрение. Моргание также уменьшает напряжение глаз: в те мгновения, когда веко закрывается, мышцы отдыхают. Моргание увлажняет глаза, очищает их, поддерживает циркуляцию лимфы, а все это необходимо для хорошего видения. Теперь об автомобиле. Помимо всего того, что составляет обычную подготовку машины к поездке, перед ночной дорогой особое внимание уделите системе освещения. С новым автомобилем обычно нет проблем, ноесли машина «в возрасте», у фар может быть немало недугов: желтеет зеркало рефлектора, тускнеют и сами лампы — стекло колбы покрывается серым налетом. Если вам предстоят частые ночные поездки, не жалейте обновить или хотя бы отреставрировать приборы освещения. Очень важно, чтобы фары были правильно отрегулированы. При этом надо помнить о наклоне продольной оси автомобиля, когда перемещается его центр тяжести. Машина с большим грузом в багажнике или тяжелым прицепом «задирает нос». Это подымает лучи фар, и они слепят водителей. В весьма большой степени безопасность ночного движения зависит от того, как водитель пользуется дальним и ближним светом фар. Еще раз подчеркнем, что ослепление может привести к самым роковым последствиям. Особенно опасно оно на поворотах ив момент, когда машина переваливает через верхнюю точку подъема. В таких случаях яркий сноп света возникает внезапно, и нет времени от него уберечься. При внезапном ослеплении водитель может на миг потерять представление о том, куда, например, сворачивает шоссе. На миг, на секунду, а секунда при скорости даже 30 км/ч это примерно 7—8 метров пути — расстояние вполне достаточное, чтобы оказаться в кювете. Напомним основы грамотного поведения водителя в ночной поездке. Внимательно следите за расстоянием до идущего впереди автомобиля — ночью оно должно быть в полтора-два раза больше, чем днем. Внешнюю и внутреннюю поверхности лобового стекла всегда содержите в идеальной чистоте. Грязь, следы масла, запотелость, налет копоти, царапины на нем дают при сильном встречном свете рассеивающий эффект и дезориентируют в обстановке на дороге. Никогда не глядите в упор на свет встречной машины, смотреть надо чуть вправо, чтобы исключить попадание прямых лучей на сетчатку глаз. Еще до сближения с автомобилем старайтесь запомнить характер дороги впереди — крутизну изгиба, уклона, ширину обочин. Никогда не выезжайте с включенным дальним светом на вершину подъема и на поворот дороги, особенно если он не обозревается, например, из-за стены леса. Не украшайте приборную доску блестящими наклейками; не включайте при езде свет в салоне или кабине. Если откажет система освещения, остановитесь немедленно, поставьте мигающий красный фонарь и не оставайтесь в машине без сигнальных огней. Отправляясь в дальний рейс, всегда берите с собой карманный фонарик. Ночная езда приносит немало неожиданностей. Одна из них — встреча с перебегающими дорогу дикими животными. Даже заяц, вдруг появившийся перед капотом, может стать причиной аварии: элемент внезапности способен вызвать неправильную реакцию водителя. Конечно, бережное отношение к фауне требует принятия всех возможных мер, чтобы не допускать наезда на животных. Как надо поступать для этого? Едва заметите на дороге животное — переключите дальний свет на ближний и снизьте скорость. Если дистанция невелика, тормозите. Заяц или лиса суматошно мечутся по проезжей части потому, что не могут проникнутьвзглядом за границы светового пятна. Мы должны помочь им выбраться из этой ловушки. Если все-таки наезда не избежать (в противном случае грозит авария), не предпринимайте никаких маневров и не меняйте курс. Главное — резко не тормозите! Никакая опасность вам не грозит. От удара могут пострадать лишь облицовка или световые приборы. Большую опасность представляют крупные животные — олени и лоси, но их легко заметить издали. В этом случае сразу же сбавьте скорость и, если нужно, остановите машину. Дайте возможность им перейти шоссе, погасив для этого фары. Утройте внимание в районе населенных пунктов. Здесь возможно движение велосипедистов, прохожих, повозок. Значительно осложняет езду туманная мгла, появляющаяся местами около болот, в низинах, в долинах рек. Оказавшись на таком участке, водитель должен немедленно переключить свет на ближний ч уменьшить скорость: дальний свет отражается от тумана и слепит. Подходящую для движения скорость можно определить по какойнибудь отражающей поверхности, например по дорожному знаку. Мысленно разделите дистанцию от него на четыре. Получится расстояние, на котором вы сможете различить в тумане малозаметное препятствие. Скорость должна позволить остановиться на этом расстоянии. Серьезнейшую опасность при ночном вождении представляют усталость и сонливость. В определенный час подходит момент, когда дремота одолевает все больше и больше. Если к тому же вы устали, то тягу ко сну перебороть очень трудно. Монотонность дороги, малоподвижность, высокая температура в кабине — все это усиливает сонливость. В таких случаях поддерживайте в кабине прохладу, приопустив хотя бы одно стекло. Хорошо рассеивает сонливость разговор с попутчиком или включенный радиоприемник, он заглушает однообразный шум мотора. Вообще же не будьте самонадеянны и легкомысленны. Как только почувствуете тягу ко сну, лучше всего остановиться рядом с дорогой и немного поспать. Некоторым помогает короткая прогулка, другим умывание холодной водой,'третьи сосут леденцы. Хуже всего, когда в таких случаях водитель ничего не предпринимает, надеясь на свою «выносливость». Многих это уже подводило. Довольно типичной причиной ночных аварий является неправильный обгон. Во-первых, не обгоняйте на участках, где начинает появляться туман. Подождите более благоприятного момента. Во-вторых, не идите на обгон, если вам не видна на достаточное расстояние левая обочина. Сами оказавшись в положении обгоняемого, оставьте включенным дальний свет до момента, когда обгоняющая машина поровняется с вами. Этим вы поможете ее водителю лучше видеть дорогу впереди. Но как только он перегонит вас, тут же перейдите. на ближний свет. При таких манипуляциях не забывайте, однако, о безопасности встречных водителей. Эти соображения должны преобладать во всех ваших действиях. Собрал и перевел В. РОЩАХОВСКИИ28